Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2001

Восприятие

Геополитическая картина мира
в публикациях «Независимой газеты»

В.А. Колосов, Д.В. Заяц

Украина выступает для России главным поставщиком зарубежных новостей. На снимке — памятник Богдану Хмельницкому в центре Киева
Украина выступает для России главным поставщиком зарубежных новостей. На снимке — памятник Богдану Хмельницкому в центре Киева

 

Чечня в последнее время стала лидером информационного освещения среди всех регионов России. По потоку новостей она опережает даже Москву и Петербург. Повышенное внимание, прикованное к мятежной республике, связано с многолетним вооруженным конфликтом
Чечня в последнее время стала лидером информационного освещения среди всех регионов России. По потоку новостей она опережает даже Москву и Петербург. Повышенное внимание, прикованное к мятежной республике, связано с многолетним вооруженным конфликтом

 

Таблица 1
Частота упоминаний стран мира в «Независимой газете» за период с октября 1997 по сентябрь 2000 г.

Ранг

Страна

Коли-
чество упоми-
наний

Коэффи-
циент информа-
ционной значимости

1

Украина

1605

9,5

2

Грузия

1418

78,3

3

Белоруссия

1342

39,1

4

США

1232

1,4

5

Югославия

915

26,0

6

Азербайджан

726

28,7

7

Молдавия

691

47,6

8

Таджикистан

662

33,6

9

Армения

641

51,0

10

Казахстан

526

10,3

11

Киргизия

408

26,8

12

Германия

381

1,4

13

Туркмения

374

24,4

14

Израиль

362

18,3

15

Узбекистан

341

4,6

16

Китай

314

0,1

17

Индия

297

0,1

18

Великобритания

292

1,5

19

Ирак

281

4,1

20

Франция

266

1,4

21

Япония

260

0,6

22

Латвия

229

27,4

23

Турция

212

1,0

24

Италия

189

1,0

25

Афганистан

174

2,8

26

Палестинская автономия

170

18,6

27

Иран

158

0,8

28

Пакистан

148

0,3

29

Румыния

147

1,9

30

Индонезия

138

0,2

31

Норвегия

136

9,3

32

Польша

122

0,9

33

Чехия

116

3,4

34

Литва

114

9,2

35

Испания

103

0,8

36

Швейцария

94

4,0

37

Эстония

94

19,0

38

Бельгия

90

2,6

39

Австрия

89

3,3

40

КНДР

88

1,2

41

Чили

85

1,8

42

Греция

83

2,4

43

Республика Корея

83

0,6

44

Куба

81

2,2

45

Малайзия

81

1,2

46

Египет

75

0,4

47

Босния и Герцеговина

73

4,8

48

Болгария

71

2,5

49

Канада

70

0,7

50

Бразилия

69

0,1

 

Таблица 2
Частота упоминаний регионов РФ в «Независимой газете» за период с октября 1997 по сентябрь 2000 г.

Ранг

Регион

Коли-
чество
упоми-
наний

Коэффи-
циент
информа-
ционной
значимости

1

Чечня

1065

17,6

2

Москва

930

1,4

3

Санкт-Петербург

595

1,7

4

Дагестан

560

3,5

5

Ростовская обл.

398

1,2

6

Свердловская обл.

371

1,0

7

Приморский край

360

2,1

8

Кемеровская обл.

347

1,5

9

Новосибирская обл.

335

1,6

10

Самарская обл.

320

1,3

11

Северная Осетия—Алания

312

6,2

12

Бурятия

273

3,4

13

Татарстан

244

0,9

14

Ингушетия

234

9,8

15

Саратовская обл.

233

1,1

16

Карелия

225

3,8

17

Новгородская обл.

212

3,8

18

Московская обл.

210

0,4

19

Пермская обл.

206

0,9

20

Красноярский край

176

0,8

21

Ярославская обл.

174

1,6

22

Волгоградская обл.

172

0,8

23

Кировская обл.

151

1,2

24

Рязанская обл.

