ЭТНОС
В ШЕЛТОЗЕРО, К ВЕПСАМ
Д.В.ЗАЯЦ
(Статья дана в сокращении.)
Дом Мелькина в Шелтозере. Именно здесь
размещается основная экспозиция Вепсского
этнографического музея
Фото А.Б. Самойлова
ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Планируемая поездка в Шелтозеро, «столицу»
российских вепсов, еще до приезда в Карелию
многими воспринималась с осторожным
любопытством и определенным скепсисом: чего, мол,
там смотреть — село как село, в России таких
сотни, если не тысячи. Тем более что к этому
времени группа студентов Московского
государственного педагогического университета
уже побывала практически во всех «программных»
точках Карелии: в Кижах и на Киваче, в Марциальных
Водах и на Кончозере, на промышленных
предприятиях Петрозаводска и Кондопоги.
Казалось, после того что было втиснуто в четыре
умопомрачительно насыщенных
калейдоскопическими впечатлениями дня, всех
будет очень трудно чем-нибудь удивить.
Дальнейшее показало, что большинство
заблуждалось.
Красный «Икарус» ранним утром выехал из
Петрозаводска и направился вдоль побережья
Онежского озера на юго-восток в направлении
истока Свири. Переваливаясь с горки на горку (на
карте эти неровности именовались Шокшинской
грядой), автобус следовал по узкой и извилистой
трассе, ведущей на Вознесенье и далее на Вытегру.
Дорога, судя по шифру «Р-19», имеющая
республиканское значение, явно требовала
расширения дорожного полотна: «Икарус» порою
чудом разъезжался со встречными негабаритными
лесовозами, заезжая на обочину и рискуя
врезаться в непроницаемо темный хвойный лес,
начинавшийся чуть ли не прямо за автобусным
стеклом. Рассказывают, что лет двадцать назад
больший участок этой дороги не был асфальтирован
и на раскисшей от дождей дороге можно было
увидеть лужи ярко-малинового цвета. Причину
необычного оттенка воды мы узнали позже, побывав
в Шокше.
По-северному невозмутимый водитель продолжал
вести дар венгров по земле другого угро-финского
народа. По пути попадались редкие деревни с
непривычными названиями: Ужесельга, Педасельга,
Ерошкина Сельга. Сельга* — по-фински спина,
или кряж. В Карелии этим термином называют
характерные для этих мест грядообразные формы
рельефа: моренные гряды, озы; многие сельги имеют
кристаллическое ядро, перекрытое рыхлыми
ледниковыми отложениями. На таких грунтах обычно
произрастают сухие сосновые боры. Особенно
выдающиеся сельги имеют собственные названия,
которые и оказались увековеченными в именах
населенных пунктов.
УРОК ИСТОРИИ С ДЕМОГРАФИЕЙ
Неспешный и монотонный голос нашего
экскурсовода (вот тут и начинаешь понимать, что
находишься на финно-угорском Севере) клонит ко
сну. От Петрозаводска до Шелтозера около 80 км.
Есть время познакомиться с той землей, куда лежит
наш путь.
Шелтозеро — центр района компактного проживания
вепсов, древнего угро-финского народа,
известного в истории под именами веси и чуди.
Вепсы — автохтонное (коренное) население
Северного Межозерья — района, расположенного
между тремя озерами: Ладожским, Онежским и Белым.
Ранее, правда, ареал расселения вепсов был более
обширным, сейчас от него остались лишь отдельные
островки в Ленинградской и Вологодской областях,
а также в Карелии (последний наиболее известен).
Считается, что древнейшее упоминание о вепсах
оставил остготский историк Иордан в VI в. (он писал
о племени вас), вепсы были известны и арабам
под именем вису. Древнерусские племена, бок о
бок жившие с древней весью, также оставили
сведения о ней в своих литературных источниках (о
существовании племени весь в русских
летописях говорится с XI в.). В дальнейшем весь,
наряду с другими соседними народами финского
корня, упоминается под собирательным названием чудь,
очевидно потому, что русские летописцы избегали
путаницы со славянским словом «весь» — «село»**.
О старом русском имени этих народов ныне
напоминает лишь Чудское озеро, в последнее время
снова ставшее пограничьем между славянским и
финно-угорским миром, между Россией и Эстонией.
