|
На самом севере
Самарской области в Челно-Вершинском районе*, где
кончаются дороги и начинаются широкие леса,
стоит село Эштебенькино. Село находится
практически на границе между Самарской областью
и Татарией. В хорошую погоду, когда нет дождей и
снег не лежит на земле обильными сугробами, до
татарской земли рукой подать — сквозь поля, и
полевые дороги, и лес, и лесные тропки.
Село Эштебенькино само по себе большое
— домов 500—600. Однако делится на две
различающиеся между собой части. Разделяет село
речушка под названием Черемшан**. Одна часть
носит гордое название Старое Эштебенькино.
Находится она непосредственно около дороги на
райцентр. Здесь живут в основном русские, мордва
и в меньшей степени татары. Вторая часть села
раскинулась за Черемшаном, в глубь полей и лесов,
поодаль от больших дорог. Она носит особое
название — деревня Чувашское Эштебенькино, —
говорящее само за себя; здесь живут чуваши. Об
этой части села в основном и пойдет речь.
Село с остальным миром связывает одна
единственная бетонная дорога, которая к тому же
доходит только до начала деревни, а дальше —
простая деревенская грунтовка. По этой причине в
период дождей и снегопадов добраться до
противоположного края деревни практически
невозможно.
Итак, с одной стороны деревня
ограничена рекой, вдоль которой собственно и
вытянулась, а с других — полями.
Деревня расположена на склоне,
изрезанном оврагами. Вдоль самых крупных оврагов
вытягиваются улицы, спускающиеся от бровки
склона к пойме реки. Старые дома на улицах
располагаются близ поймы. Все они деревянные,
многие уже покосились от старости. Вверху же
склона, наоборот, находятся дома в основном
каменные и кирпичные, более новой постройки.
Соответственно, здесь живет главным образом
молодежь, а родители живут вблизи речки в более
старой части деревни.
Местность вокруг деревни холмистая и
местами изрезана оврагами и балками. Вверху
склона, на котором стоит деревня, за небольшим
полем начинаются дубравы, постепенно
смешивающиеся с липовым лесом, который в свою
очередь отдельными языками проникает в осиновый.
На краю леса, там, где обширные площади занимают
липовые деревья, располагаются деревенские
пасеки.
За деревней, если идти вдоль по склону,
начинаются бескрайние поля, то тут, то там
прорезанные оврагами. В севооборотах — пшеница,
горох, кукуруза, травы. Если спуститься по склону,
попадаешь к речке, которая, извиваясь, течет
вдоль этого склона. Речка довольно маленькая, но
рыбы в ней полным-полно, особенно в половодье,
когда заливается вся пойма.
Когда находишься на краю деревни и
смотришь вокруг, то кажется, что современная
цивилизация не затронула этот уголок. Никаких
признаков прогресса вокруг деревни, кроме
виднеющейся вдали асфальтной дороги, нет.
В Чувашском Эштебенькине живут в
основном старики или близкие к преклонному
возрасту люди. Правда, обитатели некоторых домов
довольно молоды. Но это или учителя школы (правда,
их здесь раз-два да, пожалуй, три, и обчелся), или
патриоты села, которых тоже по пальцам можно
пересчитать.
Жизнь в деревне начинается с первыми
петухами. Поднимается женская половина деревни,
чтобы подоить коров и отправить их в стадо. Не
успело еще взойти солнце, а по улицам идут
пастухи, и хозяйки с ними снаряжают свою скотину
в деревенское стадо, которое медленно
пополняется, а к крайней улице становится уже
довольно внушительным. Хозяйки после этого со
спокойной душой приступают к приготовлению
утренней трапезы, постепенно и мужики
просыпаются. То тут, то там раздается стук топора:
мужики — правда, честно говоря, чаще почему-то
женщины — колют дрова для печки, чтобы
приготовить разные кушанья. А зимой еще
приходится таскать уголек из сарая для отопления
в доме.
После завтрака народ начинает
постепенно растекаться кто куда. Кто-то на работу
в райцентр — на хлебозавод, на комбикормовый
завод или еще куда. Некоторые представители не
совсем пожилого населения отправляются
проводить свои трудовые будни в местном колхозе,
когда-то бывшем передовым в своем районе, а ныне
едва держащемся на плаву. Ну а у кого выходной
день, тот приступает к насущным делам — домашним.
А дел домашних в сельских условиях —
выше крыши, от такого их количества городской
житель, привлеченный к их исполнению, обычно
начинает стонать. Особенно работа кипит в летнюю
пору. В июне начинается пора сенокоса. Вся семья,
маленькая или большая, выходит на весь день в
бескрайние луга и леса — на своих двоих, на
велосипеде, на лошади, кто побогаче, тот и на
автомобиле, но самое излюбленное средство
передвижения в современной деревне — это,
конечно же, мотороллер «Муравей».
В период сенокоса жителями деревни не
пропускается ни одна поляна в лесу, ни один лужок.