150

1,5

25

Хабаровский край

149

1,3

26

Карачаево-Черкесия

147

4,4

27

Сахалинская обл.

134

2,8

28

Мордовия

122

1,7

29

Башкирия

117

0,4

30

Ставропольский край

115

0,6

31

Нижегородская обл.

111

0,4

32

Краснодарский край

110

0,3

33

Удмуртия

97

0,9

34

Ленинградская обл.

88

0,7

35

Тюменская обл.

88

0,4

36

Тульская обл.

81

0,6

37

Омская обл.

79

0,5

38

Псковская обл.

78

1,3

39

Калмыкия

73

3,0

40

Воронежская обл.

72

0,4

41

Калининградская обл.

71

1,0

42

Магаданская обл.

69

3,7

43

Ханты-Мансийский а. о.

67

0,7

44

Чукотский а. о.

66

10,7

45

Иркутская обл.

64

0,3

46

Саха (Якутия)

56

0,7

47

Вологодская обл.

51

0,5

48

Камчатская обл.

51

1,7

49

Кабардино-Балкария

49

0,8

50

Мурманская обл.

45

0,9

51

Коми

37

0,4

52

Тверская обл.

36

0,3

53

Ульяновская обл.

32

0,3

54

Томская обл.

31

0,4

55

Челябинская обл.

31

0,1

56

Оренбургская обл.

30

0,2

57

Адыгея

26

0,8

58

Курская обл.

26

0,3

59

Орловская обл.

26

0,4

60

Астраханская обл.

25

0,3

61

Липецкая обл.

25

0,3

62

Архангельская обл.

24

0,2

63

Калужская обл.

24

0,5

64

Хакасия

24

0,6

65

Ямало-Ненецкий а. о.

24

0,3

66

Брянская обл.

23

0,2

67

Ивановская обл.

23

0,2

68

Смоленская обл.

23

0,3

69

Костромская обл.

22

0,4

70

Тамбовская обл.

22

0,2

71

Владимирская обл.

17

0,1

72

Пензенская обл.

17

0,1

73

Республика Алтай

15

1,0

74

Алтайский край

14

0,1

75

Чувашия

14

0,1

76

Еврейская АО

13

0,8

77

Коми-Пермяцкий а. о.

13

1,1

78

Читинская обл.

11

0,1

79

Белгородская обл.

10

0,1

80

Амурская обл.

8

0,1

81

Марий Эл

6

1,8

82

Таймырский (Долгано-Ненецкий) а. о.

6

4,0

83

Эвенкийский а. о.

6

0,1

84

Курганская обл.

5

0,1

85

Корякский а. о.

3

0,8

86

Ненецкий а. о.

3

1,3

87

Тыва

3

0,1

88

Агинский Бурятский а. о.

1

0,2

89

Усть-Ордынский Бурятский а. о.

1

0,1

Для оценки геополитического образа мира, формируемого в настоящее время СМИ в общественном сознании жителей Российской Федерации, нами проанализировано содержание «Независимой газеты» (НГ) — одной из наиболее респектабельных либеральных ежедневных российских газет. Издание принадлежит к числу интеллектуальных и элитных и распространяется прежде всего в столице, Санкт-Петербурге и других крупных городах. НГ внимательно читают лица, принимающие политические решения — члены российской политической элиты; именно через НГ нередко «вбрасываются» новые политические идеи, конфиденциальная политическая информация, становящиеся затем предметом широких дискуссий. Важно, что территориальный охват публикаций НГ заметно шире, чем у других ежедневных газет: именно она обладает значительными информационными ресурсами и разветвленной корреспондентской сетью и отводит на своих страницах значительное место регионам России, событиям как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Новостям из регионов страны и международной информации в каждом номере предоставляется как минимум по одной полосе.