Вепсы, как и остальные древние племена Русской
равнины, бывшие язычниками, постепенно
христианизировались сначала республиканским
Новгородом, а после московскими правителями.
Вместе с православием в быт вепсов стали
проникать русский язык и русская культура. Со
временем все меньше вепсов продолжали
отождествлять себя со своим этносом, народ
медленно и мирно ассимилировался русскими, да и
карелами тоже, ареал вепсов сузился, стал
забываться уникальный язык.
Как и все жители российского Севера, вепсы
никогда не теряли личной свободы, в этих краях
рискованного земледелия крепостное право не
получило развития. В петровские времена вепсы
стали считаться государственными крестьянами, а
посему были приписаны к Олонецким (Петровским)
металлургическим и оружейным заводам и
Лодейнопольской судостроительной верфи. По мере
развития в России капиталистических отношений
среди вепсов получило распространение
отходничество, главным образом на лесозаготовки
и лесосплав, Шокшинские каменоломни и бурлацкий
промысел на Свирь. Иногда в поисках работы
вепсские мужчины уходили и дальше — вплоть до
Петербурга, Ревеля и Финляндии.
После октября 1917 г. в среде вепсов, как и других
народов многонациональной России, усилилось
национальное самосознание: этноним «чудь»
постепенно стал вытесняться более древним
самоопределением «вепсь», были предприняты
попытки создания вепсской письменности (на
латинской графической основе). Абсолютизируя
идею национально-территориального
строительства, применяя ее буквально к любому
этносу, советские власти стали создавать на
вепсских землях национальные районы (в том числе
Шелтозерский в Карельской АССР, Винницкий в
Ленинградской обл.) и национальные сельсоветы.
В конце 30-х годов в связи с ухудшением отношений с
Финляндией, приведших в итоге к так называемой
зимней войне 1940 г., все формы национального
самоуправления вепсов были упразднены, а народ
был фактически репрессирован, однако при этом не
депортирован, как, например, поляки, чеченцы,
ингуши или соседние финны-ингерманландцы, а
отправлен в «ссылку по месту жительства».
Финляндия, оккупировавшая север вепсских земель
(Прионежье до Свири) в 1941 г., пыталась
воспользоваться обидой вепсов на советский
строй и сделать ставку на финно-угорские народы
Карелии как на свою «пятую колонну». Вепсы,
карелы, финны-ингерманландцы получили
привилегированный статус, им были предложены
гарантии национального возрождения, изданы
новые национальные буквари (перенасыщенные
чисто финской лексикой), открылось множество
национальных школ. Русское население
оккупированных районов Карелии сгонялось в
специальные поселки-гетто, где подлежало
мобилизации на работы в пользу оккупационного
режима. Память об этих поселках до сих пор жива в
Петрозаводске и других районах республики.
Финские идеологи планировали создание Великой
Финляндии, в которую они замышляли включить
большинство финно-угорских территорий СССР. К
чести вепсов и карел, практически никто из них не
разделил этих экспансионистских устремлений.
Православные вепсы и карелы, многие столетия
жившие рука об руку с русскими и напитавшиеся
русской культурой, сами стали выступать против
оккупантов, уходя в партизанские отряды,
устраивая диверсии на военных объектах.
Несмотря на неоспоримые факты проявления
вепсами лояльности к советскому строю, их
национально-территориальные единицы после войны
не стали восстанавливать. Сельские районы
расселения вепсов в послевоенное время были
классическими ареалами депрессивного
российского Нечерноземья. Очередной виток
усиления интереса к национальным корням совпал с
перестроечными процессами конца 80-х годов. В
некоторых школах региона снова было введено
преподавание вепсского языка. Стремление вепсов
воссоздать свою культуру и местное
самоуправление нашло официальное признание лишь
в январе 1994 г., когда был подписан указ об
образовании особой административной единицы в
рамках Республики Карелия — Вепсской
национальной волости.
Волость охватывает совсем небольшое
пространство — 820 км2. На территории
волости проживают всего лишь 3,6 тыс. чел., из них
вепсы составляют 44%. Эта земля, несмотря на
относительную близость к Петрозаводску, даже по
карельским меркам считается «медвежьим углом»:
густота дорожной сети — 0,12 км/км2, что ниже,
чем в соседнем Прионежском районе. Здесь, по сути
дела, проходит единственная автомобильная
дорога, как раз та, по которой и направляется наш
автобус. Трасса полутупиковая: она не имеет
мостового перехода через исток Свири, в
Вознесенье (Ленинградская обл.) действует только
паромная переправа. Это тормозит развитие
транспортного луча, который при других
обстоятельствах помог бы прочнее связать
Карелию с Вологдой и Верхневолжьем.
