Географическая геральдика |
|
Добыча в тундреС. Р.Герб Усинска — нефтяная вышка на фоне условного изображения чума. Чум — вовсе не характерное жилище для таежников коми, это скорее ненецкий символ, и он верно отражает ту природно-этнографическую зону, в которой разворачивается экономическая деятельность компаний Усинска. Рисунок усинского герба не поражает оригинальностью: буровая вышка — символ довольно затасканный в современной доморощенной геральдике. Его художественная неоригинальность особенно бросается в глаза при сравнении с гербом Ухты (см. с. 9). Но для географа важно обратить внимание на существенное природно-зональное различие: на ухтинском щите пришлая нефтяная вышка вторгается в тайгу (фон — ель), а на усинском — в тундру (фон — чум). Обратим внимание и на то, что в Ухте доля коми существенно выше и там они — вторая по численности населения национальность (см. с. 9). |
Добыча в лесуХотя ель на гербе и существенно выше нефтяной вышки, это, конечно, не следует понимать так, что лесное хозяйство здесь важнее, чем нефтяная отрасль. Недаром ель убрана на второй план и скорее обозначает природный фон, чем экономическую суть города. Герб не портят, но и не украшают дежурные символы, которыми напичканы многие наши наштампованные в XX в. гербы: мастерок (символ строительства; но в каком городе, скажите, строительства нет?) и раскрытая книга (символ образования, которое тоже есть в любом городе). Впрочем Ухта, конечно, имеет некоторые особые права на такие символы: все-таки мощная стройиндустрия, включающая и добычу нерудных материалов, все-таки вузы в городах, не являющихся областной или республиканской столицей, — не такое уж частое явление. Сравнение с гербом Усинска см. на с. 7. |
Градиент на стыке двух средЩит печорского герба разделен вертикально на красную и голубую части, что, по-видимому, и символизирует положение города на стыке рельсовой и речной «стихий». Энергичная стрелка, прорывающаяся из красного поля в голубое, по-видимому, и символ перевалки грузов, и символ мощной печорской энергетики. В стрелку вписана схематическая зеленая ель, знаменующая таежный природный фон и одну из транспортно-промышленных функций. Во главе щита — дежурный орнамент, дань национальной политкорректности. Герб утвержден горсоветом в 1983 г. |
Электроэнергетика: в основе Печора, выдвинутая навстречу топливуПроизводство электроэнергии в республике в 1999 г. составило 7,7 млрд кВт•ч, а суммарная установленная мощность Коми энергосистемы — 1764 МВт. Электрогенерирующие мощности представлены Печорской ГРЭС мощностью более 1 млн кВт (5 блоков по 200—215 МВт), тремя ТЭЦ — Воркутинской, Сосногорской и ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК (см. с. 24)— суммарной мощностью 1,1 млн кВт, а также небольшими ветроэнергостанцией, гидроэлектростанцией, несколькими паротурбинными и дизельными электростанциями. За пределы республики ныне отпускается около 5% от всего объема произведенной электроэнергии. Намечено осуществить обновление базы действующих предприятий электроэнергетики, а также начать строительство Интинской ТЭЦ и Южной ТЭЦ в Сыктывкаре. |
|
Назад, в берлогу!С.В. РОГАЧЕВ«Медведь, лежащий в берлоге, в знак того, что такового рода зверей в окрестностях сего города находится довольно» — так объясняется старинный герб Усть-Сысольска в официальном описании (в верхней части — герб Вологодской губернии, к которой уезд тогда относился). Добавим, что фигура медведя в российской геральдике нередко связана с финно-угорскими мотивами*: ярославский медведь напоминает о некогда жившей здесь мере, пермский — о камских финно-уграх. Но эти медведи уже усмирены (ярославский — на задних лапках и несет убившую его секиру Ярослава Мудрого; пермскому язычнику на спину возложено Евангелие), их территории русифицированы. Усть-сысольский же пытается сохранять самобытность, убрав большую часть тела в недоступную для новоосвоителей берлогу. Оптимизм советского времени и звон циркулярной пилы (во главе щита) вывели коми мишку из берлоги. Зато он четко осознал свое географическое положение — у впадения Сысолы в Вычегду в «локальном экстремуме» вычегодской долины. Герб, принятый в 1993 г., загнал медведя опять в берлогу: очень в духе времени, когда руководители каждого субъекта федерации поспешили окуклиться в своих границах, чтобы спокойнее вкушать выпавшие на их долю куски общенародной собственности (видимо, этот лакомый кус-росток и придерживает суверенный миша лапками). Вычегда и Сысола на новом гербе якобы продолжают сливаться, но на реки они больше уже совсем не похожи, а превращены в два растрепанных сине-зелено-белых полотнища флага Республики Коми (поди опознай в этих отрезах полосатой ткани географические объекты). Но самое забавное, что, сливаясь, реки дальше уже никуда не текут. Им остается один путь — в берлогу, подмочить мишкину репутацию. * Как европейцы склонны видеть в медведе символ окраинной по отношению к ним России, так и русские — символ финно-угров, оттесняемых на окраинные земли (Перя Маа; см. с. 2), в медвежьи углы. |
|
Заполярные терриконыС. Р.Эти гербы, пожалуй, самые экспрессивные среди городских гербов Республики Коми. Черные угольные терриконы, сполохи северного сияния (Инта), белые снежники в «долинках» на склонах террикона (Воркута) и северные олени — все это вместе определяет и специализацию городов, и их природно-географическое положение. Особую «северную» выразительность гербам придают синий и голубой цвета, формирующие фон. Динамичный воркутинский олень, несомненно, должен был символизировать и экономическое развитие Севера. Правда, в современных условиях он более навевает мысль о потерявшем работу северянине-мигранте, нетерпеливо ждущем дня, когда можно будет заказать контейнер и вслед за ним отправиться на Большую землю по дороге на Котлас. Закорючка в нижней части (в оконечности) воркутинского герба — часть коми орнамента. Такую же форму имеет и нижняя часть интинского щита (и, как мы помним, сыктывкарский щит тоже — см. с. 28). Хотя в Инте и Воркуте коми почитай что нет, а Воркута вообще была прирезана к республике совсем недавно, национальные элементы присутствуют на гербах как знаки лояльности. На гербе Инты изображена еще и местная достопримечательность — водонапорная башня (см. фото на с. 32). Это сделано вопреки геральдическим канонам (герб не должен нести изображений конкретных объектов), но красиво. |