Дискуссия |
Осмыслять себя в пространстве
Краткие ответы на вопросы редакции газеты «География»
В.И. СИРОТИН
При публикации статьи Л.Л. Розанова «Географическая компетентность выпускника школы — концептуальная основа среднего географического образования» (№ 14/2001, с. 21—22) редакция газеты «География» пригласила всех своих читателей к дискуссии и поставила конкретные вопросы, по сути которых хотелось бы высказать свое мнение. Правда, справедливости ради следует заметить, что эти вопросы могли бы быть поставлены и без опубликования и последующей критической оценки вышеназванной статьи. Все эти вопросы действительно важны для понимания места и роли школьной географии в образовании учащихся.
Первый вопрос касается места школьной географии в базисном учебном плане. Действительно, так ли уж важно, в какую образовательную область — естественно-научную или гуманитарную — должна входить школьная география? География, интегрирующая в своем содержании как естественно-научные, так и гуманитарные социально-экономические знания, является предметом естественно-гуманитарным. Но долгое время в базисном учебном плане школы этот предмет находился вместе с физикой, химией и биологией в естественно-научном блоке «Естествознание». С некоторого времени, учитывая тенденцию к увеличению социально-экономической составляющей содержания географического образования, а также желание многих (как географов, так и не географов) сделать географию более человечной, она была переведена в блок гуманитарных предметов, где оказалась вместе с историей, обществоведением и экономикой.
Безусловно, для географии, для географического образования было бы лучше, если бы этот важнейший для развития личности школьников предмет мог так же, как математика, занять в базисном учебном плане свою нишу, свою отдельную образовательную область «География». Эта образовательная область могла бы служить своеобразным мостиком между образовательными областями «Естествознание» и «Обществознание». Однако, к нашему глубокому сожалению, окончательное решение по структуре и содержанию базисного учебного плана принимают не географы, поэтому надежду на выделение географического блока приходится отложить на будущее.
Второй вопрос редакции газеты «География» носит явно политический характер. Думается, у населения и кроме географии есть в настоящее время достаточно много источников объективной информации по вопросам экологии и рационального природопользования. Л.Л. Розанов поторопился со своей статьей и дал не совсем верную информацию о количестве учебных часов, предусмотренных на изучение географии в новом экспериментальном Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (см.: Приложение к приказу Минобразования РФ № 834 от 06.03.2001*, вариант 2, с. 13) Количество часов, выделенных в экспериментальном Базисном плане на изучение школьной географии, не сократилось. Как и в настоящее время, в основной школе на изучение географии отводится 8 часов с 6-го по 10-й класс (1+2+2+2+1). В старшей школе в 11-м и 12-м классах на изучение географии отводится не менее 2-х часов (а в социально-экономическом и экономическом профиле предусматривается не менее 4-х часов).
Третий вопрос касается критериев успешности географического образования в школе. Безусловно, такие критерии должны различаться у тех учащихся, которые готовятся поступить на географический факультет МГУ, и у тех, кому больше не посчастливится специально изучать географию вне стен школы. Думаю, что для последних главным критерием будет знание географической карты и умение ощущать и понимать свое место не только во времени, но и местонахождение в пространстве. Знать, где человек находится в конкретный момент по отношению к другим географическим объектам, не только интересно — это имеет и большое практическое значение при выборе дальнейшего направления движения (и в буквальном, и в фигуральном смысле).
Мне кажется, что общественный и государственный интерес (четвертый вопрос редакции) связан именно с развитием личности ребенка, формированием пространственного мышления учащихся, с развитием у них навыков использовать карту для решения практических задач.
Пятый вопрос связан с различием между географической наукой и школьной географией. Несомненно, задачи, стоящие перед географической наукой и перед школьной географией, разные. Если географическая наука помогает решать народнохозяйственные задачи и способствует организации рационального природопользования, то школьная география готовит учащихся к восприятию окружающей действительности и к реальной жизни в пространстве.
Другими словами (это ответ на шестой вопрос), основная цель географического образования заключается в развитии личности ребенка и подготовке его к жизни путем формирования у него умений и навыков применения специфических географических методов получения, анализа, оценки географической информации с целью использования этой информации для своей пользы, для пользы других людей.
Исходя из этого, можно ответить и на последний, седьмой вопрос. Обязательный минимум должен предусматривать в первую очередь формирование практических навыков работы с основными источниками географической информации и содержать систему географических знаний, владеть которыми должен каждый выпускник школы, знаний, определяющих общую культуру людей. Решить эту образовательную задачу можно только при условии использования практических методов обучения и тщательной организации деятельности учащихся по самостоятельному получению географических знаний, самообразованию и саморазвитию. Однако по-прежнему основным недостатком уроков географии является чрезмерная увлеченность словесными методами в преподавании.
Бо’льшую часть драгоценного времени урока учителя говорят сами, в лучшем случае учат говорить детей, и совсем малая доля учебного времени приходится на самостоятельную практическую работу у настенной карты, с атласом, на местности, на предприятии и т. д. Следствие этого — падение интереса к изучению географии, скука на уроках и плачевные результаты при оценке качества географического образования.
* Этот приказ и выдержки из приложения к нему печатаются в этом номере на с. 4—5. — Прим. ред.