Географическая геральдика |
Туапсе:
визуализация герба
С.В. РОГАЧЕВ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На гербе, утвержденном туапсинским горсоветом в 1969 г., — несколько тематических символов: один физико-географический и одновременно топонимический, два экономико-географических и один историко-географический. Символы эти, впрочем, не очень символичны: все нашедшие место на гербе фигуры — не отвлеченные образы, а в общем-то реальные объекты, которые можно увидеть, осматривая город. Пересекающие щит две диагональные линии (перевязи) — две реки, а если сказать то же по-адыгейски, то туа («два») псы («вода, река»)*. Так называется протекающая через Туапсе речка, образованная двумя истоками. Эта речка и дала имя населенному месту (с 1897 г.). Над перевязью — ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода. Туапсинский нефтеперерабатывающий завод — одно из наиболее значительных предприятий города, хотя на общероссийском фоне он не очень большой: если годовая переработка нефти на таких НПЗ, как Московский, Ярославский, Рязанский, Киришский, Уфимский, Омский, составляет по 7—15 млн т в год, то Туапсинский перерабатывает лишь около 2 млн т в год. Туапсинский НПЗ был построен в 20-е годы (1-я очередь пущена в 1929 г., 2-я — в 1930 г.) в связи со строительством нефтепровода Грозный—Туапсе. При заводе сформировался поселок Грознефть. Во время войны завод был эвакуирован, работа была восстановлена к 1949 г. В настоящее время на НПЗ работает несколько сот человек. Нефтепровод из Грозного**, а также построенный позднее нефтепровод Майкоп—Туапсе дали жизнь и другим функциям города: в 1927—1931 гг. здесь была создана нефтебаза, осуществляющая перевалку нефтепродуктов на железную дорогу и на морские суда (ныне эта база — ОАО «Роснефть—Туапсенефтепродукт»). В 1928 г. стал действовать первый нефтяной пирс, с которого началась жизнь нефтеналивного района Туапсинского порта***. Так что танкер, который мы видим во главе геральдического щита, совершенно материальный. И хотя на нефтяной пирс нас вряд ли пустят, увидеть танкер в акватории порта из города можно очень часто. Схема Туапсинского порта
|
Виды грузов |
1990 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Сухогрузы |
||||||||
экспорт |
1779 |
1907,9 |
2787 |
3051,9 |
2975,5 |
2609,7 |
2753,1 |
2716,0 |
импорт |
860 |
209,4 |
197 |
118,9 |
374,5 |
610,6 |
1135,5 |
1261,9 |
Итого |
2639 |
2117,3 |
2984 |
3170,8 |
3350,0 |
3220,3 |
3888,6 |
3977,9 |
Наливные суда |
||||||||
экспорт |
10451 |
7785,1 |
9219 |
10519,2 |
9701,8 |
10517,8 |
10650,7 |
11650,5 |
импорт |
723 |
11,8 |
20 |
37,4 |
30,8 |
10,2 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
11174 |
7796,9 |
9239 |
10556,6 |
9732,6 |
10528,0 |
10650,7 |
11650,5 |
Всего |
13813 |
9914,2 |
12223 |
13727,4 |
13082,6 |
13748,3 |
14539,3 |
15628,4 |
По данным администрации Туапсинского морского порта.
* См. также: А.В. Кузнецов. Сколько рек?//География, № 34/2000, с. 32.
** Нефтепровод Грозный—Туапсе (618 км) был построен по проекту инженера В. Г. Шухова, широко известного благодаря спроектированной им в Москве радиобашне на Шаболовке («Шуховская башня»), бывшей главным телерадиотрансляционным центром СССР до строительства Останкинской башни.
*** 29 марта 1929 года бензовоз «Нефтесиндикат СССР» пришел в Туапсе. В апреле состоялся пробный налив горючего. В феврале 1930 года пришел второй бензовоз — «Советская нефть».
**** Послевоенный генеральный план
реконструкции Туапсе был разработан под
руководством знаменитого архитектора
А. В. Щусева.
***** В 1914 и 1915 гг. во время Империалистической войны Туапсинский порт подвергся сильному артиллерийскому обстрелу с крейсеров «Гебен» и «Бреслау», ходивших под турецким флагом. Были разрушены причалы, сожжены продовольственные склады на набережной. Были жертвы среди мирного населения.