НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА
РЕСПУБЛИКА СЕРБСКАЯ
Република Српска
Д.В.ЗАЯЦ, А.О.КОШЕЛЕВА
Республика с очертаниями тропического атолла
Непризнанная Республика Сербская (РС) включает в себя населенные сербами районы Боснии и Герцеговины — одной из пяти стран, образовавшихся на месте распавшейся в 1992 г. Югославии. Это существующее де-факто, но не признанное международным сообществом де-юре государство расположено во внутренней части Балканского полуострова. Очертания республики причудливы. Они напоминают скорее коралловый атолл в южных морях — на карте видно, будто узкая полоска суши окружает обширную лагуну. В нескольких местах государственная территория Республики Сербской сжимается до коридора шириною всего в несколько километров. Можно выделить до четырех таких «перетяжек»: на участке между Србиньей и Чайничей (ширина — 8 км), между Зворником и Углевиком (8 км), в районе Брчко (6 км), в окрестностях Модричи (12 км). Такая странная конфигурация территории — результат Дейтонских соглашений 1995 г., по итогам которых сербам было гарантировано право на обладание 49% площади Боснии и Герцеговины. Любопытно, что конфигурация территории Республики Сербской чем-то напоминает очертания другого непризнанного государства Европы — Приднестровской Молдавской Республики*. Приднестровье — это тоже узкая полоска земли, оформившаяся в результате сложного комплекса политических решений, протянувшаяся вдоль большой реки — Днестра. В Республике Сербской таких пограничных рек две — Сава и Дрина. По Саве проходит граница Республики Сербской с Хорватией, по Дрине и горным массивам Балкан — с Союзной Республикой Югославией, причем РС соседствует как с Сербией, так и с Черногорией. Наиболее протяженную, изломанную и не соответствующую природным рубежам границу Республика Сербская имеет с Мусульмано-Хорватской Федерацией — вторым государством, образовавшимся на территории бывшей югославской союзной республики. Несмотря на подписанные Дейтонские соглашения, линия раздела Боснии и Герцеговины на сербское и мусульмано-хорватское государства до конца не определена, многие ее участки оспариваются обеими сторонами конфликта.
Территория Республики Сербской — 25 053 км2. Она состоит из двух основных регионов, названных по пограничным рекам. Это Посавина на севере и Подринье на востоке. Большая часть республики лежит в пределах исторической области Босния, меньшая — в Герцеговине. Граница между Боснией и Герцеговиной примерно совпадает с дунайско-адриатическим водоразделом; Босния лежит к северу и северо-востоку от этой границы, Герцеговина — к юго-западу. Около 55% территории республики занимают горы. Высшая точка — массив Маглич на границе с Черногорией (2388 м).
От многонациональности к многоэтничности
Численность населения Республики
Сербской в конце 90-х годов оценивалась местными
статистическими службами в 1391 тыс. чел. (1997), а
Федеральным статистическим агентством в Сараеве
в 976 тыс. (1998). До начала военных действий и
массового перемещения населения, по данным
переписи 1991 г., в 43 общинах, ныне входящих в
территорию республики, проживало 1652 тыс. чел. В 31
общине сербы представляли собой наиболее
многочисленную этническую группу, в 27 они
составляли более половины всего населения. В
сербское государство, согласно Дейтонским
соглашениям, не вошли 4 общины с преобладанием
сербского населения, расположенные в Западной
Боснии (Дрвар, Гламоч и др.). В 12 общинах нынешней
Республики Сербской в 1991 г. преобладало
несербское население (в 10 — боснийское, в 2 —
хорватское). Наименьшая доля сербов отмечалась в
общинах Сребреница (всего 24%), Трново (30%), Вишеград
(33%), Братунац (35%). В настоящее время Республика
Сербская представляет собой практически
моноэтничное образование: доля сербов достигает
95%, остальные преимущественно хорваты (по
вероисповеданию в основном католики) и боснийцы
(славяне-мусульмане)**. Плотность населения
составляет 55,5 чел./км2. По меньшей мере 50 тыс.
граждан республики работают за границей, главным
образом в странах ЕС (Германии, Франции, Австрии,
Швеции).
Официальный язык — сербский, используются
как кириллический, так и латинский алфавиты.
Господствующая религия — православие.