Хозяйственный потенциал вепсской автономии
очень невысок. Экономическая активность
сосредоточена в сфере природоэксплуатирующих
отраслей. Здесь ведутся разработки
облицовочного и строительного камня (Шокша),
лесозаготовки (леса занимают 92% территории —
самый высокий показатель в Карелии). Сельское
хозяйство и рыболовство (в основном в Онежском
озере) имеют главным образом потребительское
значение.
Вепсы — народ малый даже по меркам Северной
России: переписью 1989 г. выявлено всего 12,5 тыс.
человек, осознающих себя частью этого древнего
народа. Этническая территория вепсов ныне
расположена в трех субъектах РФ. В Карелии
проживает почти половина этноса (6 тыс.), треть
вепсов населяют Ленинградскую обл., остальные —
на Вологодчине. По данным той же переписи,
примерно равные доли вепсов живут в городе и
деревне. Вепсский язык считают родным 37,5%
представителей народа в Карелии и 69,6% в
Ленинградской обл. Для остальных родной язык —
русский. Основная часть карельских вепсов (до 80%)
проживает в Петрозаводске.
За последние 150—200 лет численность вепсов, как и
многих других малых народов, сокращалась. Но при
этом трудно согласиться с некоторыми авторами,
утверждающими, что сокращение это — итог
сознательного «культурного геноцида» в
отношении этноса, посмевшего сохранить свою
культурную специфику. В конце концов, даже в XIX в.
вепсов было не так много (15,6 тыс. в 50-х годах, 12,5
тыс. в 80-х, по переписи 1897 г. — 16,1 тыс.). Резкое
увеличение численности народа в 20-х годах ХХ в.
(до 25 тыс. чел.), видимо, связано не столько с
реальным естественным приростом (годы были
голодные, послевоенные), сколько с «приписками»
местных советских органов (тогдашняя
национальная политика была направлена на
выискивание как можно большего числа
представителей этноменьшинств). Дальнейшие
потери вепсов связаны с деградацией сельского
расселения в России (в городах представители
финно-угорских народов быстрее переходят к
русской самоидентификации) и нарушением по этой
же причине демографической структуры народа
(преобладает население средних и пожилых
возрастов). В последние годы для вепсов, так же
как и для большинства народов России, включая
русских, характерна естественная убыль
населения — тенденция тревожная и
труднообратимая.
МАЛИНОВЫЙ КАМЕНЬ ВЕПСОВ
Шокшинский кварцитный карьер. Вид с бровки
Тем временем автобус пересек границу
Вепсской национальной волости и въехал в Шокшу —
старинное вепсское село, основанное в XVI в. В 5 км к
северу от села — единственное в мире
месторождение шокшинского малинового кварцита
(иногда называется еще и порфиром). Нам довелось
побывать там. Крутой берег Онежского озера в этом
месте буквально испещрен каменоломнями. Камень
добывается здесь карьерным способом. Место
разработки малинового кварцита оставляет
поистине фантастическое впечатление. Ощущение
такое, что находишься на Марсе: вокруг отвесные
стены марсианского кратера, под ногами крошево
больших, средних и мелких обломков, и все это
необычного малинового или розового цвета. Лишь
сосны над карьерной бровкой да спокойная гладь
Шокшинской бухты Онежского озера напоминают о
том, что мы находимся не на красной планете, а в
Карелии.
Шокшинские каменоломни эксплуатируются с XVIII в.,
когда камень удивительной расцветки понадобился
для отделки храмов и дворцов Санкт-Петербурга.
Изначально эти «ломки» назывались Брусненскими,
по имени здешнего Брусненского монастыря (на
Онего-озере есть остров Брусно). Каменные глыбы
доставлялись на место обработки и установки
водным путем по Онежскому озеру, Свири и Неве. В
1847 г. Николай I отправил 27 блоков шокшинского
кварцита во Францию на сооружение саркофага
Наполеона I в Доме инвалидов. Ирония судьбы —
великий завоеватель нашел вечное упокоение под
камнями той страны, которая сыграла в его судьбе
роковую роль. Малиновый кварцит из Шокши можно
увидеть во многих местах обеих российских
столиц. В Москве он как основной материал
использовался при сооружении Мавзолея В.И.