Значимость того или иного участка политического пространства для общественного сознания россиян определялась частотой его упоминаний на страницах газеты. За условную единицу рейтинга популярности ареала принималась отдельная статья, содержащая конкретный географический адрес или адреса. Исследование ограничивалось анализом публикаций, имеющих более или менее выраженный политический подтекст. Неполитические информационные материалы, например, новости культуры, науки, спорта и т. д., не рассматривались. Конечно, не все публикации однозначны. Порой они занимают пару строк, порой выходят за пределы полосы. Отличаются публикации и по тональности, и по эмоциональному воздействию. Несмотря на то что разные по объему и «накалу» статьи имеют разный резонанс и разного читателя, нам кажется, что подобная методика вполне корректна и допустима для определения относительных различий между регионами. Действительно, за три года исследования соотношение больших и малых, значимых и проходных статей для того или иного региона или страны было примерно равным.

Исследование проводилось в течение трех лет — с октября 1997 по сентябрь 2000 г. За этот период произошло много важных для мировой политики событий, например, финансовый кризис 1998 г. сначала в азиатских странах, а затем в России, кульминация вооруженного конфликта в Косово, испытания стратегических ядерных устройств Индией и Пакистаном, президентские кампании в России и США и др. Временной промежуток такой длительности, на наш взгляд, позволяет выделить основные черты геополитических представлений о мире в средствах массовой информации.

Связь между информационным освещением стран мира и регионов РФ и численностью их населения, а стало быть, и реальным весом в мире или стране позволяет определить коэффициент информационной значимости (отношение доли региона в публикациях и доли в общем населении указанного ряда регионов). Если коэффициент больше единицы, то информационное освещение той или иной территории можно условно считать достаточным или повышенным. Если коэффициент меньше единицы, то внимание газеты к региону не соответствует его доле в населении.

 

Образы внешнего мира

Рубеж между внутрироссийским и внешним пространством определен в журналистских текстах не вполне четко. Это характерно для нынешней России, в сознании населения которой национальные границы размыты. Например, некоторые северокавказские субъекты РФ зачастую воспринимаются как часть внешнего мира: отсюда нередки такие словесные штампы, как «действия российских войск в Чечне», «гуманитарная помощь России Дагестану» и др. В свою очередь, отдельные ареалы ближнего зарубежья продолжают, видимо по инерции, входить в состав внутреннего пространства (именно так большинство россиян воспринимают Белоруссию).

В зеркале НГ в геополитической картине мира во внешней сфере доминируют территориальные объекты ближней и средней геополитических оболочек России, то есть бывшие республики СССР и страны Центральной и Восточной Европы, входившие в состав Организации Варшавского Договора и СЭВ. На страны СНГ и Балтии приходится 48,8% международных публикаций в «Независимой газете».

По числу упоминаний в НГ с большим отрывом лидирует Украина (1605 упоминаний, или каждое двенадцатое, см. табл. 1). За ней следуют еще две бывшие союзные республики: Грузия (с Абхазией — 1418 публикаций) и Белоруссия (1342). Высокие места занимают Азербайджан (6-е), Молдавия (7-е), Таджикистан (8-е), Армения (9-е), Казахстан (10-е), Киргизия (11-е), Туркмения (13-е) и Узбекистан (15-е).

Динамика рейтингов этих стран различна. Так, информация о событиях из Украины и Белоруссии поступает в Россию в фоновом режиме, иными словами, ее поток варьирует по месяцам незначительно. Интерес к другим странам СНГ более конъюнктурен. Появление информации на страницах газеты все более связано не с постоянным и регулярным отслеживанием политической ситуации, а с конкретными событиями. Например, баланс информационных потоков из Армении и Азербайджана за весь трехлетний период неоднократно менялся: до июля 1999 г. преобладала информация из Еревана (порой с двукратным превышением), в июле—сентябре 1999 г. новостные потоки из двух закавказских республик были соразмерны, период с октября 1999 по январь 2000 г. ознаменовался новым информационным доминированием Армении (на страницах НГ широко освещались последствия теракта в армянском парламенте), февраль-март 2000 г. стал отрезком сбалансированного освещения событий в Армении и Азербайджане и, наконец, с июня 2000 г. наступил этап резкого увеличения рейтинга Азербайджана. В определенной степени это было связано с усилением интереса российских политических и деловых кругов к каспийскому нефтяному проекту.