Условия жизни населения существенно
ухудшились со времен существования единой
Югославии. Безработица в 1998 г. охватывала 60%
трудоспособного населения. Средняя заработная
плата тогда же не превышала 130 немецких марок (для
сравнения: в Мусульмано-Хорватской Федерации
этот показатель был на уровне 300 марок). Жилищный
фонд еще не до конца восстановлен после войны.
Значительная часть населения республики
относится к беженцам и вынужденным переселенцам,
полностью или частично утратившим свое
имущество. Государственные службы Республики
Сербской пытаются сгладить социальные
контрасты.
Баня-Лука — новичок в клубе европейских столиц
До Дейтонских соглашений 1995 г. полуофициальной столицей боснийских сербов был город Пале — сербская часть Сараева с населением около 95 тыс. жит. Здесь размещались все властные институты непризнанной республики. После подписания мирных соглашений столица под давлением стран Запада была переведена в крупнейший деловой и экономический центр сербской Боснии Баня-Луку (топоним в переводе с сербского означает купальня св. Луки ) с населением 218 тыс. чел. (около 16% населения Республики Сербской в 1996 г.). Баня-Лука — значительный промышленный узел, где получили развитие электроника, текстильная промышленность, производство химических волокон, кожаной обуви, целлюлозы и бумаги.
Баня-Лука — город с древней историей. Первое письменное упоминание о поселении с таким именем встречается в летописных источниках конца XV в. В 1995 г. город официально отметил свое пятисотлетие. Четыре первых века существования Баня-Луки протекали под турецким господством. В то время город стал административным центром окружающих боснийских земель. Оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в конце XIX в. привела к бурному экономическому развитию города. Город был разрушен в 1969 г. катастрофическим землетрясением, но власти СФРЮ сумели не только полностью восстановить старую Баня-Луку, но и отстроить новые жилые и промышленные кварталы. Перед распадом Югославии Баня-Лука была десятым по величине городом страны и вторым (после Сараева) городским центром в Боснии и Герцеговине. Согласно переписи 1991 г., в Баня-Луке проживало 143 тыс. жит. Почти половину из них (49%) составляли сербы. На долю хорватов и боснийцев приходилось соответственно по 19 и 11% горожан, еще 16% назвали себя югословенами. Ныне же почти все население города представлено сербами, причем около трети горожан — беженцы и вынужденные переселенцы.
Баня-Лука расположена по обоим берегам реки Врбас в месте впадения в нее Врбани. В нынешней Республике Сербской Баня-Лука — единственный крупный город, сравнительно удаленный от границ государства. До любой из них не меньше 30 км, что создает необходимый запас стратегической прочности для непризнанного правительства боснийских сербов в нынешние тревожные времена. В период боснийской войны 1992—1995 гг. Баня-Лука не была впрямую затронута военными действиями и не подверглась разрушениям, как многие другие города бывшей Югославии. Во многом благодаря этому крупный и современный город был выбран для поселения многочисленными сербскими беженцами из Хорватии и центральных и южных регионов Боснии и Герцеговины. Они заняли жилье и рабочие места покинувших город боснийцев и хорватов. К достоинствам положения Баня-Луки также следует отнести ее центральное положение в треугольнике трех балканских столиц: от Белграда город отделяет 320 км, от Загреба — 200, от Сараева — 240 км.
Помимо Баня-Луки и Пале в Республике Сербской имеются десятки городов. Приедор (52 тыс. жит.) — третий по величине город республики, расположенный в межгорной котловине между возвышенностями Козарой и Гремечем, его название в переводе с сербского означает пролом, или брешь. Биелина (40 тыс.), расположенная в северо-восточном углу республики, всего лишь в 8 км от границы с Сербией, несет функции торгового центра окружающего сельскохозяйственного района. Брчко (40 тыс.) — промышленный центр на Саве, у стратегически важного железнодорожного моста. Его принадлежность оспаривается Мусульмано-Хорватской Федерацией. Требине (36 тыс.) — крупнейший город республики в Герцеговине; на хозяйстве этого центра благоприятно сказывается близость черногорских портов Бар и Котор. Добой (28 тыс.) — город на реке Босна, центр горнодобывающего района.
Со времен последней переписи населения, проведенной властями СФРЮ в 1991 г., большинство городов увеличили свое население в основном из-за притока беженцев как из сельской местности, так и из-за границ Республики Сербской. Например, население Вишеграда увеличилось почти в 2,5 раза, Зворника и Требине — в 2 раза, Баня-Луки и Приедора — в 1,5 раза. Потеряли население в первую очередь города, в наибольшей степени затронутые разрушениями войны 1992—1995 гг.: Сребреница, Сербски-Брод, Сербское Сараево, Козарска-Дубица, Мрконич-Град.
