Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2001

Задачи

Х Всероссийская олимпиада
по географии

Задания теоретического тура

А.И. Даньшин, П.Л. КИРИЛЛОВ, О.А. Климанова,
А.С. Наумов, А.В. Панин

Приз от журнала GEO вручает главный художник издания Дмитрий Абрикосов (слева)
Приз от журнала GEO вручает главный художник издания Дмитрий Абрикосов (слева)

1. Представьте, что вы — участник Межпланетной олимпиады по географии, которая проходит на планете Ялмез. Эта планета похожа на Землю размерами и имеет сходные характеристики вращения вокруг своего светила. Но она — полный антипод Земли по рельефу и особенностям распределения воды и суши, которые поменялись местами (береговая линия осталась той же). На месте океанов Земли на Ялмезе располагаются материки, причем самые высокие горы соответствуют глубочайшим океаническим впадинам Земли, а океанические желоба — наоборот, горным хребтам. Географические объекты Ялмеза, сохранившие аналогичные земным географические названия, словно бы вывернуты наизнанку. Его высочайшая точка — гора Марианская, а крупнейшая океаническая впадина — Джомолунгма, располагающаяся в Гималайском глубоководном желобе Евразийского океана. Известно и то, что месторождения полезных ископаемых на Ялмезе имеют те же географические координаты, что и на Земле.

Исходя из полученной информации, охарактеризуйте экономико-географические особенности каждого из следующих районов:

1. Кавказоморское побережье Черногорья.

2. Побережье Индостанского залива Евразийского океана.

3. Побережье Мексиканского полуострова, омываемого водами Североамериканского океана с двумя крупными заливами — Юкатанским и Флоридским.

Каковы общие для всех них отличия размещения хозяйства от соответствующих земных аналогов?

 

Главный редактор еженедельника «География» О.Н. Коротова (слева) вручает призы — подписку на «Географию» — учителям школьников, победивших на X Всероссийской: Л.Т. Карповой (Екатеринбург) и С.А. Киселеву (Саратов). За Ирину Николаевну Муковоз, которая не смогла приехать из Комсомольска-на-Амуре, приз получает ее ученик Вадим Морозов
Главный редактор еженедельника «География» О.Н. Коротова (слева) вручает призы — подписку на «Географию» — учителям школьников, победивших на X Всероссийской: Л.Т. Карповой (Екатеринбург) и С.А. Киселеву (Саратов). За Ирину Николаевну Муковоз, которая не смогла приехать из Комсомольска-на-Амуре, приз получает ее ученик Вадим Морозов

2. При прокладке тоннелей Байкало-Амурской магистрали в горных районах Забайкалья строителям пришлось столкнуться с трудностями, значительно увеличившими сроки и стоимость строительства. Стенки тоннелей покрывались сетью трещин, которые заполнялись мелкодробленым щебнем и заливались водой; случались разрывы коммуникаций. Виной тому стало свойство земной коры, обычно не проявляющееся на столь древних структурах.

С чем были связаны указанные проблемы? Какими причинами это вызвано в Забайкалье? Встречаются ли они при строительстве транспортных магистралей где-либо еще в России и в мире? Какие особенности рельефа и геологического строения Забайкалья пришлось еще учитывать при прокладке наземных участков магистрали и почему?

 

рис. 1

 

рис. 2

 

рис. 3

 

Примечание. Участникам олимпиады были розданы цветные выкопировки из карт, и на них гораздо лучше, чем в черно-белой передаче, был виден характер облесенности местности. Рис. 2 соответствует почти 100-процентная облесенность. На рис. 3 — отдельные зеленые массивчики в вершинках оврагов и балок. На рис. 1 зеленый цвет соответствует лишь ареалам садов.

3. Определите, к каким природным зонам относятся фрагменты топографических карт масштаба 1: 200 000 (рис. 1—3). На основе анализа этих фрагментов охарактеризуйте проблемы использования земельных ресурсов каждой из изображенных на картах территорий. Предположите, в каких субъектах Российской Федерации они находятся.

 

30 апреля. Олимпиада покидает негостеприимный «Южный»
30 апреля. Олимпиада покидает негостеприимный «Южный»

 

4. Для описания климата различных территорий среди прочих характеристик ученые используют значения термического градиента, который показывает, на сколько градусов изменяется температура воздуха на каждые 100 километров расстояния.

