Освоение |
Стефан Пермский — просветитель коми
Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. — СПб.: 1862. Печатается с сохранением некоторых особенностей орфографии.
|
||||||||
Святой Стефан — первый епископ Великопермский, сын соборного церковнослужителя Симеона, по прозванию Храп, родился в Великом Устюге, в первой половине XIV столетия. Стефан вместе с отцом своим, достигнув совершеннолетия, отправился в Ростовский Григорие-Богословский монастырь, где под присмотром Алексия, митрополита Ростовского, учился восточным языкам и богословию. Там пострижен он в монахи Коломенским епископом Герасимом и вскоре сделан иеромонахом. Имея случай еще в юных летах выучиться языку Пермских жителей, известных под именем Зырян, он принял намерение отправиться в Пермь* для просвещения тамошних народов христианским учением; изобрел, около 1375 года, для Пермского языка буквы и перевел на оный главные церковные книги со Славянского. Изготовив себя ко званию народного учителя, он взял благословение от Коломенского епископа Герасима, наместника митрополии, и великокняжеские грамоты для своей безопасности; отправился в Пермь и начал проповедовать Бога истинного людям грубым, невеждам, но добродушным. Они слушали его с изумлением; некоторые крестились охотно; другие, в особенности жрецы или кудесники Пермские, встревоженные сею новостию, говорили: «Как верить человеку, из Москвы пришедшему? Не Россияне ли издревле угнетают Пермь тяжкими данями и насилием? От них ли ждать нам истины и добра? Служа многим богам отечественным, изведанным благодеяниями долговременными, безумно променять их на одного, чуждого и неизвестного. Они посылают нам соболей, куниц и рысей, коими вельможи Русские украшаются, торгуют и дарят ханов, Греков и Немцев. Народ! Твои учители суть опытные старцы; а этот иноплеменник юн летами, следственно и разумом». — Но Стефан под защитою княжеских грамот, неба и своей кротости более и более успевал в душеспасительном деле. Сперва начал он проповедовать в Зырянском** селении Котласе***, при устье реки Вычегды, где для крещения идолопоклонников основал он первую часовню; потом, продолжая путь свой вверх по Вычегде, дошел до устья реки Выми. Умножив число новых христиан до тысячи, он построил близ устья этой реки первую церковь во имя Благовещения Богородицы и славил Творца вселенной на языке Пермском; а жители, самые упорные в язычестве, с любопытством смотрели на обряды христианского богослужения, дивяся красоте храма. Наконец, желая доказать им бессилие идолов, Стефан обратил в пепел одну из их знаменитейших кумирниц. Народ видел и безмолвствовал в ужасе, кудесники вопили, святой муж проповедовал. Тщетно главный волхв именем Пама хотел защитить свою веру: кумиры, разрушенные пламенем, свидетельствовали их ничтожность. Он вызвался пройти невредим сквозь огонь и воду, требуя, чтобы Стефан сделал то же. «Я не повелеваю стихиями, — ответствовал смиренный инок, — но Бог христианский велик: иду с тобою». Пама думал только устрашить его: видя же смелость противника, отказался от испытания и тем довершил торжество истинной веры. Убежденные мудрым учением Стефана, жители целыми толпами крестились и вместе с ним сокрушали идолов в домах, на улицах, дорогах и в рощах, бросая в огонь драгоценные кожи зверей, приносимые в дар сим деревянным богам, и полотняные тонкие пелены, коими их обвивали. Пишут, что главными идолами народа Пермского и Обдорского были Воипель и так называемая Золотая баба****, или каменное изображение старухи с двумя младенцами; что суеверные, убивая лучших своих оленей в честь ее, кровию оных мазали рот и глаза истукану, отвечавшему на вопросы любопытных о тайнах судьбы; что близ того места, в горах, часто раздавался звук, подобный трубному, и проч. Создав в Усть-Выми еще две церкви во имя св. Николая и архангела Михаила, Стефан основал около сей последней церкви обитель для сподвижников своих в проповедовании евангелия и завел школы, в коих обучали Зырянских детей на Пермском языке часослову, псалтыри и другим переведенным на их язык книгам. Положив таким образом основание своей паствы, в 1383 г. он отправился в Москву к митрополиту Пимену с донесением об успехе своих миссионеров, где и был признан достойным епископского сана. Сей новый святитель, возвратясь в землю, им просвещенную, заслужил имя отца Пермян, учил, благодетельствовал; во время голода доставлял им хлеб из Вологды и ездил в Новгород ходатайствовать за них у правительства. В 1387 г. в селе Усть-Выми, что ныне в Яренском округе, началась для новокрещенных новая Пермская епархия. В 1396 г. Стефан снова поехал в Москву по делам своей епархии, но по приезде в Москву занемог и того же года, 26 апреля преставился. Св. Стефан погребен в церкви Спаса на Бору, что в Кремле. Сей ревностный проповедник слова Божия провел в неутомимых трудах 21 год и был Великопермским епископом 13 лет. Церковь Российская причла его в XVI столетии к лику святых и празднует память его апреля 26*****. Совершенное обращение великой Перми последовало не прежде 1462 г. В 1503 г. великий князь Иоанн Василиевич****** переселил Пермских епископов в Вологду и основал епархию Вологодскую. Архиереи оной именовались прежде Вологодскими и Великопермскими; потом, с 1589 г., возобновлена епархия царем Алексеем Михайловичем под именем Вятской и Великопермской. Она разделилась в 1799 г. на две отдельные, под именем Вятской и Слободской, Пермской и Екатеринбургской. Ныне архиепископы Пермской епархии именуются Пермскими и Верхотурскими. Книги церковные, переведенные Стефаном на Пермский язык, к сожалению, не сохранились. Буквы, изобретенные Стефаном, сходны со Славянскими названием и порядком. В записках историографа Миллера находится Пермская подлинная азбука, выписанная им из одной книги Стефанова жизнеописания, хотя и неполная. Древнепермская (коми) азбука Стефана
Пермского
|