Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2001

Регион

Транспортно-географическое
положение Дальнего Востока

Т.А. АДАШОВА
г. Комсомольск-на-Амуре

Продолжение. Начало в № 3/2001
Порт Находки
Порт Находки

 

Заход судна в порт Ванино
Заход судна в порт Ванино

 

Порт Ванино
Порт Ванино
Картина Льва Гимова

Морской транспорт

С ростом грузоподъемности Тихоокеанского флота морской транспорт стал одной из ведущих отраслей специализации регионального хозяйства. В последние годы Дальневосточному бассейну принадлежит 1-е место в грузообороте (около половины всех отправленных грузов) морского транспорта России. Через порты региона осуществляются внешнеторговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Дальневосточный морской транспорт представлен пятью морскими пароходствами: Дальневосточным (самым крупным по тоннажу в РФ), Камчатским, Сахалинским, Арктическим и оставшимся единственным в России танкерным Приморским пароходством. В общем объеме перевозок на долю морского транспорта приходится до 13% грузовых и около 1% пассажирских перевозок.

В регионе всего 32 морских порта — 22 торговых и 10 рыбных. Однако среди них наибольшее значение имеют только 10 портов с круглогодичной навигацией и грузооборотом каждого не менее 1 млн т в год. В Приморье, где до 30% всех перевозок осуществляется морским флотом, это порты Владивосток, Находка, Восточный, Посьет и Хасанский (пос. Зарубино); в Хабаровском крае — Ванино; на Сахалине — Холмск и Корсаков; на Крайнем Севере — Магадан и Петропавловск-Камчатский. На них приходится почти 90% грузооборота всех портов Дальнего Востока. Для развития экономики региона особенно значима роль южных портов, имеющих выход на Транссиб и БАМ. Через них проходит главный грузопоток экспортно-импортных грузов всей России в страны АТР, а также каботажные грузы, идущие транзитом из центральной части страны в районы Крайнего Севера и на Сахалин. На эти порты приходится около 80% транзитных грузов. Доля экспортно-импортных перевозок составляет около 90%, включая до 50% перевозок грузов иностранных фрахтователей.

В состав пароходств входят суда различного назначения, всего до 50 типов. В основном это сухогрузные суда: балкеры4, ролкеры5, контейнеровозы, транспортные рефрижераторы, лесовозы, щеповозы, лихтеровозы6, пассажирские лайнеры, железнодорожные и автомобильные паромы, а также танкеры и ледоколы. Общее число судов торгового и рыбного флота около 400 дедвейтом 5 млн т. Средний возраст морских судов в регионе превышает 17 лет7. Замедление темпов обновления флота стало общей проблемой морского транспорта страны, а для многих дальневосточных районов состояние этого вида транспорта при отсутствии других видов связей определяет условия жизнеобеспечения хозяйства и населения. По сравнению с периодом 1981—1990 гг. поставки флоту новых судов сократились в 1,6 раза. Ожидается, что при сохранении существующего положения к началу 2001 г. будет списано более половины всех судов.

Старение судов привело к удорожанию перевозок и снижению конкурентоспособности на фрахтовом рынке. Новые суда используются в основном на перевозках грузов иностранных фрахтователей. В результате наблюдается увеличение роли внешнеторговых перевозок иностранным флотом. Если в 1985 г. его доля в перевозках на Дальнем Востоке составляла 39%, то в 1994 г. — 45%. В то же время с увеличением доли иностранного флота были введены повышенные тарифы за портовые сборы и стивидовые8 услуги. В связи с этим существенно изменилась структура доходов. Вероятно, в ближайшем будущем более 50% внешнеторговых морских перевозок через порты региона будет осуществляться флотом иностранных судовладельческих компаний. Чтобы в дальнейшем обеспечить высокорентабельную работу Дальневосточного флота, необходимо его обновление на 80%. Это снизит средний возраст судов до 10 лет. Решение проблемы во многом зависит от реализации государственной программы «Возрождение торгового флота России» (октябрь 1993 г.). В соответствии с ней с 1993 по 2000 г. предусматривается пополнить флот 589 судами суммарным дедвейтом 8,4 млн т, в том числе выделить для Дальневосточного бассейна до 200 судов.

