Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2001

Рецензия

Москва:

техногенный ландшафт или ...

С.Н. ГОЛУБЧИКОВ

Экологический атлас Москвы
Экологический атлас Москвы
(руководитель проекта И.Н. Ильина). —
М.: Изд-во «АБФ/АВF». — 2000

Это хорошо оформленное и проиллюстрированное картографическое издание подготовлено научно-исследовательским и проектным институтом (НИиПИ Генерального плана г. Москвы) при содействии Госкомитета по охране окружающей среды, Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы. Атлас разработан на базе материалов Генерального плана развития Москвы и является первым опытом обобщения и публичного представления комплексной информации о состоянии окружающей среды в городе.

Атлас можно назвать географической энциклопедией столицы.

Атлас состоит из 4 разделов. В первом, вводном, даются общие сведения о Москве, об административно-территориальном делении, плотности населения и градостроительном (функциональном, ландшафтном и строительном) зонировании города. В административном отношении Москва делится на 10 округов, объединяющих 128 муниципальных районов. Из представленных карт можно узнать, что самые населенные районы — Кузьминки (212 чел./га) в Юго-Восточном округе, Бибирево (209 чел./га) в Северо-Восточном и Ломоносовский (208 чел./га) в Юго-Западном округе, а самые редкозаселенные — Молжаниновский (1 чел./га) в Северном и Куркино (2 чел./га) в Северо-Западном округе. Характерно, что население Москвы наибольшей численности достигло в 1991 г. (9003 тыс. чел.) и с тех пор постоянно снижается (на 1 января 1999 г. оно составляло 8629 тыс. чел.). Большинство карт атласа выполнены в одном масштабе (1:150 000), но он, к сожалению, нигде не указан.

Второй раздел — «Природные условия» — самый содержательный, включающий карты климата, фенологии (для всей Московской обл.), геоморфологии, почв, речной сети, коренных (естественных) и современных (измененных) ландшафтов, геологии, родников, охраняемых природных территорий, памятников природы, растительного и животного мира. Каждая карта сопровождается пояснительной запиской. Так, из пояснения к почвенной карте мы узнаем, что естественный почвенный покров в Москве почти повсеместно уничтожен.

Гидрографическая сеть Москвы насчитывает около 1000 отдельных элементов, включающих временные водотоки и очень малые ручейки. В городе можно определить 134 наиболее крупных водотока, из них только 39 с полностью открытыми руслами и, следовательно, с сохранившимся природным комплексом. В Москве около 200 родников, из которых на карте обозначены 51, наиболее посещаемые населением. Чистых родников в Москве нет, относительно чисты лишь 7 родников, но и здесь в период весеннего снеготаяния отмечается повышенное содержание селена, кадмия, нефтепродуктов, как у наиболее популярного родника в Крылатском (для него следовало бы указать и повышенное содержание нитратов, в 4 раза превышающее ПДК, согласно замерам, произведенным этой зимой Московской областной общественной экологической организацией «Истрица»).

В результате градостроительной деятельности на месте коренных ландшафтов образовались городские, представляющие собой природно-технические образования. Из 9 ландшафтов наиболее сохранился Мещерский на территории парка Лосиный остров и Москворецко-Грайвороновский (Кузьминский парк).

Из геологических карт можно узнать, что подтопленные территории составляют около 40% площади города (в пределах МКАД), подтопление приводит к развитию естественных геологических процессов — оседания, оползания и карста. Самая высокая карстово-суффозионная опасность отмечена в районе Хорошевского шоссе, наименьшая — в Ясенево, Чертаново и Бутово.

Наиболее интересны карты природоохранного блока — схемы размещения объектов природного комплекса, карт памятников природы, растительного и животного мира, местообитаний орнитофауны Москвы, особо охраняемых природных территорий ближнего Подмосковья. Наиболее информативна последняя карта, на которой выделены существующие и перспективные для создания этих территорий экологические коридоры.

К памятникам природы и садово-паркового искусства отнесены постановлениями правительства Москвы 150 объектов, среди которых выделяется район Крылатского и Филей на живописных склонах Москвы-реки с участками широколиственного леса, крутыми оврагами и родниками.

Третий раздел атласа освещает систему наблюдений за состоянием городской среды (мониторинг зеленых насаждений, радиационно-экологический, поверхностных водных объектов, геологической среды, загрязнения атмосферного воздуха). Мониторинг геологических объектов выявил с 1966 г. учащение вдвое оползневых процессов, особенно в апреле—мае. Обнаружены участки в стадии подготовки оползней (со скоростью смещения почвогрунтов до 30 см в год), наиболее опасные участки находятся в Щукино, в Серебряном Бору, Хорошево-1, в Москворечье и в Чагино.

Система радиационного мониторинга включает 42 круглосуточно действующих измерителя радиационного фона. Очаги радиоактивного загрязнения продолжают выявляться на строительных объектах, при ведении земляных работ, на несанкционированных свалках, при потере контроля над источниками излучения (в Москве около 1000 предприятий, использующих радиоактивные вещества и источники ионизирующего излучения). На 16 стационарных постах ведутся наблюдения по 28 видам загрязняющих атмосферу веществ.

