Корреспонденция |
Какие страны наиболее привлекательны для изучения
Илья Кац,
преподаватель
финансово-экономического колледжа
г. Пермь
|
Я преподаю курс «Экономическая география и экономика природопользования» в Пермском финансово-экономическом колледже. Так как в старших классах школы данный предмет уже изучался (как география России, так и мира), я на первом занятии прошу своих студентов написать небольшое сочинение, за которое даже не ставлю оценку. Просто я пытаюсь понять уровень подготовленности выпускника школы, степень его познавательного интереса к данному предмету, чтобы в дальнейшем дифференцированно подходить к образовательному процессу. Сочинение это довольно свободно по содержанию, не ставит целью выявить конкретную информированность студента по тем или иным разделам. Я прошу указать оценки, которые ребята получали в школе, как за 9, так и за 10 и 11-й классы и за выпускной экзамен, если таковой проводился по этому предмету. Ребята выделяют также любимые темы; что им нравилось изучать, а что, наоборот, вызывало затруднения; какие формы контроля их знаний были наиболее благоприятными, а какие приводили к плохим результатам. Мне было интересно, где ребята уже побывали за свою жизнь и где им хотелось бы побывать. Данная информация оказывается очень полезной при планировании семинарских занятий, особенно по региональной тематике: «Экономические районы России» или «Регионы мира». Здесь я могу опираться на имеющиеся знания студентов или на их интерес. Анализ данных показал, что наиболее интересными формами участия ребят в учебном процессе являются выступления на семинарах, подготовка докладов, рефератов, составление путеводителей, паспортов регионов и других наглядных пособий. Причем наибольший интерес вызывает, к сожалению, не Россия и не родная область, а наиболее экзотические страны мира — страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, страны Карибского моря), Африки (особенно многонациональной тропической ее части), а также государства Азии — причины быстрого экономического роста Японии, азиатских «тигров», культура и традиции Индии, Китая и т. д. Европа вызывает меньший интерес. Наверное, это объясняется тем, что в числе любимых тем или просто вопросов ребята называют отнюдь не экономические или политические проблемы, которые считают сиюминутными, порою не подвластными логике, поэтому требующими искусственного запоминания (например, знание наличия и запасов тех или иных природных ресурсов, названия месторождений полезных ископаемых, специализация стран в системе международного разделения труда), а социальные, экологические проблемы, традиции, религии, народы, обряды, достопримечательности тех или иных территорий. Если брать Россию, то наиболее привлекательными для изучения оказываются Центральная Россия, в частности города золотого кольца, Санкт-Петербург и его пригороды, трудовые и культурные традиции малочисленных народов Севера. Ребята боятся устных ответов, так как порой косноязычны, боятся говорить, особенно перед аудиторией. К этому добавляются слабые навыки работы с картой. Для большинства ребят предпочтительнее письменные работы (тесты, географические диктанты, работа с индивидуальными карточками и т. д.), особенно им нравится «проскальзывать» через домашние заготовки: доклады, кроссворды, когда выступающий чувствует себя подготовленным (пусть по какому-то узкому вопросу) и уверен в получении положительной оценки. Предлагаю выдержки из сочинений, которые и забавны и грустны одновременно, о многом могут говорить: и об интересе, и об информированности и общей развитости (неразвитости), грамотности (безграмотности). Итак,
|