В информации из Средней Азии явно доминирует Таджикистан, что, конечно, связано со сложностью внутриполитической ситуации в республике, сохранением в ней российских воинских частей и пограничных подразделений и ее наиболее пророссийской ориентацией. Для всех стран региона характерен «событийный» режим отслеживания ситуации. Так, пики рейтинга Таджикистана соответствуют периодам обострения ситуации на таджикско-афганской границе и в горных оппозиционных районах страны. Бесспорна корреляция в информационном освещении политической жизни Казахстана и Киргизии. В последнее время интенсивность поступления информации из этих стран приближалась к показателям Таджикистана, что отчасти объясняется усилившимися тенденциями к региональной интеграции (Бишкекская шестерка, Евроазиатское экономическое сообщество).

Информационное освещение Туркмении и Узбекистана, напротив, сокращалось. Всплеск его интенсивности в феврале 1999 г. объясняется серией террористических актов в Ташкенте. Падение рейтингов этих стран явно свидетельствует об их политическом отдалении от России и в определенной мере связано с политикой властей по подавлению независимых средств массовой информации.

Государства второй геополитической оболочки России в освещении новостей проигрывают только странам СНГ. Среди 50 наиболее популярных в публикациях НГ стран мира — шесть представителей постсоциалистической Центральной и Восточной Европы. Отметим, что в их число не вошли Венгрия, Хорватия и Словакия. Первенство же по понятным причинам принадлежит Югославии (915 публикаций, то есть примерно 5% всех материалов), что в определенной мере связано с традиционной геополитической привязанностью России к этой балканской стране. Именно новая Югославия имеет наиболее высокий среди всех стран дальнего зарубежья коэффициент информационной значимости — 26. Другими словами, доля страны в международных публикациях НГ в 26 раз выше ее доли в населении мира без России. Основная тема новостей из Югославии за рассматриваемый период — кризис в Косово, который в феврале—июне 1999 г. был в центре внимания всех без исключения крупнейших мировых изданий. Любопытно, что пик освещения югославского конфликта в НГ миновал уже к маю, тогда как военная операция стран НАТО только набирала обороты. Подобное противоречие можно объяснить падением влияния России на урегулирование балканского кризиса, а также относительной усталостью российского читателя, оказавшегося явно пресыщенным валом трагических новостей с театра военных действий.

Интерес к странам Западной Европы был относительно постоянным и не испытывал существенных колебаний. Ежемесячно на этот ключевой для российской политической жизни регион приходилось в среднем около 60 публикаций, или по 2—3 публикации в каждом номере; лидировали Германия, Великобритания и Франция — традиционные российские внешнеполитические партнеры на Западе. Совсем немного этой тройке проигрывает Италия — еще один член «большой семерки» индустриальных стран. Несколько неожиданно выглядит частое упоминание в публикациях НГ Норвегии, чье место в итоговой рейтинговой таблице популярности не соответствует ее положению в хозяйственной, да и политической жизни Европы (коэффициент информационной значимости 9,3). Но здесь, видимо, сыграли свою роль близкие внешнеполитические отношения между нашими странами, еще раз проверенные на прочность в дни трагедии подводной лодки «Курск». Помимо перечисленных, в число 50 наиболее часто упоминаемых стран вошли Греция (из-за ее роли в балканском кризисе), Бельгия (здесь расположены многие руководящие органы ЕС и НАТО), Швейцария (основные темы публикаций — финансовые скандалы, связанные с ведущими российскими политиками и бизнесменами), Испания (доминирующая тема — сепаратистское движение в Стране Басков) и Австрия (проблема прихода к власти профашистской партии). Некоторые из этих стран, особенно Бельгия и Швейцария, были местами важных дипломатических встреч. Обстановка в ряде западноевропейских государств (Германия, Франция, Великобритания) отслеживалась в «фоновом» режиме, публикации по другим были реакцией на конкретные события.