Сербы в Боснии: шесть столетий без государства
Сербы, по вероисповеданию православные христиане, столетиями жили на землях современной Боснии и Герцеговины. Средневековое Боснийское государство управлялось князьями из сербских династий. Славянская государственность была уничтожена турецким вторжением на Балканы в XIV—XV вв. В результате политики исламизации, проводимой турецкими завоевателями, значительная часть сербов и хорватов, отказавшись от христианства, постепенно консолидировалась в новый славянский этнос — боснийцев. Изначально вероотступниками двигал чистый прагматизм: мусульмане облагались меньшими налогами, были защищены от преследований и, будучи преимущественно горожанами, имели более высокий уровень жизни. В дальнейшем ислам стал для них традиционной религией.
В конце XIX в. сербы поднялись на восстание против дряхлеющей Османской империи. Плодами успешной народно-партизанской войны 1875—1878 гг. воспользовалась Австро-Венгрия, захватившая в 1878 г. территорию Боснии и Герцеговины и закрепившая это приобретение на Берлинском конгрессе. Австро-венгерская администрация, опасаясь национального возрождения сербов, преднамеренно противопоставляла сербов хорватам и боснийцам.
В 1908 г. Австро-Венгрия подтвердила свою аннексию Боснии и Герцеговины, Османская империя была вынуждена с этим согласиться. Тем временем сложившиеся в регионе противоречия вели к крупной европейской войне: сербы видели свое будущее в воссоединении всех сербских земель в едином государстве, хорваты вместе со своими соотечественниками, проживавшими в Славонии и Далмации, боролись за национальную независимость, боснийцы испытывали ностальгию по турецкому правлению. Пороховой заряд, годами копившийся на Балканах, был приведен в действие 28 июня 1914 г.: сербский националист Г. Принцип совершил в Сараеве удачное покушение на австрийского эрцгерцога Фердинанда, вслед за этим разразилась Первая мировая война. Четырехлетняя военная кампания привела к краху Австро-Венгрии, на обломках которой в 1918 г. возникло Королевство сербов, хорватов и словенцев*** (с 1929 г. — Югославия). «Первая Югославия» была унитарным государством. Босния и Герцеговина делилась в нем на несамоуправляющиеся территориально-административные единицы — бановины.
Весной 1941 г. Югославия была оккупирована фашистской Германией. Южнославянские земли стали полигоном для обкатки экспериментов по национально-территориальному размежеванию родственных народов. Последствия этих экспериментов явственно заметны и в наши дни. Согласно гитлеровскому плану, территория Боснии и Герцеговины присоединялась к вновь образованному марионеточному государству Хорватия, власти которого тесно сотрудничали с оккупационными властями. Все военные годы хорваты, и отчасти боснийцы, пытались очистить Боснию и Герцеговину от сербского населения. Жертвами этнических чисток стали сотни тысяч сербов. Не случайно поэтому именно сербы, в том числе и боснийские, составили основную массу антифашистской Народно-освободительной армии Югославии, к весне 1945 г. освободившей всю страну.
Пришедший к власти в результате победы над фашизмом коммунистический режим Иосипа Броз Тито играл на противоречиях между государствами капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии в послевоенные десятилетия относительно динамично развиваться. В качестве модели национального строительства во «второй Югославии» был избран федерализм. Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии, принятая в 1974 г., закрепила федеративное устройство страны, субъектами которого были шесть социалистических республик (в том числе Босния и Герцеговина) и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равными. Титовская национально-государственная реформа привела к определенным успехам: стали постепенно забываться этнические чистки военных лет, в стране снизился накал межэтнических отношений. Руководство страны заявило о появлении новой наднациональной этнической общности — югославского народа. Количество людей, считающих себя югословенами (как правило, это были люди, рожденные в смешанных браках), увеличивалось от переписи к переписи, к моменту распада Югославии их доля в населении страны превысила 5%. В самой Боснии и Герцеговине, отличавшейся в СФРЮ самым пестрым национальным составом, в 1981 г. югословены составляли почти 8% населения республики, но в 1991 г., ввиду усиления процессов национального самоопределения, их доля снизилась до 5,5%.
Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национализма в Европе (причем не только в странах Центрально-Восточного региона). В 1990 г. во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы. На выборах в Боснии и Герцеговине, состоявшихся в ноябре, было три таких политических движения. Славян-мусульман представляла Партия демократического действия, интересы сербов защищала Сербская демократическая партия, избиратели хорватской национальности проголосовали за Хорватское демократическое содружество. Программы всех трех движений не содержали пункта о построении единого полиэтничного государства в Боснии и Герцеговине. Хорваты требовали присоединения всей республики, или, по крайней мере, населенных хорватами районов, к своему национальному государству, сербы ратовали за сохранение связей Боснии и Сербии в рамках югославской федерации, боснийцы, подталкиваемые мусульманскими странами, мечтали о построении на всей территории республики унитарного исламского государства****.
Временный компромисс в сложившейся ситуации был найден путем создания института коллективного президентства — Президиума Боснии и Герцеговины, в который вошли семь членов: по два от боснийской, сербской и хорватской общин и один югословен. Шаткое равновесие было нарушено выходом из состава Югославии в июне 1992 г. Словении и Хорватии. На территории последней запылали очаги вооруженных конфликтов между Народной армией Югославии, поддержанной краинскими сербами, и вооруженными формированиями хорватов. В 1992 г. глава Президиума босниец Алия Изетбегович потребовал у Белграда признания независимости Боснии и Герцеговины. К этому времени депутаты, представлявшие боснийских сербов, покинули республиканский парламент и 9 января 1992 г. провозгласили создание сербского государства в Боснии. Тогда же боснийские хорваты объявили о создании в западной Герцеговине и центральной Боснии государства Герцег-Босна.
Военные действия в 1992—1995 гг. шли в различных концах Боснии и Герцеговины. Наибольшей интенсивности они достигали в районе столицы республики Сараева, вокруг мусульманских анклавов восточной Боснии: Сребреницы, Горажде и Жепы и в районе Дойни-Вакуфа, где армия боснийских сербов пыталась сохранить коридор, соединяющий сербские территории северной Боснии с самопровозглашенной в Хорватии республикой Сербская Краина. Военная ситуация на фронтах республики менялась еженедельно. Первоначально успех сопутствовал сербам, которым удалось закрепить за собой более половины территории Боснии и Герцеговины. Однако затем, попав под каток санкций мирового сообщества, сербы вынуждены были уступить ряд важных стратегических позиций. На стороне противников сербов не было единства. То вооруженные формирования хорватов и боснийцев объединялись воедино против сербов, то вчерашние союзники насмерть схватывались в битве за крупнейший город Герцеговины Мостар. Даже боснийцы-мусульмане из Бихача выступали против режима Изетбеговича, пытаясь с оружием в руках отстоять свою автономию.
К началу 1995 г. стало понятно, что вооруженной силой накопившиеся противоречия не разрешить. Враждующие стороны были обескровлены трехлетней войной. Промышленность и транспорт страны лежат в руинах, сотни тысяч жителей Боснии и Герцеговины были согнаны со своих мест проживания. Международными наблюдателями была предложена целая серия планов по прекращению военной стадии конфликта и разведению сторон. Все планы предусматривали создание на территории Боснии и Герцеговины государственных образований трех основных народов, находящихся между собой в состоянии «мягкой федерации» под управлением неких коалиционных органов.
В марте 1994 г., согласно подписанным в Вашингтоне договоренностям, территории, находившиеся под контролем боснийцев и боснийских хорватов, объединились в Мусульмано-Хорватскую Федерацию (официальное наименование — Федерация Боснии и Герцеговины).
8 сентября 1995 г. на переговорах в Женеве международное сообщество фактически признало факт существования Республики Сербской. В ноябре того же года лидеры сторон боснийского конфликта встречались в американском Дейтоне (штат Огайо), где ими был согласован итоговый план по установлению мира в Боснии и Герцеговине. Основные положения плана были утверждены Парижским мирным договором от 14 декабря 1995 г. Сербы были вынуждены пойти на подписание этого документа из-за проводимых авиацией НАТО бомбардировок военных и некоторых гражданских объектов (мосты, дороги, промышленные предприятия) на территории Республики Сербской.