Но обычно за каждой семьей, домом негласно
закреплен определенный участок близлежащих и
поодаль находящихся зеленых лугов.
В ближайшей округе скашивается практически вся
июньская трава, а затем, как круги от брошенного в
воду камня, зона сенокоса постепенно растет и
растет. После собственно сенокоса, в последующие
дни, ежедневно, как на работу, отдельные члены
семьи выходят к своим накосам и ворошат сено так,
чтобы оно было совершенно сухое и почти хрустело
под ногами и руками. И вот наступает пора — сараи
набивают сеном на зиму. Вдоль полей начинают
тянуться здоровенные, запряженные лошадьми
колымаги с сеном.
К началу июля, до Петрова дня, заканчивается
время сенокоса. К этому времени все сараи уже
забиты до отказа и практически на каждом огороде
виднеются небольшие стога — то, что не влезло в
сарай.
Не забывают и о предстоящих холодах.
Как говорится, готовь сани летом. За определенную
плату леснику — обычно это бутылка или две
самогонки или водки — можно вырубить в качестве
санитарной чистки определенное количество леса.
Лес этот идет в основном на дрова. Для
строительства же нужен хороший лес, поэтому его
выделяет лесничество отдельно и каждому. А
такого леса нужно довольно много, поскольку
строить в деревне любят. Постоянно что-то
достраивают, что-то перестраивают, особенно это
касается хозяйственных построек. Из лесных
продуктов ценятся прутья от орешника. Из этих
прутьев делают большие корзины, которые ставят
на сани зимой для удобства перевозки грузов. А
как же грибы и ягоды лесные? Ответ мне, правда,
самому не ясен, но у жителей нашей деревни
почему-то не принято собирать грибы в лесу; нет,
конечно, их собирают, но очень мало. Больше всего
ценятся луговые грибы. Бывало, выйдешь в огород
на округу полюбоваться и видишь такую картину: на
всех склонах холмов и оврагов бегает туда-сюда
народ от мала до велика, и понимаешь, настала
грибная пора.
Так постепенно проходят суровые
трудовые будни. Особенно туго приходится тем, кто
работает в районном центре, поскольку ту работу
им приходится совмещать с домашними
хозяйственными делами. Поэтому «из-за тяжелой
жизни» на деревне довольно много пьют. Причем
пьют всё. Еще на моей памяти, в конце 80-х пили в
деревне «Тройной одеколон», затем постепенно
увеличилось производство самогона, и народ
потихоньку начал переходить на него и водку. На
деревне как пили, так и пьют, но надеюсь, что
когда-нибудь не будут пить, по крайней мере так
много.
Свободное время в деревне проходит
тоже в трудах. Женщины любят поработать языком.
Особенно вечером, когда женское население
высыпает на улицу, на скамеечки перед своими
домами в ожидании скотины, возвращающейся с
пастухами с пастбищ, а также мужей. Мужики же
могут устраивать выходной себе на целый день,
например, уйдя на рыбалку с раннего утра и до
позднего вечера.
Потихоньку и лето проходит, начинается
пора уборочной. В это время из гаражей колхоза
выкатывается последняя оставшаяся в живых
техника и тихой, почти траурной процессией,
тянется к полям. Но тут работа начинает кипеть,
причем и днем и ночью слышен гул комбайнов и
тракторов. Практически весь собранный хлеб тут
же отправляется на элеватор в районный центр.
Кукуруза перерабатывается в силос и комбикорм
для оставшегося колхозного скота и продажи
населению.
После сбора урожая жители деревни
начинают запасаться хлебом на зиму, скупая или
воруя зерно, забивая постепенно свои амбары. По
мере надобности зерно отвозится на мельницу в
соседнее село.
В хлопотах об урожае постепенно
проходят теплые деньки и подкрадывается зима.
Зимой деревня почти вымирает. Жизнь кипит только
внутри своих владений, поскольку улицы так
заносит снегом, что сугробы иной раз закрывают
все окна у домов. Подступы к деревне всем видам
транспорта перекрываются, и только сани с
запряженными лошадьми могут здесь пробиться, и
то не всегда.
В эту пору, когда скотина дома
накормлена, снег во дворе убран, печка затоплена,
можно и расслабиться после летних трудов. Мужики
садятся в карты играть и языком чесать, а женщины
— прядут тихо-мирно у окошка из шерсти,
заготовленной еще летом и осенью.
Так жила, живет и, наверное, будет жить моя
деревня — уголок земли, столь любимый мною.
* Схему районного деления
Самарской обл. см.: «География», № 7/97 (спецвыпуск:
Самарская область), с. 5. — Здесь и далее прим. ред.
** Строго говоря, эта река называется
Большой Черемшан. И не такая это уж и речушка:
длина — 336 км, а в низовьях, за Димитровградом,
подпираемая водами волжского Куйбышевского
водохранилища, она разливается до ширины самой
Волги. |