Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №29/2001

Корреспонденция

Какие страны наиболее привлекательны для изучения

Илья Кац, преподаватель
финансово-экономического колледжа
г. Пермь

Герб г. Перми, утвержденный в 1969 г.
Герб г. Перми, утвержденный в 1969 г.

Я преподаю курс «Экономическая география и экономика природопользования» в Пермском финансово-экономическом колледже. Так как в старших классах школы данный предмет уже изучался (как география России, так и мира), я на первом занятии прошу своих студентов написать небольшое сочинение, за которое даже не ставлю оценку. Просто я пытаюсь понять уровень подготовленности выпускника школы, степень его познавательного интереса к данному предмету, чтобы в дальнейшем дифференцированно подходить к образовательному процессу. Сочинение это довольно свободно по содержанию, не ставит целью выявить конкретную информированность студента по тем или иным разделам. Я прошу указать оценки, которые ребята получали в школе, как за 9, так и за 10 и 11-й классы и за выпускной экзамен, если таковой проводился по этому предмету. Ребята выделяют также любимые темы; что им нравилось изучать, а что, наоборот, вызывало затруднения; какие формы контроля их знаний были наиболее благоприятными, а какие приводили к плохим результатам. Мне было интересно, где ребята уже побывали за свою жизнь и где им хотелось бы побывать. Данная информация оказывается очень полезной при планировании семинарских занятий, особенно по региональной тематике: «Экономические районы России» или «Регионы мира». Здесь я могу опираться на имеющиеся знания студентов или на их интерес.

Анализ данных показал, что наиболее интересными формами участия ребят в учебном процессе являются выступления на семинарах, подготовка докладов, рефератов, составление путеводителей, паспортов регионов и других наглядных пособий. Причем наибольший интерес вызывает, к сожалению, не Россия и не родная область, а наиболее экзотические страны мира — страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, страны Карибского моря), Африки (особенно многонациональной тропической ее части), а также государства Азии — причины быстрого экономического роста Японии, азиатских «тигров», культура и традиции Индии, Китая и т. д. Европа вызывает меньший интерес.

Наверное, это объясняется тем, что в числе любимых тем или просто вопросов ребята называют отнюдь не экономические или политические проблемы, которые считают сиюминутными, порою не подвластными логике, поэтому требующими искусственного запоминания (например, знание наличия и запасов тех или иных природных ресурсов, названия месторождений полезных ископаемых, специализация стран в системе международного разделения труда), а социальные, экологические проблемы, традиции, религии, народы, обряды, достопримечательности тех или иных территорий. Если брать Россию, то наиболее привлекательными для изучения оказываются Центральная Россия, в частности города золотого кольца, Санкт-Петербург и его пригороды, трудовые и культурные традиции малочисленных народов Севера.

Ребята боятся устных ответов, так как порой косноязычны, боятся говорить, особенно перед аудиторией. К этому добавляются слабые навыки работы с картой. Для большинства ребят предпочтительнее письменные работы (тесты, географические диктанты, работа с индивидуальными карточками и т. д.), особенно им нравится «проскальзывать» через домашние заготовки: доклады, кроссворды, когда выступающий чувствует себя подготовленным (пусть по какому-то узкому вопросу) и уверен в получении положительной оценки.

Предлагаю выдержки из сочинений, которые и забавны и грустны одновременно, о многом могут говорить: и об интересе, и об информированности и общей развитости (неразвитости), грамотности (безграмотности).

Итак,

  • География — это любимая, увлекательная,

  • самая обаятельная подружка

  • многих учеников.

  • И это очень хорошо!

  • В горах живет «горячий» народ, и меня интересуют его традиции.

  • Жутко люблю узнавать про особенности национальных праздников разных стран.

  • Спрос преподавателя в виде семинара поддавал у меня творческий интерес к учебе.

  • Так как у меня часто проскальзывали двойки и тройки, можно сделать вывод, что взгляды на географию как учебный предмет быстро меняются.

  • Я очень люблю путешествовать, но так как сейчас туго с финансами, путешествую в основном по карте.

  • Я просто взахлеб слушала о той или иной точке Земли.

  • Самой жалостливой географической темой я считаю расизм. Пусть мы неодинаковы по цвету кожи, разрезу глаз, форме носа, — мы не должны пренебрегать, унижать «своего брата».

  • Кроме различных стран России, я нигде не была.

  • Францию, я думаю, «хочет» каждая женщина.

  • Эти тесты были уже выше крыши всякого нормального человека.

  • Из всех регионов Российской Федерации я была только в Уинском районе Пермской области, в котором, собственно, и проживаю с детства.

  • Я очень хочу побывать в Венеции, Италии и Франции.

  • В Крыму и Очакове мне запомнились климат, море и недоброжелательный народ.

  • Я люблю учить реки, озера, моря, а особенно заливы.

  • Самые интересные места России — это Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Свердловск, Екатеринбург, Минск.

  • Кроме Сочи (Ялта) и Бреста (Украина), я больше нигде не была.

  • Москва навела на меня дискомфорт. Это очень суетливый и какой-то беспорядочный город.