«Нарезка» (по Дейтонским соглашениям) границ двух национальных государств привела к очень большим неудобствам. По сути дела, оба образованных государства не могут полноценно существовать в своих нынешних границах. Во-первых, горнодобывающий район в центральной Боснии оказался отрезанным от центров переработки сырья, расположенных на Посавинской низменности. Во-вторых, промышленные и жилые кварталы сербского Нового Сараева обособились от центра города, населенного преимущественно боснийцами. В-третьих, железнодорожная сеть Мусульмано-Хорватской Федерации оказалась заблокированной, так как все без исключения железнодорожные выходы, ведущие к Дунайскому бассейну, проходят через территории враждебной Республики Сербской. О непростой конфигурации территории Республики Сербской мы уже говорили. Государство боснийцев и хорватов также имеет очень неудачные очертания. В Посавине федерации принадлежат два анклава (Оджак и Орашье), полностью отделенные от ее основной территории, кроме того, существуют два «выроста», соединенные с основными землями боснийцев и хорватов узкими «горловинами», — район Горажде, достигающий берегов Дрины, и южногерцеговинский коридор (предложен на переговорах делегацией хорватов, его предназначение — обеспечение безопасности хорватского Дубровника).
Дейтонские соглашения предусматривают создание единых органов управления для всей Боснии и Герцеговины: тройственного Президиума, общего правительства, общей двухпалатной Парламентской ассамблеи (Палата народов, состоящая из 15 депутатов, формируется на две трети Мусульмано-Хорватской Федерацией, на треть — Республикой Сербской; 42 места Палаты представителей заполняются по результатам прямых выборов по тем же квотам). Компетенция федеральных органов власти, согласно проекту, очень ограничена и касается лишь внешней политики. В любом другом случае два этих образования выступают на международной арене как де-факто суверенные государства: каждое из них имеет свои собственные конституцию, президентство, парламент, правительство, судебную власть, полицию, армию. Вопрос о валютном союзе пока не решается. Дейтонские соглашения в той их части, в которой говорится о создании общегосударственных институтов двух частей страны, существуют пока лишь на бумаге. Ни Республика Сербская, ни Мусульмано-Хорватская Федерация пока не признаны ни одним государством мира. Однако боснийско-хорватское государственное образование имеет свои представительства за рубежом (в том числе и в Москве), маскируя их под дипломатические офисы всей Боснии и Герцеговины.
Республика Сербская: этажи власти
Согласно конституции, Республика Сербская — президентская республика с однопалатным парламентом — законодательной ассамблеей. Глава государства — президент*****, избираемый на 5 лет прямым голосованием (с ноября 2000 г. — Мирко Шарович). Конституция закрепляет за президентом широкие полномочия. Он по должности становится верховным главнокомандующим страны, а также пользуется правом выдвижения в парламенте кандидатуры главы правительства. Исполнительную ветвь власти Республики Сербской, помимо президента, составляет правительство, включающее 16 министерств, среди которых министерства обороны, иностранных дел, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, коммерции и туризма, финансов, здравоохранения, по делам религий, юстиции, социальной помощи ветеранам войны и др.
Восстановление хозяйства
Восстановление разрушенной в результате межэтнического конфликта экономики Республики Сербской идет за счет международной донорской помощи. В отличие от Мусульмано-Хорватской Федерации, поток финансовых средств в Республику Сербскую более чем скромный. К марту 1997 г. на Республику Сербскую (49% территории и не менее 30% населения Боснии и Герцеговины) приходилось всего лишь немногим более 3% (!) международной помощи, выделенной в адрес Боснии и Герцеговины. В существующем положении ясно угадывается предвзятое стремление ведущих мировых держав изолировать сербов, списав на них всю вину за трехлетнюю гражданскую войну. Тем не менее, несмотря на блокаду, в республику прорываются отдельные кредиты и транши, позволяющие проводить, правда, не так быстро, как это необходимо, реанимацию хозяйственной жизни страны.
Перспективы разрешения конфликта
Балканы называют пороховой бочкой Европы. В таком случае Босния и Герцеговина — это ее тлеющий фитиль. На ее относительно небольшой территории величиной с Московскую область зародилась Первая мировая война, шли одни из самых кровопролитных сражений Второй мировой и совсем недавно прервалась более чем сорокалетняя мирная пауза в истории Европы. Простых вариантов разрешения целого клубка рожденных здесь конфликтов быть не может.
