Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2001

Транзитное положение

Численность населения, тыс. чел.:

1959 г. — 15,8
1970 г. — 24,7
1979 г. — 27,0
1989 г. — 30,4
2000 г. — 31,5

Русские — 76%
Коми — 09%
Украинцы — 07%

По данным 1989 г.

 

ГПЗ

В республике 2 газоперерабатывающих завода. Сосногорский ГПЗ, созданный в 1941 г., специализируется на переработке газа и газоконденсата. В номенклатуре выпускаемой продукции завода — 4 марки технического углерода, сжиженный и отбензиненный газ, моторное топливо, стабильный конденсат, гелий, резинотехнические изделия, восстановленные шины. На предприятии «лукойл-Усинский газоперерабатывающий завод», являющемся дочерним предприятием компании «Коминефть», осуществляется первичная переработка попутного нефтяного газа.

Перспектива развития Сосногорского ГПЗ связана с реконструкцией технологических установок и глубокой переработкой природного газа Вуктыльской группы месторождений, попутных газов АО «Коминефть», а также газов, получаемых при деэтанизации конденсата, и газов других месторождений. Предполагается, что Сосногорский завод будет перерабатывать до 3 млрд м3 в год.

А.П. ОБЕДКОВ

Сосногорск = Ижма на пути составов + Сосновка на пути газа

А.П. ОБЕДКОВ

Город расположен в центральной части Республики Коми на левом берегу р. Ижмы и на водоразделе ее притока Ухты. Здесь от железнодорожной магистрали Котлас—Воркута отходит ветка Сосногорск—Троицко-Печорск.

Населенный пункт возник в 1939 г. как пристанционный поселок железнодорожников и строителей участка Северо-Печорской железнодорожной магистрали. В статусе рабочего поселка утвержден в 1944 г. Город (районного подчинения) с названием Ижма был образован в 1955 г. в результате слияния рабочего поселка Ижма с поселком Сосновка, возникшим в 1941 г. при газоперерабатывающем (сажевом) заводе. В 1957 г. город получил современное название. В 1989 г. утвержден в статусе города республиканского подчинения.

Сосногорск — промышленный и транспортный центр в составе Ухтинско-Сосногорского хозяйственного узла. Промышленная специализация — электроэнергетика, газовая, лесозаготовительная, деревообрабатывающая промышленность. Ведущую роль играют предприятия отраслей топливно-энергетического комплекса — Сосногорская ТЭЦ и Сосногорский газоперерабатывающий завод, являющийся филиалом компании «Севергазпром».

Строительство Сосногорской ТЭЦ (тогда — Ижемской) было начато в 1955 г. В 1960 г. вступил в строй действующих ее первый агрегат — турбогенератор мощностью 12 МВт, в 1969 г. — первый энергоблок. В 1976 г. после ввода в эксплуатацию второго энергоблока ТЭЦ достигла проектной мощности в 420 МВт и стала базовой электростанцией Комиэнерго и узловой в объединенной энергосистеме республики. На нее возложена задача снабжения электроэнергией центральных и припечорских районов Республики Коми.

Сосногорский ГПЗ образован в 1960 г. на базе созданных в 40-х годах самостоятельных предприятий — Ухтинского газового, Ижемского и Крутянского сажевых заводов.

В городе действуют также несколько предприятий лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности.

Сосногорск — железнодорожный узел. Здесь дислоцируются около 20 предприятий и организаций Сосногорского отделения Северной железной дороги, которое действует на протяженном участке от станции Ираёль до станции Урдома Архангельской обл. (железнодорожная станция Сосногорск, локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, дистанции сигнализации и связи, гражданских сооружений, энергоснабжения и другие).

Сосногорск формируется из двух самостоятельных поселков, возникших соответственно при железнодорожной станции и газоперерабатывающем (сажевом) заводе. Современный Сосногорск имеет структуру линейного типа, в которой отсутствует единый городской центр. Проходящие по городской территории транспортные коммуникации разделили ее на несколько частей. Производственные территории располагаются к востоку от селитебной зоны. Жилой фонд города образован в основном 4- и 5-этажными жилыми домами в кирпичном и панельном исполнении.

Край Земли — сосногорская Торцевая эстакада

Сосногорск — крайняя северо-восточная точка на главной диагонали Республики Коми (вдоль железнодорожной магистрали Котлас—Воркута), куда с Большой земли можно доехать на автомобиле по приличной автодороге. Далее постоянного пути нет — только по рельсам.

