Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2001

Мозаика

Подземный трамвай

Д.В. ЗАЯЦ

Схема линии волгоградского скоростного трамвая
Схема линии волгоградского скоростного трамвая, составленная Сергеем Полежаевым (volgograd.metro.ru/system)

 

Эмблема волгоградского скоростного трамвая
Эмблема волгоградского скоростного трамвая

 

Станция «Площадь Ленина» волгоградского скоростного трамвая
Станция «Площадь Ленина» волгоградского скоростного трамвая

Если вам доведется побывать в городе-герое Волгограде, вас могут удивить по крайней мере три вещи. Во-первых, колоссальная статуя Родины-матери на Мамаевом кургане (высота 52 м, самая высокая скульптура в мире), видимая практически с любой открытой точки центра города. Во-вторых, почти полное отсутствие кварталов старой застройки — следствие минувшей войны, огненным шквалом пронесшейся над Сталинградом. Единственное исключение из этого правила — аккуратные постройки (дома и кирха) бывшей немецкой колонии Сарепта, но это, строго говоря, уже другой город — Красноармейск, присоединившийся к Сталинграду—Волгограду в 1931 г. Третий волгоградский объект, достойный если не удивления, то хотя бы любопытства, — подземный трамвай.

Официально этот гибрид трамвая и метрополитена величается скоростным трамваем, в народе он зовется метротрамом. Основная часть маршрута скоростного трамвая (более 10 из имеющихся 14 км) все же проходит по поверхности. Но и здесь его трасса отсутствием одноуровневых пересечений с автодорогами и ограждением (пусть даже и невысоким) скорее напоминает наземную линию метрополитена (например, Филевскую в Москве). Подземный участок длиной 3,3 км проходит под центральной частью города. Здесь расположены две станции: «Комсомольская» (близ железнодорожного и речного вокзалов в административно-деловом центре города) и «Площадь Ленина» (рядом знаменитый Дом Павлова, музей-панорама «Сталинградская битва», педагогический университет). Еще одна станция («Пионерская») устроена в месте выхода трассы метротрама на поверхность. Эта станция своим конструктивным решением (находится на эстакаде над каньонообразной долиной убранной в трубу речки Царицы) напоминает существовавшую некогда московскую метростанцию «Ленинские горы»*. Все три остановочных пункта в миниатюре повторяют устройство станций классического метрополитена. Просторные путевые залы отделаны мрамором и гранитом, павильоны украшены витражами и мозаиками, для подъема пассажиров на поверхность используются самые настоящие эскалаторы.

Скоростной трамвай появился на транспортной карте Волгограда в 1984 г. (планировался в 1982 г.), заменив в центре целый ряд трамвайных маршрутов, проходивших по поверхности. Задача строителей осложнялась специфическими условиями волгоградских грунтов. Здесь до сих пор много осколков, фрагментов металлических конструкций, остовов фундаментов разрушенных домов и прочих «памятников» минувшей войны. Хоть и редко, встречаются под землей вполне «работоспособные» противотанковые мины и неразорвавшиеся авиабомбы.

Сами волгоградцы осознают исключительность своего трамвая и не без оснований гордятся этим, на первый взгляд, прозаическим видом транспорта. Волгоград — один из самых вытянутых городов мира. Он протягивается по правому берегу Волги более чем на 70 км (для сравнения: наибольший диаметр Москвы — около 40 км), при том что городская территория практически не выходит за пределы десятикилометровой прибрежной полосы. В городе, имеющем такую конфигурацию, основные транспортные потоки неминуемо будут направлены вдоль основной градообразующей оси — Волги. Линия скоростного трамвая связывает наиболее многолюдные и популярные места города: центр, Мамаев курган, Центральный стадион (там играет знаменитый «Ротор»), заводы «Красный Октябрь», «Баррикады» и тракторный. Интервалы движения изменяются от 3 мин. в утренние и вечерние «пиковые» часы до 25 мин. после 22.00.

Подвижной состав для скоростного трамвая — привычные нам чешские вагоны «Татра», сцепленные по два, хотя ныне существующие подземные станции вполне в состоянии принимать четырехвагонные составы. Вагоны метротрама обслуживаются в самом обыкновенном городском трамвайном депо №5. В связи с тем, что серийный трамвайный вагон имеет двери лишь справа, а подземные остановочные пункты метротрама имеют строение классической метростанции (то есть с «островным» положением платформы), пути подземной части трассы перекрещиваются и меняются местами. В результате вагоны выскакивают на подземные станции с совершенно неожиданной для москвича стороны: не справа, куда так и тянет повернуть голову в ожидании прибывающего состава, а слева.

