Я иду на урок |
Моделирование
на примере фрагмента урока 50 по учебнику: О.В. Крылова. Материки и океаны. — М.: Просвещение, 1999. Тема: «Австралия — самая лучшая страна в мире»
Л.А. ПЕТРОВА
г. Кострома
Одна из географических задач этого урока начинается словами «Попробуйте смоделировать...». Задача потребовала много времени и заняла целый урок. Но нам с ребятами она показалась интересной.
Задача (в учебнике идет под номером
4). Попробуйте смоделировать, какие изменения
произошли бы в природе Австралии, будь горы на ее
восточном побережье
в 3 раза выше существующих.
Чтобы с этой задачей могли справиться сами учащиеся, я, опираясь на учебник, определила следующие направления для анализа.
1. Выявить особенности земной коры и процессов, происходящих в них (при новых условиях).
Предложила ответить на вопрос:
— Что можно сказать о земной коре и литосферных процессах в районе, где находятся такие высокие горы?
Варианты ответов учащихся:
— здесь, вероятно, действуют вулканы, происходят землетрясения;
— здесь проходит граница литосферных плит — материковой и океанической, когда одна подныривает под другую.
2. Выявить изменения, которые происходят в природе самих гор.
Варианты ответов учащихся:
— на вершинах образовались ледники;
— появились реки, образующиеся при таянии ледников;
— возникло много природных зон в горах (термин «высотная поясность» не прозвучал — забыли).
Для дальнейшего поиска предложила ответить на вопросы учебника:
— Как будут различаться условия увлажнения западного и восточного склонов гор? В чем причины различий?
— Какие природные зоны будут располагаться у подножий западного и восточного склонов?
— Какие природные зоны будут располагаться выше по обоим склонам?
Результат этой работы должен был вылиться в схему, точнее, профиль горной страны с набором высотных поясов на западном и восточном склонах. Но полностью самостоятельно задание выполнить не удалось — учащиеся затруднялись, поэтому при работе звучали мои уточняющие вопросы, особенно это касалось зарисовки срединных высотных поясов. Например:
— Могут ли резко меняться природные зоны от пустыни к лесам?
— Какие леса лучше переносят низкие температуры?
3. Выявить изменения в природе Центральной Австралии, возникшие в результате появления на востоке высоких гор.
Варианты ответов учащихся:
— появились непересыхающие реки от ледников в горах;
— озеро Эйр стало полноводным;
— исчезли саванны к западу от гор, у подножий сразу начинается пустыня;
— пустыни стали более суровыми, чем раньше.
4. Выявить, какие черты природы материка не изменились бы.
Варианты ответов учащихся:
— на восточном побережье сохранились бы переменно-влажные леса;
— сократились бы жестколистные леса на юге и юго-западе, саванны на юго-западе.
Возникло затруднение с северной частью материка.
Учитель. Я утверждаю, что здесь по-прежнему будет саванна. Докажите, вспомнив сведения о климате и циркуляции атмосферы.
Ответы учащихся:
— здесь проходит субэкваториальный пояс, летом экваториальная воздушная масса, зимой — тропическая;
— в этом районе в году 2 сезона.
Этих ответов было достаточно, чтобы поддержать утверждение.
Подготовительная (а по содержанию главная, наиболее ценная) часть работы — анализ, моделирование — проделана. Далее учащиеся рисуют на контурной карте гипотетические природные зоны.