Корреспонденция |
А что тут нового?..
Александр КОУНЕВ,
п. Абаза
Республика Хакасия
В журнале «География в школе», № 1 за 2000 г. появилась статья «Новые подходы к преподаванию экономической и социальной географии России в условиях перехода к рыночной экономике». Автор — академик Российской академии образоввания А.В. Даринский. Я в этой статье не нашел ничего нового. Я работаю по программе, содержащей все эти подходы, с 9-ми классами с 1990 г. Составил ее я сам. Когда на встрече в г. Абакане (столица Хакасской республики) я предложил свою программу для 9-х классов редактору журнала «География в школе» И.И. Бариновой, она посмотрела на меня как на человека ниоткуда и статья моя в журнале не появилась. Я дал открытый урок для учителей Красноярского края и нашей республики. Все удивились знаниям детей, а точнее умению совместить понятия экономики и географии, чего сегодня требует жизнь. Было предложение определить мне звание аж учителя-методиста. Затем все остыло. Стали говорить, что география в 9-х классах должна быть чистой, без всяких экономических понятий. Причина элементарная. По моим наблюдениям, учителя (за редким исключением) не знали и не знают, как совместить то и другое. Это очень большой труд, требующий немалых материальных затрат (на литературу) и, естественно, знаний по экономике. Продирался я сам, осваивая то немногое, что появлялось в газетах, журналах, по телевидению. Мне улыбнулось счастье. Я оказался единственным из учителей географии нашей республики, попавшим в Москву на курсы по экономике, которые проводил Б.А. Райзберг в 1993 г. Нам подобрали комплект литературы, которую мы унесли в свои школы, в далекие и близкие провинции.
Считал и считаю, что география в 9-х классах должна быть тесно связана с повседневной жизнью, с законами экономики. Поэтому она и называется экономической. Все изменения в ходе реформ в России, в мире должны быть в школьных программах. Этим вопросом я и занимаюсь с 1990 г. Вы знаете, интерес у детей особый, это ведь наша жизнь. В «Учительской газете» (№ 52 от 29.12.92) появилась моя статья «Попали в яблочко». Затем в журнале «Народное образование», (№ 6 за июль-август 1994 г., с. 41) была напечатана статья «Опять на энтузиазме...» Все мои сомнения были напечатаны, но только не в «Географии в школе». Меня упрекают, что «заэкономичился», есть учебники, где отражено хозяйство России и его размещение по регионам, что еще надо? А может, я на самом деле чего-то не понимаю?
Когда у нас в Абакане состоялась встреча с Витольдом Яковлевичем Ромом, я рассказал о своей программе. Он попросил меня прислать ему ее в Москву, а я просил о рецензии. Рецензии я так и не дождался. Вскоре появился учебник под редакцией В.Я. Рома и В.П. Дронова «Население и хозяйство России» для 9-х классов. Две мои темы вошли в этот учебник — «Тезис-антитезис» и «Переоценка ценностей». Я не претендую абсолютно ни на что. Боже упаси, как говорят. Я просто очень рад такому учебнику и считаю, что это лучший учебник на сегодня. Да, есть сложности, но учителю есть куда заглянуть, что оттуда взять, ну а остальное — дело мастерства учителя. Появилось и другое дополнение под редакцией В.Я. Рома «Новое в России».
Так что «Новые подходы...» А.В. Даринского для меня не новы. По-видимому, весовые категории академика и учителя несовместимы. Вы знаете, меня донимает жгучее любопытство. Хоть бы одним глазом увидеть в классе на учительском месте академика или хотя бы министра образования. У нашего министра такие призывные речи и такое мудрое выражение лица, что учителю хочется верить: хватит средств купить обыкновенного клея, чтобы склеить старую карту, и появится возможность купить нужную книгу.
Сама жизнь заставляет, чтобы программа 9—10-го классов по экономической и социальной географии шла в ногу с жизнью, со временем, в котором мы живем. А не дать России оказаться безнадежно отсталой страной, вечно побирающейся с протянутой рукой, — это забота не только меняющегося правительства, но и нас, учителей. Наверное кто-то скажет, что пафос, пафос-то какой! Я также с этим согласен, но все же!..