Ленина (интересно, насколько осознанной была эта
историческая параллель с Наполеоном?), Могилы
Неизвестного Солдата, им же отделаны некоторые
станции московского метро (например,
«Бауманская»), здания Дома Совета труда и обороны
(ныне — Госдума) в Охотном Ряду и издательского
комбината «Правда», вновь отстроеный Храм Христа
Спасителя. В Петербурге малиновый кварцит можно
увидеть в отделке стен Инженерного замка, пола
Казанского собора, он нашел применение и при
сооружении монумента прорыва блокады Ленинграда
на площади Победы. В карельской столице
Петрозаводске из шокшинского камня сделан
мемориал погибшим в Великой Отечественной войне.
Автобус трогается в путь из Кварцитного в
направлении Шелтозера. Рюкзаки, пакеты и даже
карманы пассажиров наполнены «кусочками Марса»
— шокшинским малиновым кварцитом.
За Шокшей поселения пошли чаще. Проехали Ишанино
и Вехручей. Теперь можно поближе ознакомиться с
вепсской деревней. Каких-то особых отличий от
деревень карельских и северорусских не заметно.
Такие же рубленые дома, которые стояли
неокрашенными, а посему казались старше, чем они
были на самом деле. Такие же валуны, лежащие прямо
между домами. Временами казалось, что хозяева
специально устроили на своих участках сады
камней, подобно эстетствующим японцам. У вепсов
не видно особой зажиточности. За все время пути
не было замечено ни одной новой постройки, не
говоря уже о чем-нибудь вроде новорусских
коттеджей или придорожных ресторанов. Но и в зону
вопиющей бедности эта земля также, похоже, не
входила: всюду была замечена северная
основательность, но какая-та спартанская, без
особых излишеств.
ШЕЛТОЗЕРО
Вот наконец и Шелтозеро — цель нашего путешествия. В отличие от большинства схожих карельских топонимов (Кончозеро, Ледмозеро, Юшкозеро), никакого озера с аналогичным названием в окрестностях села нет. Рядом лишь одно озеро — Онежское, но выходит Шелтозеро на него не центром своим, а дальними окраинами. Даже пристань, которая из-за отсутствия в обозримой близости железной дороги играет довольно важную роль, находится в 4 км от границы села.
Село Шелтозеро
Шелтозеро (местные жители совершенно отчетливо
произносят Шолтозеро) как поселение
известно с 1543 г. По-вепсски село называется Soutary,
это название происходит от финно-угорского
глагола «грести» (исследователи полагают, что до
центра села раньше можно было подняться из
Онего-озера по небольшой речушке Шелтозерке на
лодке).
На улицах Шелтозера мы впервые встретили
настоящих вепсов. Они оказались вполне обычными
людьми, что, может быть, не оправдало ожиданий
некоторых наших попутчиков, готовившихся к
чему-то более экзотичному. Антропологические
черты вепсского народа — рост выше среднего,
светлые волосы, голубые глаза — походили на
таковые у северных русских (теперь уже непонятно,
кто у кого больше перенял генетически
обусловленных признаков — вепсы у русских или
русские у угро-финнов). Фамилии у вепсов тоже
оказались вполне обычными, русскими. А мы-то
думали познакомиться здесь с каким-нибудь
Хямеляйненом или Лехтоненом! Вепсы оказались
людьми гостеприимными и практичными. Когда
автобус плавно затормозил у старинного
деревянного дома, где и размещается Вепсский
этнографический музей, все мы тут же были
приглашены внутрь здания отведать знаменитых
карельско-вепсских калиток — пирожков из
пресного теста с начинкой из рыбы. Калитки с
дороги хорошо пошли под горячий чай (хозяева
несколько раз грели его, дожидаясь, когда же
наконец завершатся наши лазанья по Шокшинским
каменоломням), каждый мог налить себе из большого
ведерного самовара — видимо, первого музейного
экспоната, с которым нам предстояло
познакомиться.
