Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2001

Географические новости

«Белкомур»

Строящаяся железная дорога «Белкомур» (Белое море—Коми—Урал) должна соединить Архангельский морской порт с Сыктывкаром, Кудымкаром и Пермью. Дорога, как полагают, решит следующие хозяйственные задачи:

— даст лучший выход лесной продукции Республики Коми и бассейна р. Пинеги в Архангельской обл. к экспортному Архангельскому порту;

— создаст условия для эффективной разработки Средне-Тиманского месторождения бокситов и вывоза их к уральским глиноземным заводам* (есть даже проект строительства нового глиноземного завода на базе этого месторождения);

— откроет новые рынки для нефтепродуктов «Тимано-Печоры» (недавно к числу акционеров «Белкомура» присоединилась нефтяная компания «Лукойл», рассчитывающая использовать новую дорогу для вывоза нефти через порты Белого моря);

— обеспечит сбыт угольной продукции Печорского бассейна (в частности, воркутинских коксующихся углей) на предприятия Урала. Для Пермской обл. это особенно важно, так как там идет ликвидация разработок в нерентабельном Кизеловском угольном бассейне (по оценкам, стоимость тонны воркутинского угля в 3—4 раза ниже, чем кизеловского и в 2 раза ниже кузбасского, покупаемого сейчас пермяками).

Отдельные надежды участники проекта возлагают на то, что «Белкомур» через новую линию Ледмозеро—Кочкома получит удобное соединение с железнодорожной сетью Финляндии.

Строительство северного участка «Белкомура» Карпогоры—Вендинга (215 км) начато в 1998 г. (от Карпогор), но работы ведутся медленно. Первое звено на южном участке Сыктывкар—Черная—Кудымкар—Григорьевская (541 км) уложено (на станции Григорьевская, западнее Перми) в ноябре 2000 г.


* По оценкам экспертов «Белкомура», 1 т гвинейских или греческих бокситов обходится уральским глиноземщикам в 65—75 долл., среднетиманские же будут стоить лишь 3 долл. Оценки эти, по-видимому, слишком оптимистичны (понятно, что эксперты стремятся оправдать «свой» проект), но даже если перепад цен будет меньшим, это не меняет существа дела.