Заключительный, четвертый, раздел атласа посвящен анализу источников воздействия на окружающую среду и состояния различных компонентов природной среды (стационарные источники, загрязнение воздуха выбросами автотранспорта), лихеноиндикации (определение атмосферного загрязнения по лишайникам), состоянию водных объектов, загрязнению почв, свалкам, состоянию зеленых насаждений, шумовому воздействию, радиационной обстановке. Загрязнение атмосферы окисью углерода, двуокисью и окисью азота, аммиаком, формальдегидом и фенолом превышает допустимые нормативы. Общий валовой выброс в атмосферу объектов промышленности составляет около 140 тыс. т, причем наибольшие выбросы приходятся на долю предприятий энергетики (55%) и нефтеперерабатывающей промышленности (26%). Вклад предприятий в загрязнение атмосферы (без учета автотранспорта) наибольший у Восточного административного округа (30%), а наименьший — у Северо-Восточного (1,5%). Более 90% сбросов сточных вод в водоемы Москвы поступает от ТЭЦ Южного округа, ТЭЦ-12 Западного округа и АМО «ЗИЛ». Объем образования производственных и бытовых отходов достиг в 1998 г. 5,5 млн т, 80% из них складируется на полигонах. По уровню загрязнения атмосферы Москва уже более 10 лет входит в десятку самых грязных городов России: превышены нормативы содержания в воздухе диоксидов азота, формальдегида, бензола. Самая грязная ТЭЦ столицы (ТЭЦ-22) находится в Капотне (уровень загрязнения в 3-километровой зоне от нее превышает 2 ПДК), не намного отстают от нее ГЭС-1 в центре столицы и ТЭЦ-11 в Восточном округе. По прогнозу на 2010 г. высокое загрязнение атмосферы сохранится только в Южном округе (зона выше ПДК отмечена южнее ТЭЦ автозавода им. Лихачева и ТЭЦ-20).

Выбросы от автотранспорта (выше 2 ПДК) отмечены возле Московской кольцевой автодороги, в центре в пределах Садового кольца и по основным автомагистралям столицы (так же распределено и шумовое загрязнение от автотранспорта, карта которого приведена на с. 84). В атласе, на мой взгляд, занижена количественная оценка выбросов автотранспорта, которая достигла 90 % от всех выбросов в атмосферу (свыше 2 млн т). А средняя концентрация диоксида азота в городской атмосфере превысила ПДК в 2,5 раза, на Ленинском проспекте ПДК выхлопных газов превышена в 16 раз, не лучше положение на Тверской улице, Садовом кольце, Дмитровском шоссе. Ленинградском проспекте. Это можно было бы детально показать на карте, а не отображать поля концентраций диоксида азота одним цветом (зоны выше 2 ПДК), занимающим половину территории города (c. 65).

Основные водотоки Москвы загрязнены (а р. Москва ниже центра города загрязнена «особо опасно»), нормативно чистыми Москомприродой признаны реки Самординка (приток Очаковки), Чертановка, Серебрянка, Ичка, Сходня, истоки Очаковки и Битцы. Самые грязные пруды Москвы — Борисовский с прилегающими Царицынскими нижними.

Анализ динамики изменения данных по радиоактивности (с. 88) показывает, что в целом в Москве обстановка спокойная, не превышающая в течение 90-х годов контрольных уровней ни по одному объекту или параметру контроля.

В качестве рекомендации можно посоветовать авторам при переиздании атласа включить в него и карты медико-географического содержания, показывающие состояние здоровья москвичей, живущих в разных районах столицы (такая серия карт была бы полезна и для районов Московской обл.).

К сожалению, атлас не лишен недостатков. Так, на карте антропогенной нагрузки на поверхностные водоемы Московской обл. (с. 71) р. Маглуша в Истринском районе отнесена к умеренно-загрязненной, а р. Малая Истра — к грязной (в действительности все наоборот, в последние годы в Малой Истре появились исчезнувшие раки, бобры). Не совсем благозвучно и название карты на с. 80 — «Стихийные свалочные тела» (?!). Следовало привести и карту свалок Московской обл. — ведь здесь ежегодно под мусорные полигоны столицы отчуждается до 12 га земель. Из 3 млн т ежегодно образующихся твердых отходов лишь 59% промышленных и только 10% бытовых используются вторично. На соседней странице (c. 81) вкралась досадная ошибка в легенду к схеме обеспеченности жителей зелеными насаждениями общего пользования — по округам она различается от 10—15 га/чел. (Центральный округ) до более 28 га/чел. (Восточный округ). Такой высокой обеспеченности (десятки гектар на человека), думаю, нет и во всей Центральной России. Авторам атласа следовало бы привести и карту лесопаркового защитного пояса, окружающего столицу. К 1997 г. его площадь уменьшилась за счет расширения Москвы на 7%, а сохранившиеся пригородные леса стремительно утрачивают свои эколого-эстетические и защитные функции. По экологическим показателям площадь лесопаркового защитного пояса должна превышать площадь крупного города не менее чем в 5 раз, а в Москве — всего в 1,5 раза (в Лондоне, Париже
и в Вашингтоне — в 10 раз).

Указанные недостатки нисколько не снижают научно-познавательного значения атласа и легко могут быть устранены при его последующем переиздании.