Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2001

Географические новости

Итоги региональных выборов

24 декабря 2000 г. состоялись последние в двадцатом столетии российские региональные выборы. Главы региональной власти были избраны в шести субъектах федерации. Интересно отметить, что нигде не понадобилось проводить второй тур выборов: победители определились уже после первого голосования. В половине случаев действующие главы регионов смогли продлить свои полномочия еще на один срок. Примерами такого рода служат Волгоградская и Челябинская обл., а также Хакасия. В трех других регионах действующие губернаторы, где-то с боем, а где-то без особой борьбы, вынуждены были уступить свои кабинеты новым владельцам, которые, как правило, пользовались поддержкой определенных московских политических кругов.

Максимальный показатель доверия избирателей — 91% (вспомнились результаты голосования в советские времена) смог заслужить известный предприниматель Роман Абрамович. Во многом этому помогло то обстоятельство, что бывший «начальник Чукотки» А. Назаров за неделю до выборов снял свою кандидатуру, чтобы, по его словам, не расколоть по политическому признаку население округа. Тем не менее абсолютное число голосов, отданных за победителя на Чукотке (около 26 400), сравнительно невелико и многократно уступает количеству бюллетеней, поданных в поддержку победителя выборов в Волгоградской обл., действующего губернатора-коммуниста Николая Максюты. «Красный губернатор» смог сохранить свой пост, несмотря на то что за него проголосовало немногим более трети пришедших на выборы избирателей региона. Областное законодательство, измененное всего лишь несколько месяцев назад, предполагает проведение местных выборов лишь в один тур.

Предварительные результаты выборов во всех шести российских регионах (по состоянию на 26.12.2000) приведены в таблице.

Избирательный марафон продолжится уже в третьем тысячелетии.

Д.В. ЗАЯЦ

Боливарская
Республика Венесуэла —
новое имя старой страны

Коренные преобразования в Венесуэле — не самой бедной латиноамериканской стране, входящей в группу стран-экспортеров нефти, — стали осуществляться в 1999 г., когда к власти в Венесуэле пришел 44-летний полковник в отставке Уго Чавес. К победе на президентских выборах его привела шумная избирательная кампания и использование популистской риторики. Имея за спиной неудачную попытку военного переворота в 1992 г., Чавес приобрел имидж решительного и бескомпромиссного «народного заступника», его политический образ стал чем-то напоминать образ нашего генерала А. Лебедя.

В Венесуэле был запущен новый социальный эксперимент, который официальные власти определили как «мирную демократическую революцию». В качестве единственного выхода, способного предотвратить катастрофу погрязшей в коррупции и экономической стагнации страны, Чавес предложил введение «чрезвычайного социального положения». Отныне спасителями Венесуэлы становились специальные военные бригады, состоящие из офицеров инженерного, медицинского, финансового и других гражданских профилей. Была ужесточена система взыскания налогов, добавились новые подати.

Уго Чавес попытался революционным путем изменить все стороны жизни страны, как это удалось, к примеру, Петру I в России. В Венесуэле должно было поменяться абсолютно все — от политической системы и уголовного кодекса до официального названия. В память о национальном герое и личном кумире президента Чавеса Симоне Боливаре Венесуэла с ноября 1999 г. стала официально именоваться Боливарской Республикой Венесуэлой (по-испански — Republica Bolivariana de Venezuela). Вскоре после вступления в должность президента Чавес приостановил деятельность парламента и передал его функции вновь созданной конституционной ассамблее. Протестующую оппозицию довольно быстро образумили полицейские дубинки и гранаты со слезоточивым газом.

Новые преобразования были выставлены на суд народа 15 декабря 1999 г., когда в Венесуэле состоялся всенародный референдум. Революционные изменения Чавеса получили поддержку 70% граждан, участвовавших в волеизъявлении, или 35% населения страны, так как свое мнение высказала лишь половина жителей Венесуэлы. «За» голосовали в основном неимущие слои населения, которым президент пообещал социальные гарантии в виде пособий, бесплатного образования и т. д.

Интересно, что, по данным независимого опроса, только 2% населения Венесуэлы сумели ознакомиться с новой конституцией страны. Вот характерные слова одного из сторонников Чавеса — 50-летнего ортопеда Пьера Кальдера: «Я не знаю, что там в этой конституции. Но мне кажется, что она должна быть лучше старой. Я голосую за Чавеса и против обманщиков, грабивших страну 40 лет».

По материалам Белорусской Деловой Газеты, № 692, 20.12.1999