Юго-Западная Азия также традиционно пользуется вниманием российских средств массовой информации (8,7% всех международных публикаций за трехлетний период). Так же, как и десятилетия назад, темой многих материалов является ближневосточный конфликт, впрямую затрагивающий интересы России. Поток информации из Израиля, Турции, Ирана более или менее постоянен и поступает в «фоновом» режиме. Ирак и Афганистан — классические «событийные» страны. О них вспоминают только в периоды обострения внешних и внутренних конфликтов. Политическая ситуация на Аравийском полуострове практически не привлекает внимания репортеров НГ.

Место Северной Америки в представляемой НГ картине мира определяется прежде всего ведущей ролью материалов, поступающих из США (6,6% всех материалов). Несмотря на значительное расстояние, отделяющее Северную Америку от России, США остается одной из главных стран, представленных в российской прессе (4-е место). Информация из США идет в «фоновом» режиме. Что касается Канады, то отдельные всплески интенсивности информации о ней связаны, в частности, с сепаратистским движением в Квебеке.

На Восточную Азию и Африку приходятся приблизительно одинаковые доли информационных материалов (примерно по 4%), хотя их значимость для россиян несопоставима. Со странами Восточной Азии, сопредельного с Россией региона, у нас давние и разносторонние связи. Некоторые из них воспринимались ранее, а иногда продолжают восприниматься и сейчас как геополитические конкуренты России на Дальнем Востоке. Тем не менее место большинства государств Восточной Азии в информационных предпочтениях одной из центральных российских газет далеко от ожидаемого. Например, Китай, страна с более чем миллиардным населением и колоссальным хозяйственным потенциалом, за три года получил менее 2% всех публикаций. На другого экономического гиганта — Японию — приходится всего 1,4% публикаций НГ о зарубежном мире, на КНДР и Республику Корея — по 0,4%. Монголия практически стала «терра инкогнита» для современного российского читателя. В отличие от других стран Восточной Азии, из Китая и Японии новости поступают в «фоновом» режиме. Пик интереса к региону пришелся на июль 1998 г. — период наиболее острой фазы азиатского финансового кризиса, когда относительный месячный прирост публикаций составил 320%.

Довольно высокий интерес к Африке стал, возможно, некоторой неожиданностью. Его можно объяснить распространением электронных средств информации, что позволяет отслеживать ситуацию в регионах мира, где нет развитой корреспондентской сети. Основное внимание уделялось Египту (доминировала тема ближневосточного урегулирования), ЮАР (главная тема публикаций — передача президентом Н. Манделой власти своему преемнику), Демократической Республике Конго (гражданская война), Алжиру (волна насилия, развязанного исламскими фундаменталистами), Нигерии (первые свободные президентские выборы), Анголе (гражданская война), Ливии (роль полковника Каддафи в поддержке мирового терроризма) и др. Ряд африканских стран (в том числе довольно крупных) за три года даже не были упомянуты на страницах НГ: Мавритания, Буркина-Фасо, Мадагаскар. Отличительной чертой информации по всему Африканскому континенту является отрывочность, «событийность».

Южная Азия «делегировала» в список пятидесяти наиболее освещаемых государств мира Индию (17-е место) и Пакистан (28-е). На них приходится более 90% публикаций. Повышенный интерес к странам Южной Азии (всего 2,6% международных публикаций) наблюдался в мае-июне 1998 г., когда сначала Индия, а затем Пакистан провели испытания ядерных устройств.

Аутсайдерами информационного освещения стали Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Здесь играют роль значительная удаленность этих территорий, их слабые политические и экономические связи с Россией, отсутствие за три рассматриваемых года крупных социальных потрясений. Несомненно, России, стремящейся играть активную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, следовало бы с большим вниманием относиться к этой части планеты.

