Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2001

Тупиковое положение

Бюрократический баловень в локальном экстремуме Вычегды, но на отшибе от магистрального пути

С.В. РОГАЧЕВ

Когда смотришь на карту Республики Коми, поражаешься нелепому, на первый взгляд, положению ее столицы. Она — на отшибе от главной и единственной магистрали, тогда как все главные производственные центры — опоры хозяйственного освоения территории нанизаны на эту диагональную магистраль, привязывающую регион к Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге, к Большой земле. Кроме Сыктывкара девиации (отклонения от магистрального пути) — только у Усинска и Вуктыла, отбежавших в сторонку в погоне за нефтью и газом. Но недра не спрашивают нас, где им «плодоносить». Столица же в принципе могла бы более чутко согласовывать свое размещение с меняющейся территориальной структурой республики.

Сыктывкар (Усть-Сысольск) возник задолго до строительства стержневой магистрали. Главным географическим фактором его выдвижения, превращения в первый здесь город послужило положение в одной из крайних южных излучин Вычегды, в локальном экстремуме, где долина Вычегды в своем верхнем течении наиболее сближается с северным изгибом Вятки, с тем местом, где стоит Киров (Хлынов, Вятка)*, издавна служивший пространственным аргументом на Европейском Севере. Сближение важных рек (а фактически сближение Каспия и Ледовитого океана) на отрезке Киров—Сыктывкар (Усть-Сысольск—Вятка) не могло не провоцировать сообщения по этой линии (ему способствовала и долина Сысолы, служащая проводником от Сыктывкара к Кирову). Этот кратчайший «межизлучинный» отрезок жив, активизирован и сегодня: главная безрельсовая магистраль, связывающая республику с Большой землей проникает в Коми край именно через этот водораздел, преодолевая Северные Увалы.

Вятско-Вычегодское контактное положение в свое время слегка приподняло Усть-Сысольск, но вряд ли вывело бы его всерьез в крупные региональные лидеры. Решающую роль в росте города сыграли чисто административные факторы. Так же как Саранск**, Чебоксары*** и Йошкар-Ола (Царевококшайск), Сыктывкар в качестве крупного города был вызван к жизни сталинской политикой национально-территориального размежевания. При «официальном учреждении» коми народа должны были быть учреждены соответствующие атрибуты власти, культуры, образования: административные органы, музей, театр, учебные заведения, издательства и редакции газет и т. п. На эти нужды по административным каналам потекло (и продолжает течь) финансирование.

Так что, когда стальная магистраль Котлас—Воркута прошла мимо Сыктывкара (а ей-то, стремившейся к заполярному углю, в южной излучине Вычегды делать было совсем нечего), Сыктывкар, хотя его географическое положение резко ухудшилось, не пострадал. Непомерно напрягая силы, давала уголь и, соответственно создавала реальные новые стоимости, Воркута, а Сыктывкар сохранял свой размеренный управленческий ритм, привлекал творческую интеллигенцию, формировал музейные экспозиции, создавал институты и строил новые административные здания****. В одной из книг о Сыктывкаре автор сообщает трогательную цифру — в Коми научном центре Академии наук в 1995 г. работало 1111 человек*****. Прибавим к этим 1111 мученикам науки работников театров, танцоров нужных для республиканского престижа****** национальных ансамблей, тысячи работников республиканской администрации и дислоцированных в столице ее подразделений, служащих банков, служащих федеральных органов управления, призванных присматривать за краем на месте, и сотни других подобных служащих, умножим полученное количество хотя бы на 2—3 членов семьи, и мы поймем природу этого города.

В советское время было принято разбавлять (улучшать) функциональную структуру подобных бюрократическо-культурных центров крупным промышленным предприятием: так родился СЛПК (см. с. 24). Он обеспечивает ныне работой многих сыктывкарцев и многое дает для города, но все-таки не он играет первой скрипки в жизни коми столицы. Если условно предположить, что это гигантское предприятие закроется или передислоцируется, резких изменений в жизни города не произойдет. Отчисления от лесной отрасли, как и от других, более прибыльных отраслей, как концентрировались в республиканском центре, так и продолжат концентрироваться, питая город. Хотя он и лежит на обочине коми производственной сферы, в скромном тупичке однопутной неэлектрифицированной ветки Микунь—Сыктывкар.


* Другие подобные отрезки, где перемычка между Вяткой, с одной стороны, и Вычегдой или Сухоной (два начала Северной Двины), с другой, минимизируется, — Киров—Великий Устюг и Киров—Коряжма (+Сольвычегодск).

** См.: Г.М. Лаппо. Саранск — столица Мордовии//География, № 4/2001, с. 19—23.

*** См.: С.В. Рогачев. Загадка Шупашкар (Акселерация без географической подкормки. — Рост на дрожжах национальной политики). — Главы из учебного пособия «Отечествоведение» (МИРОС)//География, № 38/94, с. 1—2.

**** Географическим аналогом такой ситуации может, пожалуй, служить Кемерово. Назначенный областным центром этот город — даром, что лежит в стороне и от Транссиба, и главного железнодорожного входа в Кузбасс, и от главного ядра трудового Кузбасса — живет и опережает металлургический Новокузнецк в первую очередь благодаря своей роли регионального управителя (просветителя, изучателя, развлекателя) и налогооблагателя. Кемерово здесь выступает аналогом Сыктывкара, а Новокузнецк — Воркуты. См.: С.В. Рогачев. Кузнецкий залив. Урок понимания карты//География, № 47/98, c/ 8—9.

***** А.П. Обедков. Стольный город Сыктывкар. — Сыктывкар: Пролог, 1996, с. 51.

****** В 90-е годы в Сыктывкаре переименовали краеведческий музей в НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ, республиканскую библиотеку — в НАЦИОНАЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ, а художественный музей — в НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (Лондон, трепещи!).