Наибольшее сокращение перевалки грузов (в среднем более чем на 50%) наблюдается в небольших портах Приморья, Сахалина, Камчатки и порт-пунктах Крайнего Севера. В более крупных портах значительно сократилась доля каботажных грузов, в среднем грузооборот упал на 5%. Приобретение в результате приватизации портами самостоятельного статуса привело к повышению ими тарифов за портовые сборы и стивидовые услуги до уровня ведущих портов мира, а во Владивостоке — даже выше. Однако при этом они пока не обеспечивают высокой эффективности обработки флота. Среди многих причин — устаревшее техническое оборудование, особенно традиционная крановая техника, которая эксплуатируется свыше 25 лет. О необходимости технической реконструкции портов и их перегрузочных терминалов свидетельствует, например, тот факт, что на Дальнем Востоке почти столько же портов, сколько на Хоккайдо (там их 39), а грузооборот портов Хоккайдо в 10 раз превышает грузооборот дальневосточных портов.

Развитие Дальневосточного региона всегда жестко контролировалось Центром и было в значительной мере подчинено стратегическим целям СССР. Поэтому некоторые районы Дальнего Востока были закрыты для посещения не только иностранцев, но и своих граждан. В числе закрытых территорий оказались крупнейшие торговые и военные порты. Так, например, Владивосток был открыт для свободного посещения лишь в 1991 г. Вполне естественно, что это сдерживало развитие экономики и социальной сферы. Проводимая ныне политика открытости создает новые возможности для сотрудничества с зарубежными странами. Но полезной и эффективной она станет только при помощи со стороны Центра и местных органов управления.

Современные преобразования в стране, политика открытости и добрососедства стали основой для установления братских связей: Хабаровск—Ниигата (Япония), Находка—Донгхе (Южная Корея) и др. Это, в свою очередь, стимулировало открытие новых морских пассажирских линий: Находка—Пусан (Южная Корея); Находка—Донгхе (Южная Корея); Владивосток—Ниигата (Япония); Владивосток—Тояма (Япония). Планируется открыть паромную переправу между портами Корсаков (Сахалин) и Отару (Хоккайдо), по которой будут осуществляться перевозки грузов и пассажиров (до 20 рейсов за сезон).

В процессе реализации проекта «Туманган» предусмотрено строительство крупного порта в дельте реки Туманная, способного обрабатывать контейнерные грузы на базе Хасанского коммерческого порта. Через него, как предполагается, будут проходить грузы северо-восточного Китая. Это поможет компенсировать валютные потери от неполного использования мощностей других портов. Используя приграничное положение, порт будет специализироваться на транспортно-транзитном обслуживании и судоремонте. Удобное географическое положение бухты и благоприятные природные условия дают основания для рассмотрения вопроса о строительстве крупного глубоководного порта международного класса.

Оценивая работу морского транспорта Дальнего Востока, следует отметить, что его роль в условиях нового геополитического положения РФ существенно возросла. С потерей выходов на Черном и Балтийском морях из 17 пароходств страны только Дальневосточное морское пароходство не претерпело изменений. Ныне оно самое крупное в России по тоннажу и количеству судов.

Продолжение следует

4 Балкер — специализированное судно для перевозок грузов насыпью и навалом.
5 Ролкер — судно для перевозки контейнеров, леса, проката металлов, автомобилей и других грузов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки.
6 Лихтеровоз — судно для перемещения лихтеров — несамоходных морских судов для перевозки разнообразных грузов.
7 По техническим условиям международных конвенций суда свыше 15-летнего возраста не могут работать в международном линейном судоходстве и в арктических морях.
8 Стивидовые услуги — услуги, связанные с погрузкой и разгрузкой судов в морском порту.

Схема Восточного порта
Схема Восточного порта

 

Терминал генеральных грузов Восточного порта
Терминал генеральных грузов Восточного порта

 

Каботаж — вид плавания морских судов, при котором перевозка грузов и пассажиров осуществляются между портами одной страны.
Груз генеральный — ящики, мешки, тюки, бочки и др., которые в качестве тарных и штучных грузов можно пересчитать в отдельности. Г. г. — собирательный термин для тарных и штучных грузов, перевозимых на морских судах сборными партиями.
Груз навалочный — руда, уголь, зерно, удобрения и т. д., перевозимые без упаковки.
Груз насыпной — то же, что Груз навалочный.
Груз трамповый — груз, традиционно образующийся в сфере трампового судоходства. К нему, в основном, относят массовые насыпные и навалочные грузы (уголь, руда, зерно, сахар-сырец, удобрения, лес, металлы).
Судоходство трамповое — способ транспортного обслуживания морского товарооборота, главным образом массовых грузов, перевозимых пароходными партиями, при котором работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки устанавливается по соглашению сторон в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка. Транспортное судно в трамповом судоходстве направляется в те пункты, куда удалось его зафрахтовать.
Транзит грузов — перевозка грузов из одного пункта в другой через промежуточные пункты.
Дедвейт — грузоподъемность судна, когда оно нагружено до максимально допустимой отметки; складывается из веса груза, пресной воды, топлива в бункерах, людей на судне и измеряется обычно в тоннах.