Латинская Америка (2,6% всех публикаций) и раньше освещалась в российской прессе довольно слабо; более полно отражались лишь события, происходившие в трех наиболее значимых для советской дипломатии латиноамериканских государствах: на Кубе, в Никарагуа и Чили. Сейчас и в отношении этих стран ощущается некоторый дефицит информации. Исключение составляет Чили, но ее быстрый рейтинговый взлет обусловлен конъюнктурными соображениями, а именно скандалом с проблемой экстрадиции бывшего диктатора Пиночета. После Чили (41-е место) в Латинской Америке наибольшей притягательностью для авторов НГ обладают Куба и Бразилия (44-е и 50-е места соответственно). В первую сотню также входят Колумбия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Перу и Панама. Интерес к Латинской Америке коррелирует с развитием ситуации в Северной Америке.

Хотя на Юго-Восточную Азию приходится всего 2,2% внероссийских публикаций, это регион перспективного информационного освоения, и его значение для России в будущем будет повышаться. Выделяются три кратковременных периода усиления интереса к региону. Два первых (май и сентябрь 1998 г.) связаны с последствиями регионального финансового кризиса, последний (сентябрь-октябрь 1999 г.) — с дестабилизацией обстановки в Индонезии и постепенной суверенизацией Восточного Тимора. Именно Индонезия является лидером в потоках новостей из стран Юго-Восточной Азии (30-е место в мире), значительно опережая соседей — Малайзию, Филиппины, Камбоджу и Таиланд.

Южно-Тихоокеанский регион (Австралия и Океания), судя по проведенному исследованию, в сознании россиян практически не существует. Его доля в общем числе публикаций составляет всего 0,4%, материалы крайне отрывочны и невелики по объему. Так, на Австралию за три года пришлось всего 30 публикаций, на Фиджи — 17 (интерес к этим островам связан с попыткой государственного переворота), на Новую Зеландию — 11.

 

Образы внутреннего мира

Восприятие населением территории своей страны подчиняется ряду любопытных закономерностей. Государственная территория в представлениях людей неоднородна. Значимость для общественного сознания тех или иных географических объектов необязательно определяется их близостью или удаленностью.

На уровне макрорегионов наибольшее внимание НГ привлекал Северный Кавказ. Это и понятно: сегодняшние события там определяют будущее российской государственности. На Северный Кавказ пришлось 28% публикаций, тогда как его доля в территории России всего 2,1%, а в населении — 12%. Даже экономическое ядро страны — Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский районы в совокупности уступали Северному Кавказу по доле публикаций (20,5%). Азиатская Россия (Сибирь и Дальний Восток) за рассматриваемый трехлетний период аккумулировала 22% региональных публикаций.

Ни один из макрорегионов России не имеет ясно выраженного «фонового» режима. Число публикаций резко варьирует по месяцам, что, впрочем, почти не нарушает основных соотношений. Так, первенство Северного Кавказа серьезно ставилось под сомнение лишь дважды: в сентябре 1998 г. в этом был повинен финансовый и правительственный кризис, а в мае-июне 1999 г. — относительное затишье на Северном Кавказе и вал информации с Балкан. В обоих случаях на первое место выходил Центральный регион. Резкий скачок числа публикаций по Северному Кавказу и Центру в сентябре—ноябре 1999 г. связан с вооруженной эскалацией конфликта в Дагестане и Чечне, террористическими актами в Буйнакске, Москве и Волгодонске, кампанией против блока ОВР и столичного мэра Ю. Лужкова в связи с приближавшимися парламентскими выборами.

На уровне регионов лидирующие позиции в информационном освещении территории России занимают северокавказские национальные республики, где с разной степенью интенсивности протекают этнополитические конфликты — в первую очередь Чечня и Дагестан, а также Северная Осетия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и главные политические центры страны — Москва и Санкт-Петербург. Повышенный информационный фон характерен для крупных экономически развитых субъектов федерации, зачастую возглавляемых известными политиками. Среди них Ростовская, Свердловская, Кемеровская, Новосибирская, Самарская и Саратовская обл., Приморский и Красноярский края, Татарстан и Карелия. Повышенное внимание НГ к Бурятии и Кировской обл., по-видимому, связано с субъективными причинами — активностью корреспондентов в этих регионах.