Музей основал в 1967 г. энтузиаст-краевед, вепс по
национальности, Рюрик Лонин. Для размещения
разросшейся экспозиции десять лет назад был
выбран построенный в начале XIX в. большой
двухэтажный дом с мансардой, ранее
принадлежавший местному зажиточному
крестьянину Мелькину. В Вепсском
этнографическом музее представлены три крупных
тематических раздела: «История, быт и хозяйство
прионежских вепсов», «Интерьер крестьянской
избы конца XIX—начала XX века» и «Хозяйственный
двор». Кроме того, позже была здесь же развернута
выставка «Культура современных вепсов».
Выступают артисты Вепского народного хора
Национальный хор, несмотря на свое громкое
название, — коллектив самодеятельный, многие его
участницы и участники (если только они не на
пенсии) совмещают занятия в нем с другой работой
(именно этим объясняется почти полное отсутствие
на сцене мужчин в день нашего приезда). Коллектив
хора разновозрастный: исполнителям от 20 до 70 лет.
В зависимости от возраста участницы хора
представляют три вида национального костюма:
молодой незамужней девушки (его отличия —
шапочка с жемчугом, фартук, украшенный золотой
нитью), замужней женщины (более скромный костюм,
украшений меньше) и пожилой женщины (у последних
особенно много колокольчиков-оберегов).
В репертуар хора включены как вепсские, так и
русские народные песни. Только здесь мы впервые
услышали древний вепсский язык, смогли
насладиться его протяжными, певучими звуками,
будящими внутри какие-то древние чувства,
доставшиеся нам, видно, от пращуров. Песенные
композиции исполнялись хором как под
аккомпанемент аккордеона, так и а капелла.
Постепенно в ткань представления стало
включаться все больше танцевальных номеров. Были
разыграны сценки из жизни вепсской деревни,
затронут обряд сватовства, прозвучали озорные
частушки-дразнилки. А под занавес этого
деревенского праздника шанс проявить себя был
дан и добровольцам из нашей группы. Интересно
было наблюдать, как московские студенты,
воспитанные на других музыкальных ритмах,
пытаются (к слову, небезуспешно) приноровиться к
вепсским пляскам.
Вепсы — люди православные, хотя у них и
сохраняются элементы языческих верований,
символом которых, вероятно, служит
идолообразное, вырубленное из целого ствола
дерева, изображение некого мифического
персонажа с финно-угорскими чертами лица,
установленное прямо перед входом в музей.
Православие у вепсов органично вросло в их
языческие обычаи. В народной религии вепсов
можно обнаружить следы древнего почитания
животных, птиц и рыб. Как и у других лесных
народов, у вепсов существовал культ медведя, ряд
верований был связан с поклонением щуке.
Почитался лес — из ольхи изготавливались посохи
для колдунов, использовавшиеся в дни проведения
свадеб и других обрядов.
Сто лет назад вепсы были очень верующими людьми.
Ныне же во всей волости нет ни одного
действующего православного храма. На эту роль
вполне может подойти сохранившаяся в Вехручье
церковь, но она требует серьезного ремонта.
В Шелтозере озабочены современным состоянием
национальной культуры. Шутка ли — многие дети не
понимают языка, на котором говорили их дедушки и
бабушки. В Карелии в двух университетах —
Петрозаводском и Карельском педагогическом —
существуют кафедры, готовящие учителей
вепсского языка, издаются учебники,
художественная литература, регулярно выходят
радио- и телепередачи на вепсском языке. В школах
Вепсской национальной волости вепсский язык
изучают с 1-го по 7-й класс все школьники
независимо от национальности.
Вепсские земли продолжаются и за Шелтозером. В 13
км к юго-востоку от центра волости, дальше по
дороге на Вознесенье, расположено село Рыбрека.
Здесь, на Ропручейском месторождении, ведется
добыча диабаза — очень прочной горной породы,
которая широко используется в строительстве,
особенно дорожном. Многие из нас хоть раз в жизни
ходили по камням из Ропручья, ведь именно оттуда
родом положенная на Красной площади Москвы
брусчатка.
Тем временем солнце стало смещаться к западу.
Группе уже нужно спешить возвращаться в
Петрозаводск. Внимательно смотрим на студентов.
Несколько часов, проведенных у вепсов, казалось,
произвели на них сильное впечатление.
________________________
* Сравните: гряда Манселькя на границе России и Финляндии, гряда Масельга на границе Архангельской обл. и Карелии.
** В русской этнографии XIX—начала ХХ в. вепсов именуют также прионежской чудью, чтобы отличать от других чудских племен (в частности, эстов — эстонцев).