Порт Восточный

Крупнейший на российском Дальнем Востоке порт Восточный располагается на юге Приморского края в бухте Врангеля, в 20 км от Находки. Он был введен в эксплуатацию в конце декабря 1973 г. Обширная незамерзающая гавань, хорошо защищенная от опасностей открытого моря, большие глубины и пологие берега способствуют тому, что порт выдерживает конкуренцию своих соседей. Порт Восточный — конечный пункт Транссибирской контейнерной линии.

При строительстве Восточного порта впервые в отечественной практике была реализована идея разделения железнодорожного и автомобильного подъездов на двух уровнях, что обеспечило безопасность и ритмичность движения. Порт имеет специализированный перегрузочный комплекс с уникальным пневмотранспортным оборудованием.

Годовая пропускная способность порта составляет свыше 18 млн т (2000 г.). Причальный фронт состоит из 17 причалов общей протяженностью 3,5 км с глубинами от 6,5 до 16,5 м. В состав порта входят крупнейшие в России угольный и контейнерный терминалы, а также лесной терминал и терминал по перевалке минеральных удобрений.

В структуру порта входит портовый флот, выполняющий служебно-вспомогательные функции. Семь буксиров разной мощности способны швартовать суда дедвейтом более 150 тыс. т. Имеются морские буксиры прибрежного плавания, лоцманские и рейдовые катера, а также танкер-заправщик грузоподъемностью 250 т.

Суда, прибывшие в порт, получают агентское обслуживание. Бункеровка транспортных судов топливом, питьевой водой производится специальными судами-бункеровщиками. Обеспечение провизией, техническим снабжением, оказание медицинских услуг осуществляется через агентские компании. Отремонтировать суда в случае необходимости можно в соседней Находке.

Пирс угольного терминала оснащен четырьмя судопогрузочными машинами производительностью 3 тыс. т в час каждая. На станции погрузки действуют два вагоноопрокидывателя, которые обеспечивают выгрузку до 700 вагонов в сутки. Четыре угольных склада позволяют одновременно хранить до 600 тыс. т угля. Пропускная способность терминала — 12 млн т угля в год.

Терминал по перевалке лесных, навалочных и генеральных грузов порта Восточный имеет следующие средства механизации: восемь портальных кранов «Сокол» грузоподъемностью 32 т каждый, портальный кран «Кондор» грузоподъемностью 40 т, три японских мостовых перегружателя (два «Мицубиси» и один «Сумитомо») грузоподъемностью 16—20 т, мобильные краны «Либхер» и «Тодано» грузоподъемностью соответственно 64 и 30 т. Кроме того, в техническом парке обеспечения порта имеются колесные бульдозеры, автопогрузчики различной грузоподъемности, тягачи с комплектом трейлеров и другое вспомогательное перегрузочное оборудование. Площадь открытых складов терминала составляет 141 тыс. м2, крытых складов — 2 тыс. м2. Вместимость железнодорожного фронта на морской и тыловой части причалов — 114 вагонов.

Общая протяженность причала терминала по перевалке удобрений — 215 м. Комплекс оснащен двумя судопогрузочными машинами, позволяющими загружать одновременно два корабельных трюма, станцией выгрузки, конвейерными лентами и другим оборудованием. На терминале планируется устройство двух закрытых складов емкостью до 100 тыс. т каждый.

Основной вид деятельности контейнерного терминала — перевалка экспортных, импортных, транзитных и каботажных контейнеров, автомобилей и генеральных грузов. Комплекс состоит из четырех причалов общей протяженностью 1284 м. Погрузку-выгрузку судов обеспечивают четыре портейнера (устройства по погрузке-выгрузке контейнеров) грузоподъемностью 30,5 т и два портейнера по 35 т. Для складских операций применяются пять транстейнеров грузоподъемностью 35 т, 13 контейнеровозов, восемь тягачей и 24 автопогрузчика грузоподъемностью от 0,7 до 25 т. Подъездные пути имеют вместимость до 100 вагонов. Площадь крытых складов составляет 13,5 тыс. м2, открытых — 464 тыс. м2. Терминал оснащен площадкой для рефрижераторных контейнеров, позволяющей обеспечить единовременное подключение и хранение до 200 контейнеров. Пропускная способность терминала — 300 тыс. контейнеров в год.

В Восточном порту в соответствии с генпланом развития можно построить 12 км причалов с пропускной способностью до 45—50 млн т. Сейчас освоена только четверть побережья, выделенного под портовое хозяйство. Таким образом, крупнейший дальневосточный порт России имеет хорошие перспективы роста в случае создания трансконтинентального транспортного коридора Европа—Тихий океан.