Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2001

Корреспонденция

Как сделать практическую работу динамичной

Герб г. Вязьмы, утвержденный в 1780 г.
Герб г. Вязьмы, утвержденный в 1780 г.

Меня волнует вопрос: «Практические работы».

У меня есть в этом году методическое пособие — Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6—10 кл.): Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 1997. Использую в своей работе рабочие тетради — В.И. Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт (по каждому курсу). — М.: «Дрофа»—«Дик», 1998. Тетради удобные для работы, рекомендованы Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, но чиновники считают, что должна быть отдельная тетрадь для практических работ. Почему? Если я считаю, что набор работ в тетради В.И. Сиротина недостаточный, если мне нужно провести дополнительный контроль знаний, записать лекцию, составить схему — конспект лекции, тогда мы работаем на дополнительных листах, которые узким скотчем вклеиваем в тетрадь. Организованные, увлеченно работающие дети приняли этот стиль работы, берегут тетради, используют их при подготовке к экзамену по географии, а такие экзамены сдают многие, несмотря на то что география не является профилирующим предметом в модных сейчас вузах.

Вернусь к методическому пособию В.И. Сиротина. Выполнение практических работ по курсам физической географии доступно, а по курсам экономической географии есть проблемы. Нет (или я не могу найти) данных о занятости населения (в странах и регионах мира) в промышленности и в сельском хозяйстве. Для выполнения практической работы «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира» использовали данные о городском и сельском населении, но не всё оно трудоспособное.

Хорошо было бы, если был бы скомпонован материал для практической работы: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)». Статистические материалы распечатывала из книги В.П. Максаковского (Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 кл.) — Ярославль, Верхне-Волжское кн. изд-во, 1995), из приложения «География» и частично использовала школьный учебник. Ваше издание самое динамичное и хотелось бы видеть обновленные данные по величине запасов и добыче основных видов минеральных ресурсов, тогда можно будет практическую работу сделать динамичной.

В курсе 9-го класса «Население и хозяйство России» значительные разночтения в учебниках Алексеева и Рома. На параллель учебников одного автора не хватает, а вариант — два учебника каждому ученику тоже невозможен. Предложить детям покупку учебников, которые стоят от 70 до 80 руб., + атлас 25 руб. + рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 25 руб. = 130 руб., а это треть, или даже половина остатков от зарплаты 50% семей детей нашей школы, психологически трудно, поэтому работаю в двух классах по Рому, в одном — по Алексееву. Это создает дополнительные сложности, но здесь ваше издание не виновато. Даю лишь информацию к размышлению.

С 29 января у нас в Вязьме ожидается большая фронтальная проверка учреждений образования. Поделюсь своими впечатлениями о проверке после ее окончания. Обстановка по мере приближения сроков проверки накаляется, так как проверяют документацию, а не «живую» работу.

Правовая защита учителя — тема, которая меня тоже интересует. В августе 2000 г. оформила пенсию за выслугу лет, но льгот не имею, так как штамп «Ветеран труда» не стоит. Разряд высший, активная жизненная позиция (большая внеурочная работа — турорганизатор, тренер по волейболу, сотрудничаю с газетой «Первое сентября», слушатель «Соловейчиковских чтений»), но когда дожила до пенсионного возраста оказалось, что у меня, победителя конкурса «Учитель года», нет министерской грамоты, а значит нет льгот, а математик я хороший и считать умею. Данный факт задел, и как разрешить проблему не знаю. Просить грамоты не умею.

Общение с материалами приложения оставляет приятное впечатление. Оформила редакционную подписку на год (трудно финансово, но получилось — отложила покупки на весну, когда восстановятся неприкосновенные запасы на непредвиденные жизненные ситуации).

Жду новых номеров как очередного открытия. Еще раз спасибо редакции, покойному Симону Львовичу за всю систему информации, которую учительство получает благодаря вашему труду.

С уважением Т.С. ШУКАЛОВА
г. Вязьма