На сегодняшний день хрупкий мир в Боснии поддерживают миротворческие контингенты стран мира (так называемые силы по поддержанию мира в Боснии — SFOR), в составе которых служат итальянцы, поляки, голландцы, украинцы, турки и даже малайзийцы. В зону ответственности российских миротворцев с февраля 1996 г. входит северо-восточный угол Республики Сербской с городами Биелина, Углевик, Зворник. Вся территория бывшей югославской республики поделена на три сектора, которые контролируются военными контингентами ведущих стран НАТО. В британский сектор входит западная часть Боснии и Герцеговины, включающая западную часть Посавинского региона Республики Сербской и Унско-Санский, Среднебосанский, Герцегбосанский кантоны Мусульмано-Хорватской Федерации. Штаб сектора размещен в Баня-Луке. Американский сектор включает восток Посавинского региона и север Подринья Республики Сербской, а также Тузланский, Зеницко-Добойский и Посавинский кантоны Мусульмано-Хорватской Федерации (штаб в Тузле). Во французском секторе оказались юг Боснии и основная часть Герцеговины: юг сербского Подринья, Сараевский, Гораждинско-Подринский, Герцеговинско-Неретвинский, Западногерцеговинский кантоны Федерации (штаб в Мостаре). Тем не менее никакого двоевластия на указанных территориях не возникает, почти все стороны жизни контролируются правительствами двух боснийских государств.
Ту ситуацию, которая сейчас сложилась в регионе, можно определить как неустойчивое равновесие. Пока только не до конца забытые уроки войны да почти полное исчерпание сил останавливают правящие элиты сербов, хорватов и боснийцев от дальнейшей эскалации конфликта. Последние выборы, состоявшиеся во всех частях Боснии и Герцеговины в ноябре 2000 г., подтвердили, что население больше доверяет «ястребам войны», нежели «голубям мира». Видимо уже никто не верит в будущее лоскутной и противоречивой Боснии и Герцеговины — смертельно больного государства, сложившегося скорее случайно, жизнь которого полностью зависит от того, насколько своевременно и в каких количествах получит оно извне новую порцию лекарства. Похоже, что идея о свободной, демократической, полиэтничной и поликультурной Боснии — это миф, в который уже вряд ли верят всерьез даже на Западе. Страна напоминает воз из известной крыловской басни. Лебедь (боснийцы-мусульмане) рвется в облака к вершинам подлинного исламского государства, рак (сербы) пятится назад в сторону воссоздания хотя бы в усеченном виде былой югославской федерации (например, в форме союза Сербии, Черногории и Республики Сербской******), щука (хорваты) тянет в воду, то есть в сторону Адриатики, мечтая соединиться со своими соотечественниками. На все эти три силы сразу не угодишь. Наверное, было бы честнее официальным образом оформить развод и предоставить народам право самим определять свое будущее. Но маститые геополитики, сидя над картой мира, разграфленной в бело-черную шахматную клетку, обдумывают новые ходы. Как бы то ни было, балканский воз остается и ныне там, где он был, а именно в тупике.
* О приднестровской Молдавской Республике
читайте в спецномере о Молдавии (География,
№39/2000, с. 18—25) — Прим. ред.
**В отношении исламизированного славянского
населения Боснии и Герцеговины долгое время не
могли найти термин, обозначавший его этническую
принадлежность. В Югославии в различных
переписях оно упомянуто под разными названиями:
в 1948 г. как «мусульмане неопределенные», в 1953 г. —
«югословены неопределенные», в 1961 г. —
«мусульмане (этническая общность)», в 1971, 1981 и 1991
гг. — «мусульмане в смысле народности». Споры о
том, как называть эту общность людей, идут до сих
пор. В настоящей статье мы остановились на
термине «боснийцы» — наиболее распространенной
в наши дни версии имени этого этноса, хотя и он
далеко не идеален, так как славяне-мусульмане
проживают не только в Боснии, но и в Герцеговине,
Санджаке, Косово, Македонии.
***Некорректное и неполное с современной точки
зрения название государства южных славян
объясняется тем обстоятельством, что в начале
прошлого века черногорцев, македонцев и
боснийцев относили к сербскому этносу.
**** О событиях первой половины 90-х годов в этом
регионе см.: Э.Б. Валев. Югославский клубок:
Национально-этнические проблемы//География, №
7/96. — Прим. ред.
***** Республика Сербская — единственное
непризнанное государство в мире, которое одно
время возглавляла женщина. Биляна Плавшич была
президентом с 1996 по 1998 г.
****** На встрече президентов Республики Сербской и
Югославии, прошедшей 28 декабря 2000 г., была
одобрена идея о предоставлении жителям
Республики Сербской югославского гражданства.
Статья дана в сокращении.