Географические новости |
Завершена проходка крупнейшего тоннеля России
30 марта 2001 г. на Бурятском участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали закончилась проходка Северо-Муйского тоннеля. В 7 часов 15 минут по московскому времени в тоннеле была произведена так называемая сбойка, то есть соединение восточного и западного участков тоннеля.
Северо-Муйский тоннель — наиболее сложное и трудоемкое строительное сооружение подобного рода в мире, так как бо’льшая его часть проходит в зоне тектонических разломов. Тоннель стал крупнейшим в России: протяженность его составляет 15 343 м, над ним в некоторых местах до 1 км горных пород. Тоннель назван по Северо-Муйскому горному хребту, сквозь который он проходит. Протяженность хребта 300 км, ширина 20—30 км и максимальная высота до 2500 м. Тоннель однопутный, двускатный, с уклоном от середины к обоим порталам, приспособленный к размещению электротяги. Уклон — 6 тысячных в одну сторону и 7,5 тысячных в другую; это значит, что на каждый метр путь понижается соответственно на 6 и 7,5 мм.
Из-за ошибки в проектировании трасса тоннеля попала в зону Ангаро-Канского тектонического разлома. Зоны разломов и понижения кровли скальных пород заполнены рыхлыми отложениями, принесенными водой. В результате проходчики столкнулись со сложнейшей гидрогеологической обстановкой. Им постоянно приходилось бороться с водонасыщенной смесью песка и валунов. Главное — многолетняя мерзлота соседствовала с термальными водами температурой до 30 °С. В связи с этим прямо по ходу строительства придумывались новые технологии работы и инженерные решения, которые никогда до того не применялись в мировом тоннелестроении. Из тоннеля были откачаны миллионы кубометров воды. Случались и трагедии: самая страшная — в июле 1978 г., когда в ледяной воде утонула целая бригада рабочих. Самое поразительное то, что, несмотря на сложнейшие условия проходки, сбойка тоннеля завершена с ювелирной точностью: отклонение от прямой оси составляет всего лишь 13 мм.
Подготовительные работы по строительству тоннеля были начаты еще в 1975 г. Для многочисленных рабочих-проходчиков, многие из которых ранее работали на строительстве метро Москвы, Ленинграда и других крупных городов, были сооружены два современных жилых поселка: Тоннельный — у западного портала тоннеля (население в 1998 г. — 2,2 тыс. жителей) и Северомуйск — у восточного портала (5,7 тыс.).
Завершение строительства тоннеля позволит решить актуальную проблему организации движения на БАМе по кратчайшему пути и с минимальными потерями. Сегодня движение на этом участке магистрали осуществляется в обход. Это около 80 км трассы со сложным рельефом и очень большими уклонами, превышающими пределы, необходимые для безопасной эксплуатации железной дороги. На этой трассе, извивающейся между сопками, состав вынужден двигаться с минимальной скоростью, причем зимой ежеминутно рискует попасть под лавину. Путь этот включает и переход через так называемый Чертов мост, вселяющий ужас даже в опытных машинистов, — железнодорожное полотно, укрепленное на опорах на 50-метровой высоте. При прохождении этого опасного участка составы приходится недогружать.
Перспективные районы освоения природных ресурсов России находятся в Забайкалье и на Дальнем Востоке, куда и ведет БАМ. Здесь расположены Эльгинское месторождение каменного угля, Чинейское комплексное месторождение железных и медных руд, Удоканское месторождение медных руд, на которых могут быть построены огромные предприятия добывающей промышленности. Включение этих объектов в хозяйственный оборот позволит увеличить объем перевозок по БАМу и Транссибирской магистрали в первые 5 лет на 10—15 млн т в год, а в дальнейшем — на 20 млн т. Это обеспечит снижение и постепенную ликвидацию убыточности БАМа, позволит создать новые рабочие места в регионе.
Завершение проходки тоннеля не означает его приема Министерством путей сообщения в постоянную эксплуатацию. Работы еще предстоит немало. В ближайшей перспективе — отделка тоннеля, укладка рельсов, монтаж контактной сети. Рабочее движение предполагается открыть в декабре текущего года, в I квартале 2002 г. тоннель будет введен в эксплуатацию, и лишь в декабре 2002 г. работы здесь будут полностью окончены.