|
Магас. Здание парламента
|
|
Магас. Здание администрации
президента Ингушетии
|
|
8 декабря 2000 г.
Государственная дума единогласно приняла
федеральный закон «О присвоении столице
Республики Ингушетия наименования Магас». 26
декабря этот закон был подписан Президентом РФ
Владимиром Путиным. Многие даже весьма уважаемые
информационные источники преподали эту
информацию как факт переименования прежней
столицы республики — города Назрани. На самом
деле Магас — это абсолютно новый город,
построенный на практически пустом месте
(кукурузном поле) в пределах родовой территории
президента Ингушетии Руслана Аушева. Президент
республики и его администрация справили
новоселье еще два с половиной года назад:
ингушский флаг над президентским дворцом был
поднят 31 октября 1998 г.
«Столичный вопрос» в Ингушетии имеет
долгую историю. С момента образования
самостоятельной республики в 1992 г. и ее выделения
из Чечено-Ингушетии возникла проблема
административного центра нового субъекта РФ.
Временной столицей была признана Назрань —
крупнейший город трех отошедших к Ингушетии
районов ЧИАССР. Назрань, будучи в сущности
селом-переростком, мало подходила на роль
столицы суверенной (формулировка из конституции
РИ) республики. Государственные учреждения
Ингушетии были в пожарном порядке размещены в
нескольких плохо приспособленных зданиях: в
бывшей районной администрации, школах,
гостиницах и др. В первые годы существования
республики ингушская национальная элита,
выдвигая территориальные претензии в адрес
соседней Северной Осетии, выступила с
требованием размещения республиканской столицы
в восточной части Владикавказа, что вернуло бы
административную карту этого района Северного
Кавказа к периоду 1924—1934 гг., когда Пригородный
район вместе с правобережным Владикавказом
входил в Ингушскую АО. Строительство новой
столицы может восприниматься как отказ
Ингушетии от пересмотра существующих
административных рубежей.
Магас в переводе с ингушского — Город
Солнца. Выбор названия был сделан с учетом
того, что древняя столица средневековой Алании —
союза горских народов и племен — также
величалась Магасом. Согласно историческим
источникам, Магас разрушили в начале 1239 г. орды
Батыя. Исторический Магас располагался примерно
на том же месте, где теперь построена новая
столица Ингушетии. В центре города на просторной
площади возвышается президентский дворец,
справа от него — здание парламента, зеркально
симметричный корпус слева занимает
правительство.
Здание резиденции президента
Ингушетии стилизовано под восточный шатер, к
которому ведет широкая лестница, в интерьерах
дворца и других административных зданий
ощущается сильное турецкое влияние. Это не
случайно: Магас строится при активной помощи
турецких планировщиков, архитекторов и
строителей.
Планируется, что в Магасе будут
проживать около 30 тыс. чел., занятых главным
образом в административных учреждениях
республики. В городе возводится деловой район. В
нескольких километрах от президентского дворца
строят пятиэтажки, где будет жить будущий
ингушский класс белых воротничков. Развитие
промышленности в городе не предусматривается.
Таким образом, Магас — это город, обладающий
исключительно административными (или
бюрократическими, как кому нравится) функциями,
своеобразный аналог Канберры, Оттавы или
Ямусукро. Амбиции ингушских руководителей
устремлены на строительство близ города
международного аэропорта «Магас», который могла
бы использовать и соседняя Чечня.
В рамках этой небольшой статьи мы не
будем рассуждать о том, насколько оправданно в
нищей республике, основную часть населения
которой составляют безработные и беженцы из
Чечни, заниматься строительством новой и
шикарной столицы. Великолепная отделка
по-восточному роскошных чиновничьих дворцов
говорит сама за себя. Думается, что перенос
столицы из Назрани в Магас — шаг скорее
политический, направленный на усиление власти и
авторитета президента. Действительно, сложно
по-другому оценить строительство нового
административного центра на самой границе
республики, всего в нескольких километрах от
окраин Назрани. Это чем-то напоминает переезд
правительства Филиппин из пролетарской Манилы в
курортный Кесон-Сити или предпочтение
руководства Индии колониально-европейского
Нью-Дели старой части национальной столицы.
Как ни странно, имя новой столицы
Ингушетии уже стало тиражироваться в России.
Совсем недавно название «Магас» присвоено
новому танкеру усиленного ледового класса,
построенного для «Лукойла» на Адмиралтейских
верфях в Санкт-Петербурге. Программой
предусмотрено строительство пяти подобных
танкеров (помимо «Магаса» уже спущены на воду
тезки двух других российских городов —
«Архангельск» и «Калининград»). Предназначение
танкеров ледового класса состоит в работе на
трассе Северного морского пути. Танкеры способны
перевозить четыре вида различных наливных
грузов одновременно, в том числе нефть и газовый
конденсат. Корабли имеют двойной корпус и могут
преодолевать сплошной лед толщиной 0,5 м со
скоростью 1,5—2 узла. Длина каждого судна — 155 м,
ширина — 24 м, осадка — 9 м. Скорость хода — 15
узлов. Водоизмещение каждого судна — 20 тыс. т,
экипаж — 24 человека. Автономность плавания
«Магаса» составляет 60 суток, дальность плавания
— 8 тыс. миль. |