Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2001

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА РОДИНЫ

"НАИЛУЧШУЮ КРАСОТУ И ВИД ПРИЯТНЫЙ..."

Богородицк

Старый герб города, утвержденный в 1778 г.

Один из малых городов Тульской области — Богородицк расположен на правом берегу р. Уперты (притока Упы). Весь город — прекрасный памятник XVIII в.: редкостный дворцово-парковый ансамбль, старинная планировочная структура города. Основанный в 1663 г. Богородицк был одним из укрепленных пунктов на южных рубежах Московского государства. Потеряв значение пограничного форпоста, Богородицк превратился в ремесленную слободу. При Екатерине II село Богородицкое и расположенное рядом село Бобрик-Спасское составили «собственную Ее Императорского Величества волость» и были переданы в особое правление генерал-поручику князю С.В. Гагарину. Последовавшее затем событие коренным образом изменило весь облик города, его судьбу и даже микроположение. В 1765 г. Екатерина II пожаловала этими землями своего внебрачного (от Григория Орлова) сына — малолетнего Алексея Григорьевича, носившего одно время титул князя Сицкого, а впоследствии известного под именем графа Бобринского.

В 60-х годах XVIII в. в придворных кругах всерьез говорили о возможности венчания Екатерины II и Орлова, в этом случае их сын мог быть официально признан и стать наследником престола. В некоторых документах в те годы его уже именовали Романовым. Понятно, какое внимание уделялось этому мальчику и какие крутые перемены должна была испытать местность, ему пожалованная. В 1773 г. на высоком, правом берегу подпруженной реки Уперты по проекту архитектора И.Е. Старова был заложен дворец.

Иван Евгеньевич Старов*, один из основоположников русского классицизма, никогда не был в Богородицке и составил проект заочно. Тем более удивительно, как полно он использовал окружающий ландшафт. Главный дом эффектно поставлен на высоком холме на берегу пруда. Западный фасад его, обращенный к воде, отмечен полукруглым выступом (бельведером). Этот выступ как бы задает архитектурный ритм зданию: овальные залы на первом и втором этажах. Дворец был соединен с двумя флигелями глухими каменными оградами, образующими с восточной стороны большой парадный двор. В композицию усадьбы Старов включил и башню-колокольню, построенную еще в начале XVIII в., когда здесь находилась стрелецкая слобода. Надо отдать должное мудрости Старова, который сохранил старый памятник, объединив в ансамбль различные по стилю постройки: строгий дворец и многоярусную барочную башню, использовав ее как парадный въезд во двор усадьбы и как звонницу для Казанской церкви, построенной в 30 м от дворца. Из любой части города шпиль колокольни смотрится как шпиль дворца, являясь его логичным завершением.

Одновременно со строительством усадьбы (на местности проект Старова осуществлял архитектор Ананьин) был разработан генеральный план Богородицка, по которому город должен был расположиться на низком, правом берегу реки. Даже подпруженная Уперта — очень небольшая река, и водная гладь должна была не разъединять, а объединять город и дворец, поскольку в основу композиции легла идея подчинения города дворцу, как господствующему сооружению. Пять главных, расходящихся веером, улиц как бы стекаются к дворцу, как к своему центру, и «придают городу наилучшую красу и вид приятный». Число главных улиц было выбрано не случайно. Ведь расположенные в центральной, полукруглой части дворца овальные залы имеют по пять окон, и каждая из этих лучевых улиц просматривается из определенного окна. Главная улица (ул. Ленина, бывшая Екатерининская) является основной осью всего архитектурного ансамбля. План Богородицка был представлен императрице, которая назвала его «сущим цветником» и повелела «точно таким образом город расположить». Сочетание дворцово-паркового ансамбля и планировки города и по сей день одно из достоинств Богородицка.

«Чудом здешнего края» называли пейзажный парк, созданный знаменитым русским писателем и агрономом Андреем Тимофеевичем Болотовым**, двадцать лет (в 1776—1796 гг.) в отсутствие владельцев управлявшим Богородицким имением. Все эти годы были наполнены неустанным кропотливым трудом. «Лучшею наградою за весь... великий труд было для меня... сознание, что я трудился... в таком деле, которое... не токмо сынам нашим и внукам, но и правнукам и дальнейшим потомкам обратится в пользу», — писал о своей работе Болотов.

Богородицкий парк был одним из первых пейзажных парков в России. Естественная прелесть русской природы, гармонично сочетающаяся с изысканными постройками классицизма, мраморная скульптура создали особый художественный образ парка. Болотов строил свой парк таким образом, чтобы созерцающий его красо’ты человек мог получить как можно больше различных впечатлений. Поэтому здесь были и «меланхолическая долина», и «смеющаяся сцена», сменяющие друг друга, словно театральные декорации. Повсюду слышалось журчание воды. Парк украшали и романтические руины, и каскад водопадов, беседки с открывающимися из них живописными видами, затейливые шутихи.