По приведенным данным рассчитайте термические градиенты для обеих представленных широт. Определите, к какому региону относятся эти данные, и, пользуясь расчетами, охарактеризуйте его климат.

65° с. ш. Длина дуги в 1° равна 47,2 км

Географическая долгота, ° в. д.

8

10

15

20

28

Средняя температура января, °С

+2

–4

–8

–9

–10

50° с. ш. Длина дуги в 1° равна 71, 7 км

Географическая долгота, ° в. д.

0

4

8

15

20

Средняя температура января, °С

+7

+2

+1

0

–3

Чем вы можете объяснить подобное распределение температур в зимний сезон? Насколько оно типично для аналогичных по расположению регионов на других материках? Как такие особенности климата повлияли на природу исследуемой территории?

 

После награждения. Ученики, учителя, члены жюри
После награждения. Ученики, учителя, члены жюри

 

5. Кризис 80—90-х годов обострил различия в уровне и темпах социально-экономического развития между регионами России. Поэтому одним из приоритетных направлений экономико-географических исследований стал поиск путей решения проблем отсталых и депрессивных регионов. К отсталым будем относить регионы, которые на протяжении длительного времени отличаются низким уровнем социально-экономического развития. Депрессивными будем называть регионы, имевшие ранее относительно высокий уровень развития, но в которых за последние годы произошел резкий спад производства, выросла безработица, сократились доходы населения.

Из предложенного списка субъектов Российской Федерации выберите только отсталые и депрессивные регионы, указав, к какой из этих групп относится каждый из них:

Республика Алтай
Республика Дагестан
Республика Удмуртия
Вологодская обл.
Ивановская обл.
Московская обл.
Тульская обл.
Корякский а. о.
Ханты-Мансийский а. о.

Решение проблем какой из этих групп регионов наиболее перспективно в ближайшее время и почему? Для одного из регионов каждой группы предложите программу социально-экономического развития на несколько лет, указав конкретные меры (перепрофилирование старых и строительство новых промышленных предприятий, объектов инфраструктуры и др.).

 

Рис. 4.
Условные знаки:
1 — город; 2 — слобода;
3 — деревня; 4 — русская деревня; 5 — «татарская» деревня; 6 — юрты; 7 — кочи;
8 — мечеть; 9 — лес (бор);
10 — кладбище; 11 — мольбище;
12 — курганы; 13 — караул;
14 — мельница, мост;
15 — перебор (запор) для ловли рыбы; 16 — пашни; 17 — дороги; 18 — большая дорога

6. Точность, с которой этот выдающийся географ прошлого охарактеризовал не только окрестности города, где он жил, но и многие районы, удаленные на тысячи километров, восхищала исследователей, и полтора века спустя после опубликования его работ отмечавших, что из них «можно почерпнуть кое-что для улучшения даже новейших карт». Считается, что он одним из первых в отечественной картографии разработал систему условных обозначений; фрагмент ее приведен на рис. 4.

Кроме того, на картах встречаются следующие обозначения: баярак (байрак), брод, елань, ерик, займище и заимка, зыбун, острог, топко, увал, царство, церковь, часовня, чудское.

Характер растительности показан не только условными знаками, но и надписями: «липняк», «ельник», «березник» («березник берут на луки и продают в Бухарею»), кедры, «лиственнишник», «дерево соксоул», «таловы кусты», «растет мох, ядят звери елени», «степь голая, ни лесу, ни воды», «чернолесье, согры и болота малопроходны». Отмечены «промыслы песцовые», «зимовья промысловые — промышляют песцов и медведей белых», «промыслы собольи и оленьи»; места, где «ловят рыбу и птицу в сорах», «ловят баранов и диких буйволов», «промышляют ясашные иноземцы всякой зверь», «кит и белуга и нерпа». Нанесены месторождения полезных ископаемых и имеются сведения об их разработке: «знак серебряной руды», «тут самоцветное каменье», «жемчюхь промышляли», «в камени берут медную руду», «магнит и сера горючая», «медная руда и слюда», «варница и ключ соляной», «плавят золото», «берут нефть».

Какая территория изображена на картах этого исследователя? По каким из перечисленных условных обозначений и надписей на картах вы это определили и почему? Как звали исследователя, в какое время и в каком городе он жил? На сведениях каких известных путешественников основывались его работы?