Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2001

Рецензия

Исследования Л.Н. Гумилева имеют прямое отношение к национальным проблемам

Н.Ф. ДМИТРЕВСКАЯ
Санкт-Петербург

Рецензирую эту книгу не столько потому, что она безусловно интересна, сколько в память об авторе, профессоре Санкт-Петербургского университета, замечательном ученом, последняя книга которого о его великом друге Льве Гумилеве прозвучала лебединой песней в его обширном научном творчестве.

Сергей Борисович Лавров много лет назад сказал в дружеском кругу: если он и останется в истории, то только потому, что взял в трудные годы на работу в Ленинградский университет Л.Н. Гумилева. Эти слова отразили всю глубину отношения пристрастного человека к Льву Николаевичу, его идеям, остроте, широте и фантастичности мысли. Они проработали вместе около 30 лет, до конца жизни были в дружеских отношениях. С.Б. Лавров долго собирал материалы о своем герое, начиная от газетных статей и кончая уникальными документами, хранящимися в личных архивах. И потому книгу, искренне написанную человеком, одухотворенным аурой Гумилева, созданную ученым на обширном, кропотливо собранном материале, — прочесть необходимо. Прочесть учителям, студентам и школьникам, поскольку давно у нас не писали о судьбах ученых и отечества столь искренне, убежденно и убедительно.

Эта книга — первая биография ученого, в которой показаны все этапы трудного пути героя, отличавшегося яркой индивидуальностью. Биография становления ученого. Биография историка, написанная географом, словно диалог в монологе.

Книга состоит из 14 разделов, структура которых, как бы ни тривиально это звучало, отражает многообразие интересов и широту кругозора Л.Н. Гумилева. Они включают и перипетии семейного уклада, и непростые отношения с матерью — А. Ахматовой, и судьбу страдальца, и трудности научного поиска.

Были ученые, считавшие Гумилева сказочником и отводившие место его трудам как наследию сына двух поэтов. Были смущающиеся люди, не знающие историком или географом его назвать. С.Б. Лавров показал, что труды его героя созданы на основе осмысления всей доступной литературы по интересующим его проблемам, проанализировал точки зрения отечественных и зарубежных ученых; он утверждал, что неожиданные идеи в науке иногда важнее результатов скрупулезных исследований.

Сколько же проблем связано с именем Гумилева? Среди них автор книги называет выход к идеям евразийства, геополитики, рождение «Степной трилогии», открытие Хазарии, теорию этногенеза с ее знаменитой пассионарностью. Рассмотрены острые проблемы географии и истории в вопросе об иге. И наконец, был ли пассионарен сам Лев Николаевич?

В биографии показано, как увлечение востоком привело Гумилева к идеям становления Евразии, ее трудно складывающегося единства за многовековой период ее истории и к продолжению мысли К. Савицкого и В. Вернадского о том, что для понимания хода исторического развития необходимо изучение ранних периодов развития Востока. Нужно изучать не только Чингисхана, но и предшествовавших ему хуннов и древних тюрков. С.Б. Лавров обращает внимание на то, что Гумилев проводит исследования о влиянии Востока на Россию в противовес традиционному изучению влияния на нее Европы.

Лавров показал, что исследования Гумилева по проблемам древних народов имеют прямое отношение к современным национальным проблемам. Сергея Борисовича волновала судьба России, и он с особым удовольствием проследил мысли Гумилева о том, как произошел подъем кочевого этноса, хуннов, затем второй виток этногенеза тюрков, когда «...тюрки выжили, сохранились как этносы из-за исключительной прочности, живучести такой биосоциальной общности, как этнос...», и третий виток — монголов.

В отличие от классиков востоковедения, Л.Н. Гумилев ставил особую задачу показа сводной этнической истории Евразии — от хуннов до рождения Руси. Он предложил и всегда страстно отстаивал свою точку зрения на то, что «Монголы и Русь — это только начало Древней Руси и Великой степи». Все его работы показывают неразрывность исторического развития и географических условий формирования этносов. Проследил взлеты и падения крупных этносов и дал понятие «этногенез». За 20 лет работы над проблемой Л.Н. Гумилев выстроил изящную и убедительную теорию этногенеза.

Автор книги показывает, что подобный подход позволил Гумилеву сформулировать идею равенства восточной и западной цивилизаций при всем разнообразии их культурных различий. Это позволило автору книги и его герою поставить заслон «черной легенде», учению о народах «исторических» и «неисторических», отводившему России, Китаю место за пределами истории. По мнению автора рецензии, «черная легенда» — не что иное, как прием, которым пользуются, чтобы сломить дух этноса или нации, поэтому и важна его оценка для противостояния, для психологической защиты.

Лавров отмечает особую методику исторического исследования Гумилева, вышедшую за рамки изучения только текстов. Он использовал исторический анализ и синтез. Причем первый предназначен для ученых и отличается синхронистическим подбором фактов всего геополитического фона какого-либо события по годам, а второй более рассчитан на массового читателя, для которого важна не столько полнота аргументов, сколько образный язык и эмоциональность.

С.Б. Лавров не только дал научную биографию Гумилева, но и представил множество результатов собственных исследований, анализ западных источников, своих идей по вопросу специфики российского этноса. Книга снабжена обширным библиографическим материалом, многочисленными и подробными ссылками.

Осмысление жизни народов на фоне их исторического развития и географических условий обитания позволило оценить труды Гумилева как новую модель всемирной истории.

Последняя глава называется «Уроки Льва Гумилева». Ее больно читать. Больно то, что он умирал вместе со своей страной. Больно потому, что его идеи оказались непонятыми и непонятными для тех, кто должен был им внимать, особенно для лиц, делающих большую политику. Он говорил, что «не знает, что надо делать, но знает, что не надо делать» в условиях неспокойного мира. Его волновали проблемы России как многонациональной страны. По национальному вопросу он высказался вполне по-гумилевски: «Страна многонациональная в трудные моменты своей истории должна иметь опору в поддержке и одушевлении всех своих граждан. Каждая нация должна иметь убежденность, что единая защита общих интересов государства жизненно важна и ей». Он развеял множество мифов о фактах российской истории, об «исконности земель», о неизбежности распада страны. Он написал учебник по истории для 8—11-х классов «От Руси до России». Более восьми лет нет его на земле, но интерес к его книгам не снижается.