Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2001

Корреспонденция

Целесообразно ли
составлять план,
если в учебнике
есть готовый?

Т.В. МИХНЕВИЧ,
учитель географии школы № 45,
г. Новоуральск
Свердловская обл.

Герб Свердловской области утвержден в 1997 г.: в червленом (красном) поле серебряный обернувшийся соболь, держащий золотую стрелу острием вниз
Герб Свердловской области утвержден в 1997 г.: в червленом (красном) поле серебряный обернувшийся соболь, держащий золотую стрелу острием вниз

Я считаю, что да. Учебники нашпигованы разными планами-характеристиками, а вот приема обучения составлению плана географической характеристики нет ни в одном учебнике. Действия по шаблону не развивают учащихся, быстро надоедают. Прием самостоятельного составления плана заставляет учащихся мыслить, они делят текст параграфа на отдельные элементы, анализируют их. Ученики вычленяют части целого, выявляют взаимосвязи между ними, видят ошибки и недочеты в логике рассуждений других, объясняют причинно-следственные связи. Они учатся излагать свои мысли вслух, спорить и отстаивать свои суждения, одновременно учатся уважительно относиться к мнению других.

На таких уроках ребята работают заинтересованно, активно. Почти все успевают высказать свою точку зрения. Характерен высокий темп работы на уроке. У меня в параллели четыре класса, и в каждом классе проходит бурное обсуждение. Ход обсуждений произвольный, в итоге план получается примерно одинаковый по структуре, но краткий или развернутый. Класс сам решает, какой им больше подходит. Моя роль на уроке — помочь, подсказать, направить в нужное русло, активизировать детей. Если есть необходимость (в классе коррекции) — помогаю правильно строить ход мысли, не навязывая своего.