На товарной станции Сосногорска находится Край Земли — сосногорская Торцевая эстакада, по которой автомобили, которые следуют в направлении Инты и Воркуты, въезжают на железнодорожные платформы для движения далее на северо-восток.

С точки зрения своего положения в территориальной системе связей, Сосногорская эстакада — примерно то же, что паромная переправа, портовый терминал, а Сосногорск — своего рода портовый город: ворота в Печорский угольный бассейн.

В настоящее время в республике продление автодороги от Сосногорска до Воркуты рассматривается в числе приоритетных инвестиционных проектов. Если он будет реализован*, то Сосногорск утратит часть своих функций по обслуживанию транзита.


* А скорее всего, такая дорога будет построена, в частности, и потому, что она будет поддерживать строительство и эксплуатацию будущего газопровода Ямал—Европа. Тогда вдоль линии Воркута—Печора—Сосногорск сложится настоящая полимагистраль, инфраструктурный жгут из железной дороги, автотрассы и магистрального трубопровода (тем более что на участке Печора—Сосногорск вдоль железной дороги уже тянутся два магистральных трубопровода — нефтяной и газовый от Усинского куста месторождений).

Печора с высоты птичьего полета. Припортовая часть города, поселок речников Канин нос
Печора с высоты птичьего полета. Припортовая часть города, поселок речников Канин нос

 

Мост через Печору. Скрещение водного потока и рельсов и есть raison d’e^tre (причина бытия) города
Мост через Печору. Скрещение водного потока и рельсов и есть raison d’e^tre (причина бытия) города

 

 

Численность населения, тыс. чел.:

1959 г. — 29,3
1970 г. — 37,8
1979 г. — 56,4
1989 г. — 64,7
1991 г. — 66,5 (максимум)
1999 г. — 59,5

Русские — 70%
Коми — 12%
Украинцы — 09%
Белорусы — 03%
Татары — 01%

По данным 1989 г.

 

Среднегодовая температура воздуха –2,5 °С.

 

Перевалочное, железнодорожно-речное географическое положение Печоры проявляется и в специализации учреждений образования: в Печоре действуют филиал Московской государственной академии транспорта и Печорское командное речное училище.

 

На территории города функционирует Печорская радиолокационная станция, являющаяся одним из важнейших элементов российской системы предупреждения о ракетном нападении.

 

В Печоре размещены учреждения национального парка «Югыд ва».

 

В Печоре действует женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» и приходской православный храм.

На пересечении главной водной магистрали главной сухопутной: Печора

А.П. ОБЕДКОВ

Печора — крупнейший энергетический и транспортный узел республики. Город назван по реке, которую в этом месте пересекает железная дорога; название же реки, вероятно, произошло от самодийского печералесной житель, лесные ненцы. Город расположен в северо-восточной части республики на правом берегу Печоры.

Возникновение населенного пункта связано с сооружением в 1937—1942 гг. Северо-Печорской железнодорожной магистрали (Котлас—Воркута). В 1940—1941 гг. были заложены пристанционный поселок Печора и поселок речников Канин Нос, получившие в 1942 г. статус рабочих поселков. В 1949 г. рабочие поселки были объединены, получив статус города районного подчинения. В 1963 г. Печора стала городом республиканского подчинения. В районе города выявлены месторождения нефти и газа.

Ведущая отрасль промышленности города — электроэнергетика. В городе функционирует Печорская ГРЭС, первый энергоблок которой был введен в эксплуатацию в 1979 г. В настоящее время на ГРЭС работает 5 энергоблоков. Печорская ГРЭС вырабатывает около 3/5 электроэнергии в Республике Коми и является крупнейшим предприятием электроэнергетики на Европейском Севере России. Со второй половины 90-х годов на вторую позицию в экономике города вышла нефтедобывающая промышленность, обеспеченная на перспективу значительными промышленными запасами нефти и газа. С 1963 г. в городе базируется Печорская нефтегазоразведочная экспедиция, занимающаяся поиском и разведкой месторождений нефти и газа на всей территории Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. В районе Печоры ею установлены запасы более 20 месторождений углеводородного сырья. Добычу нефти на территории района ведут 3 крупные нефтяные компании (компания «Байтек-Силур», «Печоранефтегаз» и АО по геологии, поискам, разведке и добыче нефти и газа «Печоранефть»), зарегистрированные в городе Печора.

