Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2001

Я иду на урок

Четыре этапа развития гипотезы

на примере фрагмента урока 18 по учебнику: О.В. Крылова. Материки и океаны. — М.: Просвещение, 1999. Тема: «Мировой океан» (обобщение знаний)

Л.А. ПЕТРОВА
г. Кострома

Тема пройдена, запас знаний есть, и теперь необходимо их осмыслить и на этой базе выстроить новые знания. Способ действий тоже предлагается качественно новый — создание гипотезы. Предлагаемый фрагмент урока связан с течениями.

Учитель. Мы — сотрудники лаборатории географических проблем, исследуя побережье южной части Африки, обратили внимание на различную природу западного и восточного побережий океанов в тропических широтах. В этих широтах вероятнее увидеть пустынную местность. На восточном побережье океана так и есть, но на его западном побережье распространены саванны, то есть факты не укладываются в общее знание (I этап развития гипотез).

Сформулируйте гипотезу: с чем связано различие в природе тропических побережий?

Гипотезы (а точнее, поступающие предположения) выписываются на доску.

Учащиеся. 1. На природу оказывают влияние пассаты.

2. Различия в рельефе приводят к формированию разных на западе и востоке природных зон.

3. Различные ландшафты формируются под влиянием разных течений.

Предположения высказаны. Обсуждаем их, и учащиеся приходят к выводу, что наиболее реальная причина — течения. Но с формулировкой гипотезы могут возникнуть затруднения. Помогает выявление взаимосвязей между природными явлениями, которые мы выстроили в виде схемы (совместный результат труда во время беседы).

Опираясь на схему, учащиеся сформулировали гипотезу (II этап): на побережьях, вблизи которых проходит теплое течение, выпадают осадки и располагается более пышная растительность; там, где проходят холодные течения, — сухо и пустынно.

Учитель. Нам необходимо найти подтверждение нашим наблюдениям и предположениям. Воспользуемся результатами исследований других людей, которые отражены в картах вашего атласа (III этап).

Учащиеся работают с тематическими картами Африки — климатической и картой природных зон и убеждаются в правильности своих предположений (гипотезы).

На западном побережье Африки (восточном побережье Атлантического океана), где проходят холодные течения (в Северном полушарии — Канарское, в Южном — Бенгельское) расположены пустыни — Сахара и Намиб. На восточном побережье Африки (западном побережье Индийского океана), вдоль которого проходит теплое Мозамбикское течение, — саванны. В тропических широтах Северного полушария Африка омывается не океаном, а почти замкнутым Красным морем.

Учитель. Нам осталось выполнить последнее — превратить гипотезу в достоверное знание, другими словами, доказать, что наблюдения в Африке — не случайность, а закономерное явление (IV этап). Как это сделать?

Учащиеся. Посмотреть на подобные районы на других материках. Если на западных побережьях океанов, где проходят теплые течения, леса, а на восточных — пустыни, значит, мы были правы.

Учащиеся находят примеры на картах Северной и Южной Америки, Австралии, Евразии.