Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2001

Корреспонденция

Поддерживаю нынешнюю школьную программу

А.В. ЛЕВИНА,
учитель географии сш № 152
г. Саратов

3_1.jpg (7123 bytes)

Герб г. Саратова, утвержденный в 1781 г.: в лазоревом щите три серебряные стерляди, помещенные в виде вилообразного креста

Мне, как учителю, регулярно читающему вашу газету, хотелось бы подискутировать с редакцией на некоторые темы. Например, о том, можно ли использовать опубликованные вами географические диктанты В.И. Евдокимова для 9-го класса в обычной общеобразовательной школе (напомню, что на изучение нашего предмета отводится 2 часа в неделю, и за это время просто физически невозможно дать детям такие специальные знания, как мощность российских электростанций, хотя крупнейшие из них мы выделяем, но не больше; способ добычи золота аргонавтами; что такое трелевочные трактора. Можно поспорить о том, что важнее для учителя: подробнейшая характеристика изменения административно-территориального устройства России за последние 300 лет или краткий обзор темы и несколько примеров интересных разработок уроков.

Но зато полезного, необходимого для работы материала в вашем издании с избытком. Особо хочу поблагодарить авторский коллектив за статью о Кольской сверхглубокой скважине (интереснейший материал о сверхглубоком бурении, использованный мной и на уроках о внутреннем строении Земли в 6-м классе, и на уроках о строении земной коры в 8-м); интересный урок получился в 10-м классе благодаря спецвыпуску «Китайская Народная Республика»; очень интересно было расшифровывать климатические данные для территории России и стран СНГ и многое-многое другое. Уместить все положительные отзывы в одном письме просто невозможно. Огромное спасибо за публикуемый каталог (ваша редакция единственная, кто так помогает своим читателям).

Теперь по существу предлагаемой вами дискуссии*. Проблема, поднимаемая в статье Л.Л. Розанова, очень важна и остра. Я не представляю, как смогу дать основные географические знания детям за три года изучения предмета в школе (что предлагается сделать в проекте Базисного учебного плана), если при нынешнем пятилетнем изучении предмета после каждого урока остается ощущение острой нехватки времени и невозможности полного освещения той или иной темы. Далеко не всегда успеваешь сообщить детям интересные факты, попутешествовать с каждым по карте, выстроить логические цепочки при объяснении географических явлений.

Постараюсь ответить на поставленные вами вопросы. Во-первых, мое категоричное мнение о месте нашей науки: география должна рассматриваться как предмет естественно-научного цикла (меня очень поразил факт отнесения географии в раздел «обществознание» в последнем номере «Вестника народного образования»). Что касается попыток выдавить географию из учебного плана с целью отлучить россиян от реальной информации, — в этом я сомневаюсь. Скорее всего, причиной подобных действий является либо простое подражание западному варианту процесса обучения, либо обыкновенная некомпетентность и недооценивание роли нашей науки.

Выявить критерии успешности географического образования — занятие сложное. На мой взгляд, любой выпускник должен выйти из стен школы с четким представлением об основных особенностях природы нашей планеты (длина экватора, величи’ны земных радиусов, соотношение площадей суши и Мирового океана, соотношения в площадях материков и океанов). Я всегда стараюсь научить детей знаниям об основных «рекордсменах» Земли: самые высокие горы, самые большие по площади острова и полуострова, самая длинная и самая полноводная реки, самое глубокое и наибольшее по площади озера и т. д. Разумеется, у детей должны быть как можно более полные знания обо всем, что касается особенностей природы и хозяйства нашей страны, и они должны уметь выделять те моменты, которые подтверждают уникальность нашей Родины. Что касается географии мира, то здесь наиболее важным, на мой взгляд, являются знания о типологии государств современного мира, причинах разного уровня их развития, основных природных богатствах этих стран и отраслях специализации (пользуясь случаем, выражаю искреннее восхищение учебником В.П. Максаковского и его трудом «Географическая картина мира»). Если лет через пять после окончания школы мой бывший ученик сможет осветить вышеперечисленные моменты — более высокого критерия для оценки успешности собственной работы я не вижу.

В последние годы в нашей стране значительно ослабело патриотическое воспитание. Я считаю, что география в полной мере может воспитать в душах детей чувство гордости за свою страну, в каком бы глубоком кризисе она ни находилась. У нас так много природных особенностей и экономических достижений, которыми можно гордиться, что, характеризуя их на уроках географии, просто невозможно никого из учеников оставить равнодушным.

Что же касается обязательного минимума географического обучения, то здесь я консервативна: искренне поддерживаю нынешнюю школьную программу.


* См.: приглашение к дискуссии//География, №14/2001, с. 22.