Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2001

Из новой книги

Динамика численности населения мира

В.П. МАКСАКОВСКИЙ

В 1993—1995 гг. наша газета опубликовала в виде отдельных очерков часть готовившегося тогда к изданию учебного пособия В.П. Максаковского «Географическая картина мира». После выхода в свет оно стало, что называется, настольной книгой и для учащихся 10-х классов, и для студентов географических факультетов. Теперь автор готовит новое издание своего труда, которое выйдет в двух томах (Издательский дом «Дрофа»). Сегодня мы начинаем публикацию отдельных очерков первого тома «Географической картины мира».

Рассмотрение общих вопросов воспроизводства населения и демографического перехода позволяет лучше понять динамику численности населения мира. В основных чертах она соответствует историческим типам воспроизводства и фазам демографического перехода.

О численности населения Земли в стародавние времена существования архетипа воспроизводства можно судить лишь приблизительно. Ученые полагают, что к началу неолита (за 7—8 тыс. лет до н. э.) на нашей планете было всего 10 млн жителей, а темпы роста населения составляли лишь 10—20% за тысячелетие. Соответственно и плотность населения (с учетом размеров тогдашней ойкумены) была чрезвычайно мала: 8—10 человек на 100 км2. А средняя продолжительность жизни не превышала 20 лет.

После неолитической революции прирост населения заметно ускорился, и за 2000 лет до н. э. его численность достигла уже 50 млн, к началу нашей эры, по разным источникам, — от 200 до 250 млн человек. Тем не менее среднегодовой прирост его составлял всего 0,1%. Далее, на протяжении первого тысячелетия нашей эры с его великим переселением народов, частыми вспышками голода и эпидемий, постоянными войнами, численность мирового населения продолжала возрастать чрезвычайно медленно. Возможно, что в 1000 г. она достигла лишь 300 млн человек. Положение немногим изменилось и в 1000—1500 гг., когда продолжались периодические «моры» людей от голода, чумы, холеры, оспы. Так, в 1200—1300 гг. население Земли вообще не увеличилось, а с 1300 по 1400 г. оно даже несколько уменьшилось, поскольку в этом столетии от пандемии бубонной чумы («черной смерти») погибло около четверти всех жителей. Неудивительно, что и средняя продолжительность жизни колебалась в пределах от 20 до 30 лет. Все же к 1500 г. землян стало уже 425—450 млн.

Некоторый перелом наступил только в XVII в., да и то лишь в Европе, где зарождение промышленности, рост сельского хозяйства, успехи медицины начали сказываться на демографических процессах. А со второй половины XVIII в., то есть со времени начала промышленных переворотов, которые привели к росту производства, общему подъему уровня жизни и улучшению санитарно-гигиенических условий, в Европе начался такой рост населения, который вполне соответствовал современному понятию о демографическом взрыве, или демографической революции. Прежде всего благодаря Европе (но отчасти уже и Азии), население мира с 1500 по 1900 г. выросло почти в четыре раза, достигнув к концу этого периода времени численности в 1630 млн человек. В первую очередь это относится ко второй половине XIX в., когда население мира увеличилось в 1,5 раза при среднегодовом темпе прироста 0,8% и абсолютном приросте примерно 17 млн человек в год.

Очень сложной и противоречивой оказалась демографическая история первой половины XX в. С одной стороны, происходил значительный рост численности населения, хотя в основном уже не в Европе, а в Азии, Африке и Америке. С другой стороны, крайне негативно повлияли на весь ход демографических процессов две мировые войны. Во время Первой мировой войны людские потери составили 10 млн человек убитыми (плюс 20 млн раненых и 20 млн погибших от болезней и ран). Во время Второй мировой войны было убито более 54 млн человек, ранено около 90 млн, а погибло от болезней и ран еще 25 млн человек. Не случайно демографическое эхо этих войн сказывалось затем на протяжении десятилетий. Самый яркий пример тому — Советский Союз, который потерял за годы Великой Отечественной войны 27 млн человек.

Нужно учитывать, что здесь речь идет только о так называемых прямых потерях. Но есть еще косвенные потери, которые связаны с тем, что в годы войны обычно резко снижается уровень брачности — вследствие мобилизации молодых мужчин и откладывания браков, а также длительного разрыва супружеских связей. В годы Первой мировой войны уровень брачности в России, Франции, Италии снизился на 60—70%. В годы Второй мировой войны «дефицит рождений» тоже был очень велик, что вполне объяснимо. К косвенным потерям иногда относят и послевоенный рост инвалидности. По некоторым данным, в результате двух мировых войн инвалидами стали 40 млн человек.

Но особенно большой след в демографической истории человечества оставила вторая половина ХХ в., когда произошел небывалый дотоле демографический взрыв, связанный со вступлением во вторую фазу демографического перехода десятков стран Азии, Африки и Латинской Америки. Действительно, только за это время население Земли увеличилось в 2,5 раза при среднегодовом абсолютном приросте в 70—80 млн и даже 90 млн человек, что соответствовало темпам прироста в 1,5—2%. Хорошей иллюстрацией этого демографического взрыва на нашей планете могут служить данные о том, в какие годы численность населения земного шара достигала 1, 2, 3, 4, 5 и 6 млрд человек и сколько лет потребовалось в каждом случае для такого увеличения (табл. 1).

Как вытекает из сведений, приведенных в этой таблице, для того чтобы «распечатать» первый миллиард, потребовалась вся предшествующая история человечества, а в одном только ХХ в. увеличение численности населения на эту «круглую» цифру достигалось пять раз! Ученые подсчитали, что современный демографический переход происходит в два раза быстрее, чем в Европе эпохи промышленных переворотов, и охватывает в 15—20 раз больше людей. Впрочем, в последние полтора-два десятилетия наметилось уже некоторое сокращение темпов прироста мирового населения.

Но за этими общемировыми показателями скрываются очень существенные различия между двумя основными группами стран современного мира и, соответственно, между его крупными регионами (табл. 2).

При анализе табл. 2 бросаются в глаза все углубляющиеся различия между группами развитых и развивающихся стран. Так, в 1950—1955 гг. по темпам прироста населения первые отставали от вторых в 1,7 раза, а в 1995—2000 гг. — в 5,7 раза. В результате доля развивающихся стран в общемировом приросте населения увеличилась в ХХ в. с 79% в 50-х годах до 95% во второй половине 90-х годов.

Гораздо более быстрый рост населения в развивающихся странах находит отражение и в изменении соотношения между населением крупных регионов мира (табл. 3).

Как нетрудно заметить, доля в мировом населении СССР (России), зарубежной Европы и Северной Америки имеет тенденцию к неуклонному сокращению. Доля стран Латинской Америки, Австралии и Океании остается стабильной или более или менее стабильной. Доля же зарубежной Азии, и в особенности Африки, продолжает увеличиваться.