Высота платформ подземных станций (всего 15 см) соответствует возвышению трамвайной подножки. Незначительная приподнятость создает впечатление отсутствия барьера между рельсовой частью и посадочной платформой. Ощущение это подкрепляется тем, что вдоль путей не проложен контактный рельс (в метро он находится под напряжением, и любые работы на путях возможны лишь после отключения тока). Энергетическая подпитка состава подземного трамвая производится тем же путем, что и на поверхности, то есть при помощи натянутого сверху контактного провода. Чувствуя полную безопасность, некоторые чересчур нетерпеливые пассажиры порой выбегают прямо на пути и пытаются в темноте тоннеля рассмотреть приближающийся трамвай. Поэтому машинисты при прибытии на станцию вынуждены разгонять наиболее рьяных волгоградцев трелями звуковых сигналов, которые в ограниченном пространстве подземелья воспринимаются гораздо громче, чем на улице.

Остановочные пункты, расположенные на поверхности, (их 15) сложно назвать станциями. Они (за исключением остановки «Центральный парк культуры и отдыха», где имеется подобие платформы и скромный, но симпатичный посадочный павильон) представляют собой заасфальтированные площадки. Лишь на некоторых из них можно увидеть скамейки для ожидания или киоски по продаже билетов. Конечные станции («Тракторный завод» и «Площадь Чекистов») обладают разворотными кругами: трамвай, в отличие от поезда метро, имея кабину машиниста лишь одной стороны, не может зайти в тупик и двинуться в обратном направлении задним ходом.

Перспективы дальнейшего развития сети скоростного трамвая в Волгограде довольно туманны. Еще с начала 90-х годов строится южный подземный участок с тремя станциями (проектируемые наименования: «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка»). Из-за того что на этом участке не предусмотрено перекреста трамвайных путей, используемые здесь вагоны должны иметь двери не только справа, но и слева, как и метропоезда. Пока же вагонный парк города не имеет ни одного подобного вагона. Их разработка ведется на заводах в Санкт-Петербурге и Усть-Катаве (Челябинская обл.). Каким образом пойдет развитие волгоградского скоростного трамвая после сдачи в эксплуатацию строящихся трех станций (что они будут завершены, сейчас уже нет сомнений), покрыто завесой тайны.

Метротрам стал настоящей находкой для континентального Волгограда. Летом в палящий зной на подземных станциях можно укрыться от жары. Зимой там же можно смело назначать свидания, не опасаясь продрогнуть на студеном ветру. Это весьма просто сделать еще и потому, что в волгоградскую «подземку» можно попасть абсолютно бесплатно, благо проезд в трамвае там оплачивается, как и повсюду в стране, компостированием специальных талонов непосредственно в пассажирском салоне **.

Метро-трамвайный гибрид, действующий не потешно, ради экзотики, а всерьез, буквально приводит в восторг гостей Волгограда. А где еще можно получить незабываемые впечатления от поездки на трамвае под землей? Похоже, мало кто может понять чувства автора этих строк, возвращавшегося после футбольного матча на место своего временного проживания в Волгограде в вагоне, до отказа наполненном празднующими победу болельщиками «Ротора». А как приятно было услышать после небольших плутаний в Тракторозаводском районе города четкий ответ на чисто московский ориентационный вопрос «Где здесь ближайшая станция метро?» Подкованные волгоградцы без лишних разъяснений указали направление на станцию скоростного трамвая «Тракторозавод», хотя, если говорить строго, ближайшей все же была какая-нибудь станция в Харькове или Самаре. Скоростной трамвай, безусловно, имеет большое будущее, особенно в тех городах, которые еще не достигли миллионного рубежа. Он дешевле метрополитена в строительстве и эксплуатации, прекрасно встраивается в существующую трамвайную сеть. Идея скоростного трамвая недавно получила свое развитие даже в Москве, где альтернативой строительства метрополитена признана прокладка линий так называемого «легкого метро» — преимущественно наземного и малогабаритного, очень похожего на скоростной трамвай. Линии «легкого метро» смогут связать с конечными станциями «большого» Московского метрополитена окраинные районы столицы — Новокосино, Жулебино, Южное Бутово.


* Станция «Ленинские горы», располагавшаяся на метромосту через Москву-реку, была закрыта в 1984 г. в связи с реконструкцией мостового перехода. В сентябре 2000 г. фактически построенный заново метромост был сдан в эксплуатацию, однако станция на его нижнем ярусе возобновлена не была. В настоящее время поезда метро продолжают пересекать Москву-реку по обводным галереям. Надежду на восстановление одной из красивейших станций московского метрополитена поддерживает ее присутствие (как строящейся) на схемах линий в вагонах столичной «подземки», правда уже под другим названием — «Воробьевы Горы».

** По крайней мере, так было в середине 90-х годов. Сейчас же при входах на трех центральных станциях установлены подобия турникетов, на которых закреплены компостеры. Как сообщает на своем сайте, посвященном волгоградскому скоростному трамваю, Сергей Полетаев (http://volgograd.metro.ru): «купленный билет следует отдать сидящей рядом тетеньке, которая его прокомпостирует (!), или, по ее отсутствии, с полной гражданской сознательностью проделать это самостоятельно».