Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2001

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГЕРАЛЬДИКА

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ВОДОРАЗДЕЛЕ,

или Химический молоток и пересекающиеся реки

Герб Новомосковска, утвержденный в 1999 г.

Старинные гербы
Великого Устюга (1791)

и Докшицы (1796)

Герб Новомосковска интересен и географичен — причем, если можно так выразиться, и физико-географичен, и экономико-географичен. Вверху — золотой молот, символизирующий развитую промышленность. Он положен поверх двух лежащих крест-накрест серебряных кирок, напоминающих о том, что исторически основой экономического развития города и района послужила горнодобывающая отрасль (добыча бурого угля).

Внизу, на трех зеленых холмах, означающих высокое положение Новомосковска на Среднерусской возвышенности, лежат две золотые амфоры, опрокинутые навстречу друг другу. Из амфор льются серебряные струи, символизирующие истоки рек Дона и Шата и напоминающие об известной легенде*.

В Новомосковске гордятся, что их герб — один из немногих — уже внесен в Государственный геральдический регистр РФ** (у большинства городов страны гербы утверждены только на местных уровнях и не имеют общероссийского признания). Но автор герба — заслуженный художник РФ рязанец К.М. Шелковенко, хотя и исполнил герб не без вкуса, наделал немало глупостей, а государственный герольдмейстер, видимо, не напрягал себя, утверждая изображение. Молот, использованный в качестве «ударной» фигуры герба, действительно часто служит символом промышленности, но какой? Любой девятиклассник, изучающий экономическую географию, ответит: машиностроения и металлообработки, может быть, черной металлургии (кузнец в какой-то мере и металлург), горной добычи. Но всероссийски известная отраслевая специализация Новомосковска совершенно иная. Этот химик в своей короткой истории никогда не был металлистом; дать ему молот в качестве символа — все равно что предложить Менделееву гаечный ключ на фамильный герб.

Далее. В школе этому, кажется, не учат, но любой геоморфолог, равно как любой здравомыслящий человек, знакомый с феноменом земного тяготения и силой тяжести, скажет, что реки не могут пересекаться (это вам не автомагистрали со светофорами или развязками в двух уровнях). Берущие свое начало из (или близ) Новомосковского водохранилища Шат и Дон текут в противоположные стороны, а вовсе не скрещивают свои потоки. Геральдическая условность, скажете? Но в старой русской геральдике аналогичные географические прецеденты были, и герольдмейстеры с честью выходили из положения. Вот два примера, показывающих, как можно с умом обыграть на гербе географические ситуации. На гербе Великого Устюга (Волгодской губ.) воды из двух кувшинов сливаются: это Сухона сливается с Югом, образуя Северную Двину. На гербе Докшицы (Докшиц; тогда — Минской губ., ныне Витебской обл.) воды из кувшинов льются в разные стороны, то есть отражена точно такая же географическая ситуация, как и у Новомосковска: водораздел двух морей. Вилия течет к Неману и Балтике, Березина — к Днепру и Черному морю. И потоки, заметим, не пересекаются.

С.В. РОГАЧЕВ


* Согласно легенде, Шат и Дон были сыновьями Ивана (Иван-озера, располагавшегося у истоков обеих рек, там, где ныне Новомосковское водохранилище. Соответствующие фрагменты карт см.: Око-Дон//География, № 31/97, с. 1, 3). Шат обманом получил родительское благословение в путь и отправился на север, но обман раскрылся, и несчастный Шат уперся в Упу, в которой и сгинул. Хороший же Дон победно прошествовал на юг до самого моря.

** Номер новомосковского герба в госрегистре — 454.