Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2001

ОСВОЕНИЕ

КАК ПОЯВИЛИСЬ ГОРОДА

К.С.ЛАЗАРЕВИЧ

Первый город на территории нынешней Республики Коми появился лишь в конце XVIII в.
С давних пор известно большое село Усть-Вымь при впадении Выми в Вычегду. При Дмитрии Донском, в 1383 г., оно стало центром вновь образованной Пермской епархии, которую возглавил епископ Стефан (Храп), известный в истории как Стефан Пермский. Стефан обращался к населению с проповедями на языке коми (зырянском), составил для этого языка первую письменность и перевел на него священное писание.
В 1542 г. при впадении Цильмы в Печору основано село Усть-Цильма, которое на несколько десятилетий стало центром горного дела — в окрестностях добывали медь и серебро; потом запасы цветных металлов там истощились. Население было в основном русское, а с середины XVII в., когда на Цильму в большом количестве переселились старообрядцы, стало исключительно русским.
С 1586 г. известен зырянский погост Усть-Сысольск при впадении Сысолы в Вычегду. Ему и было суждено стать первым городом на рассматриваемой территории; Усть-Вымь и Усть-Цильма — до сих пор сёла. Статус города Усть-Сысольск получил при Екатерине II, в 1780 г. И был он здесь единственным городом в течение 160 с лишним лет. К началу Великой Отечественной войны, кроме столицы республики, городов в Коми АССР не было. Столица же к тому времени получила название Сыктывкар (Сыктыв — принятое у коми название реки Сысолы, кар — город; то есть город на Сысоле).
Возникновение и рост почти всех остальных городов характерны для районов нового освоения и связаны с развитием транспорта и добычей полезных ископаемых.
Во время войны — не было бы счастья, да несчастье помогло — пришлось спешно строить железную дорогу от Котласа до Воркуты для вывоза воркутинского угля, так как Донбасс был на время потерян. На дороге сразу обозначились три важные точки: Воркута, ради которой вся дорога строилась; Ухта, где еще в середине XVIII в. существовал нефтепромысел; пересечение дороги с р. Печорой. В этих точках и возникли города.
В Воркуте поселок уже был, там с 1931 г. добывали уголь. Статус города Воркута получила в 1943 г. При пересечении железной дороги с р. Ухтой существовал с 1929 г. поселок Чибью, а еще раньше, в 1920—1921 гг. был кустарный нефтепромысел; здесь в том же 1943 г. возник город Ухта.
Третий город на железной дороге, в отличие от первых двух, образовался практически на пустом месте, так же, как возник раньше Новосибирск на пересечении Транссиба с Обью. Масштаб, конечно, не тот, но сходство значительное: пересечение единственной в регионе железной дороги с самой крупной рекой. Пристанционный поселок Печора, слившись с поселком у речного порта, стал городом в 1949 г.
С железной дорогой связаны также Сосногорск, ставший городом в 1955 г., Микунь (1959) и Емва (1985).
Сосногорск — спутник Ухты, на расстоянии около 15 км от нее на пересечении железной дороги с р. Ижмой. Здесь находятся управление отделения железной дороги и предприятия железнодорожного транспорта*.
Пристанционный поселок Микунь разросся, когда построили ветку на Сыктывкар — до этого столица республики была в стороне от железной дороги; дальнейший рост поселка, а потом города связан с продолжением линии Сыктывкар—Микунь до Кослана на Мезени.
Наряду с самым старым городом республики, пожалуй, только самый молодой — Емва — не связан с районами нового освоения. Поселок вырос и превратился в город (1985 г.) благодаря железной дороге, но поселение в этом месте было старое (Княж-Погост; так же называется станция в Емве; Княжпогостским называется и район, центром которого служит Емва). Это давний центр лесозаготовительной промышленности и деревообработки.
Инта, Вуктыл и Усинск непосредственно с железной дорогой не связаны.
Инта как город на три десятилетия старше Емвы (1954). Поселок возник в 1940 г. как центр угледобычи в юго-западной части Печорского каменноугольного бассейна. Железная дорога прошла несколько стороной — в 12 км от города.
Вуктыл — это один из двух молодых городов республики, связанных с добычей нефти и газа. Месторождение газового конденсата открыто здесь в 1964 г., городом поселок стал в 1984 г. Здесь начинался газопровод «Сияние Севера» (позднее с востока к Вуктылу примкнула новая часть этого газопровода — от Медвежьего и Уренгоя).
Усинск в подробном «Атласе Коми АССР» 1964 г. вообще не показан, на его месте ничего нет. Сейчас это крупный центр нефтедобычи, до него дотянули стокилометровую ветку от основной железнодорожной магистрали.
То обстоятельство, что почти все города республики — центры нового освоения, накладывает отпечаток на национальный состав их населения. Еще в Сыктывкаре можно почаще услышать разговор на коми или характерный акцент в русской речи. А уже Ухта, Воркута и прочие молодые города — практически целиком русскоязычные.
Итак, хронологически:

1780. Усть-Сысольск (Сыктывкар), единственный старый город на территории республики.
1943. Воркута, центр угледобычи, конечный пункт железнодорожной линии из Котласа.
1943. Ухта, центр нефтяной промышленности на железной дороге Котлас—Воркута.
1949. Печора, транспортный узел на месте пересечения этой дороги с р. Печорой.
1954. Инта, центр угледобычи на юго-западе Печорского бассейна.
1955. Сосногорск, крупная железнодорожная станция, предприятия обслуживания железной дороги.
1959. Микунь, начало железнодорожной ветки на Сыктывкар, в дальнейшем — пересечение дорог Котлас—Воркута и Сыктывкар—Кослан.
1984. Вуктыл, центр добычи газового конденсата, начало газопровода.
1984. Усинск, центр нефтедобычи, в дальнейшем конечная станция железнодорожной ветки.
1985. Емва (Княж-Погост, некоторое время — поселок Железнодорожный), центр района лесоразработок, деревообработки.


* Именно поэтому в расписании нет поездов Москва—Ухта, но есть поезда до гораздо менее известного Сосногорска; по дороге из Москвы Ухта будет для них предпоследней станцией.