Выгодное транспортно-географическое положение города в месте пересечения железной дороги с лесосплавными путями предопределило размещение в Печоре предприятий лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности (Печорский леспромхоз, Печорлесосплав, Печерлеспром, Восточная печорская компания, потребсоюз «Печорский», Печорская мебельная фабрика). На территории города сформировался крупный индустриально-строительный комплекс, включающий в себя предприятия промышленности строительных материалов (домостроительный комбинат, завод крупнопанельного домостроения, предприятие «Печорстройконструкция») и строительные организации.

Город Печора — важнейший многоотраслевой транспортный и транзитно-распределительный узел Республики Коми. На его территории производится перевалка грузов (в том числе каменного угля) с железной дороги на речной транспорт для припечорских районов Республики Коми и Ненецкого а. о., а также леса с реки на железную дорогу. В городе сосредоточены крупные предприятия речного, железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта. В 1932 г. для организации регулярного грузового и пассажирского судоходства на р. Печоре было создано Печорское речное пароходство, которое с 1946 г. размещается в Печоре. Ныне судоходная компания «Печорское речное пароходство» — крупнейшее транспортное предприятие в бассейне р. Печоры. В июне 1940 г. для транспортного обслуживания строительства Северной железной дороги был организован речной причал Канин Нос. В конце 60—начале 70-х годов XX в. он был реконструирован и стал основой для строительства двух очередей Печорского речного порта, последовательно введенных в эксплуатацию в 1974 и 1978 гг. С этого времени Печорский речной порт стал одним из крупнейших на Европейском Северо-Востоке России. В 1942 г. были организованы судоремонтные мастерские Печорского речного порта, с 1993 г. — Печорский судоремонтный (судостроительный) завод.

В ходе строительства Северо-Печорской железнодорожной магистрали была открыта железнодорожная станция и в 1941 г. организовано Печорское локомотивное депо Воркутинского отделения Северной железной дороги. С 1971 г. локомотивное депо утверждено базовым предприятием МПС по испытанию тепловозов в северных климатических условиях, с 1985 г. — по внедрению новой техники на железнодорожном транспорте, в настоящее время — по переоборудованию действующих магистральных тепловозов.

Город, изначально формировавшийся как два отдельных поселка, до сих пор не представляет из себя единой градостроительной структуры. Природным препятствием для образования единого жилого массива служит заболоченное понижение, которое не позволяет сомкнуться железнодорожной и речной частям города. Часть городских земель попадает в зону паводковых затоплений. В 50—60-е годы ХХ в. город застраивался в основном малоэтажными деревянными жилыми домами, в последующие годы — 4—5-этажными кирпичными и панельными зданиями. В городе действуют единые системы отопления, канализации и водоснабжения для промышленных и селитебных зон.

В скульптурном убранстве города выделяется памятник исследователю Севера В.А. Русанову*, который побывав здесь в 1903 г. записал в дневнике: «Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город?»


* О В.А. Русанове см.: «География», № 11/99, с. 15—16 (музей в Орле); М.И. Ципоруха. Эту бухту Русанов назвал именем любимой//География, № 9/97, с. 1, 10—11.

Сыктывкар: готовящийся выход из тупика

но не в Россию, а к финнам

В Сыктывкаре находится конечная станция тупиковой ветки, берущей начало от станции Микунь. Ветка Микунь—Сыктывкар — однопутная, с тепловозной тягой.

Схемой развития транспортной сети Северо-Западного и Уральского регионов предусмотрено превращение Сыктывкара в транзитный узел межрайонного значения. Через Сыктывкар должен пролечь так называемый «Белкомур»*, железная дорога, которая соединит Пермскую область, Кудымкар и Сыктывкар через Микунь**, Вендингу и Карпогоры с Архангельским портом, а затем и с железнодорожной сетью Финляндии. Местом дислокации межрегиональной компании «Белкомур» выбран Сыктывкар. Предполагается, что дорога не только улучшит положение Сыктывкара, но, пройдя через северо-западные районы республики, даст возможность начать промышленную разработку богатейших месторождений тиманских бокситов***.


* См.: С.А. Тархов. Новые железные дороги в постсоветском пространстве//География, № 3/2000, с. 2—3; схема на с. 8.
** В Микуни (12,2 тыс. чел.) «Белкомур» пересечет магистраль Котлас—Воркута.
*** См.: К.С. Лазаревич. Тиманский кряж//География, № 1/2000, с. 6, 11.