Благодаря СМИ многие регионы приобрели устойчивые положительные и отрицательные образы-клише, переплетающиеся с образом их лидеров. Так, в свое время имидж Нижегородской обл. был связан с популярным в Москве губернатором Б. Немцовым. В результате регион получил далеко не вполне объективно заслуженную славу одного из наиболее успешных и «продвинутых» на пути реформ, а его глава стал первым вице-премьером правительства России. Приморский край, наоборот, снискал недобрую известность как очаг постоянных социальных конфликтов, как арена бескомпромиссной войны между губернатором Е. Наздратенко и бывшим мэром Владивостока В. Черепковым, как место природных катаклизмов (наводнений, цунами). Кемеровская обл. прославилась шахтерскими забастовками и яркой личностью в прошлом одного из лидеров НПСР, а ныне губернатора А. Тулеева, Саратовская обл. ассоциируется с губернатором Д. Аяцковым. Образ Москвы, никогда не обиженной вниманием журналистов, долгое время был неразрывно связан с имиджем Ю. Лужкова как рачительного хозяина, многое сделавшего для процветания столицы (разумеется, на фоне других регионов).

В информационной тени пребывают, во-первых, малонаселенные окраинные регионы (Тыва, Республика Алтай, Еврейская АО, почти все автономные округа, Архангельская, Амурская и Курганская обл., Алтайский край), а во-вторых, ряд близких к Москве областей Центра, входящих в «красный пояс» (Калужская, Липецкая, Пензенская, Тамбовская, Ульяновская, Ивановская, Владимирская, Костромская, Смоленская, Брянская обл.)*. Так же скуден информационный поток из Астраханской и Белгородской обл., Чувашии и Республики Марий Эл. Показатели освещения событий в таких крупных субъектах РФ, как Московская, Воронежская, Тюменская, Челябинская, Оренбургская обл., явно не соответствуют их весу в экономической и политической жизни страны.

Регионы РФ значительно различаются по характеру поступления информации о них. Ее поток равномерен из Москвы и Санкт-Петербурга, Чечни, Ингушетии, Татарстана, Карелии, Новгородской и Ростовской обл. Интерес к таким регионам, как Карачаево-Черкесия, Тюменская, Пензенская, Омская, Ульяновская обл., Хабаровский край, наоборот, испытывает временные всплески и периоды угасания.

Таким образом, российское общественное мнение воспринимает мировое пространство и территорию своей страны дискретно. СМИ играют определяющую роль в формировании этих образов, выгодно подавая публике одну страну или регион и, наоборот, навязывая негативный образ других. Это стало особенно заметным в ходе кампании по выборам в Государственную думу 1999 г., заставившей обозревателей говорить о телекратии.

Информация НГ о российских регионах довольно близко коррелировала с их долей в населении, экономическим потенциалом и реальным влиянием на политическую обстановку в стране. В геополитической картине мира, рисуемой НГ, явно доминирует ближнее зарубежье. Справедливо выделяются районы этнополитических конфликтов, прилегающие к границам России. В отношениях с внешним миром Россия в зеркале НГ предстает прежде всего как европейская страна, поддерживающая наиболее тесные отношения с клубом ведущих мировых держав.


* Во многом информационное игнорирование регионов, возглавляемых «левыми» губернаторами, происходит из-за их оппозиционности по отношению к либеральным ценностям, отстаиваемым газетой. Но тем не менее и громких событий, политических скандалов, фактов передела собственности там происходит меньше, чем в регионах, расположенных за пределами «красного пояса».

4_3.jpg (25377 bytes)

4_4.jpg (27990 bytes)

4_5.jpg (47624 bytes)