Практическим руководством Болотова при строительстве парка были труды немецкого теоретика садово-паркового искусства Гиршфельда. О былом великолепии Богородицкого чуда мы можем судить по акварелям и рисункам, выполненным самим Болотовым. Альбом с видами парка был подарен Екатерине II. И поныне парк поддерживается в прекрасном состоянии и производит неизгладимое впечатление.

Алеша Бобринский, сын Екатерины II и Григория Орлова, без пяти минут наследник престола
Граф Бобринский
(один из потомков первого владельца дворца) Мраморный бюст.
Середина XIX в. Тульский художественный музей.

Потомки Бобринского были известны в отечественной экономике, в частности, как сахарные заводчики.
В окрестностях Богородицка ставились одни из первых экспериментов по разведению сахарной свекловицы в России (см.: А.И. Даньшин.
Российский сахар//География, № 2/2001, с. 5).

 

С приездом сюда в 1796 г. (при Павле I) Бобринского Болотов покинул Богородицк, навсегда поселившись в своем родовом поместье Дворянинове Алексинского уезда Тульской губернии***.

В начале XIX в. путешественник А. Глаголев побывал в Богородицке и описал город в своих «Записках» следующим образом: «Небольшой городок сей можно уподобить картине, составленной из яркого света и самой темной тени. На луговой стороне обширного пруда видишь собрание хижин и изб, крытых соломою; по другую сторону, на плоском холму, великолепный дом графов Бобринских и обширный сад, который в прошлом столетии считался чудом здешнего края».

Постепенно Богородицкая усадьба меняла свой облик. В 1840 г. дворец пострадал от сильнейшего пожара, а к 1875 г. он был почти полностью перестроен. В парке также происходили значительные перемены: из места отдыха и развлечений он превратился в один из способов увеличения доходов с имения. О том, какой была усадьба Бобринских в этот период, можно прочесть в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Богородицкая усадьба, в которой бывал писатель, явилась прототипом имения Вронского.

В 1918 г. произошла национализация усадьбы. Произведения искусства, находившиеся в собрании Бобринских, были переданы в Тульский художественный музей, а во дворце открыли музыкальные и художественные классы. В дальнейшем усадьба подверглась значительным разрушениям: в 1929 г. были взорваны флигели и башня. В 30-х годах во дворце разместился санаторий «Красный шахтер» (примем во внимание: город находится едва ли не в сердце Подмосбасса — см. с. 28—30). В этот период погибла внутренняя отделка Казанской церкви, которую планировалось перестроить в кинотеатр. С 14 ноября по 15 декабря 1941 г. Богородицк был занят фашистскими войсками. За это время дворец превратился в развалины. Через 25 лет после войны, в 1967 г., начались восстановительные работы, инициаторами которых стали художник П. А. Кобяков и управляющий трестом «Калининуголь» (все тот же Подмосбасс!) С.А. Потапов.

Постепенно Богородицкая усадьба приобрела свой прежний облик. Снова белокаменный дворец величаво возвышается над городом. Его строгий силуэт и высокая башня-колокольня видны с каждой из пяти лучевых улиц, которые как бы сами направляют к усадьбе. В настоящее время 14 залов дворца открыты для посетителей****. В залах музея проводятся художественные выставки, концерты камерной музыки, работает детская художественная школа. Казанская церковь теперь открыта для прихожан. В ней тоже ведутся реставрационные работы. Чарует своей красотой и возрождающийся парк, создателю которого — Болотову здесь поставлен бронзовый памятник.

В.Р. БИТЮКОВА
(по материалам Богородицкого дворца-музея)


* И.Е. Старов известен как архитектор Троицкого собора в Александро-Невской лавре и Таврического дворца в Петербурге.

** А.Т. Болотов — агроном, медик, писатель, ландшафтный архитектор, живописец. Основанный им «Экономический магазин», изданный в сорока томах в 80-х годах XVIII в., стал одним из первых руководств по организации и ведению усадебного хозяйства.
А написанные им «Записки» («Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков») представляют замечательный памятник отечественной словесности, ставший бесценным достоянием для историков, литераторов, всех тех, кто интересуется прошлым России.

Долгое время имя его было почти забытым. Открытия, редкие знания Болотова были менее известны в России, чем в чужих краях. И вот после долгих лет незаслуженного забвения образ и опыт жизни этого человека обретают сейчас особую значимость.

*** В наши дни в Дворянинове (на северо-западе области) действует музей-усадьба А.Т. Болотова. См.: Музеи-усадьбы Российской Федерации//География, № 5/2001, с. 14.

**** Официальное наименование — Богородицкий музей-усадьба и парк. См.: Музеи-усадьбы Российской Федерации//География, № 5/2001, с. 14.