Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №29/2001

Географические новости

На Каспии создается новое пароходство для обслуживания транскаспийского транспортного коридора «Север—Юг»

«Страна.Ru»

Практической реализацией договоренностей, достигнутых в ходе весеннего визита российского премьера Михаила Касьянова в Астрахань, стало подписание соглашения об экспортно-импортных операциях транзитного и регионального характера по транспортному коридору «Север—Юг» астраханским губернатором Анатолием Гужвиным и генеральным директором холдинговой промышленной компании «Новые программы и концепции» (НПК) Борисом Кузыком. Одним из основных пунктов этого соглашения является создание в регионе судоходной российской компании ОАО «Астраханское пароходство». Распределение долей пока неизвестно, но контрольный пакет будет принадлежать НПК; ее доля будет оплачена имуществом (несколько сухогрузов класса «река — море» грузоподъемностью до 3 тыс. т каждый). Первые три судна начнут работать на линии порт Оля—Энзели (Иран) в июне 2001 г.

Создаваемое предприятие станет первым новым пароходством в России за последние десять лет. Его суда будут обслуживать транзитные контейнерные перевозки из Ирана и Индии в Европу, а также обеспечивать перевозку российских экспортных грузов в Каспийском регионе. При росте оборота флот нового пароходства может увеличиться до 35 судов.

Администрация Астраханской области, становясь одним из учредителей создаваемого пароходства, принимает на себя обязательства придать проекту статус особо важного с предоставлением соответствующих преференций. У астраханской администрации в предприятии свой интерес. Из 65 российских судов, работающих на Каспии, только 10 имеют астраханскую приписку, и, развивая международные перевозки, область не получает адекватной прибыли, так как большинство налоговых отчислений идут мимо ее бюджета. Кроме того, новое пароходство — это новые рабочие места: комплектоваться экипажи судов будут специалистами из Астрахани.

Руководитель другого прикаспийского региона — президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов предлагает организовать железнодорожную паромную переправу через Каспий из калмыцкого порта Лагань в иранский Наушехр. Предполагается, что этот маршрут позволит связать Россию с ОАЭ, Индией и Китаем по кратчайшему пути.

На сегодняшний день в целях реализации проекта паромного сообщения из Лагани в Наушехр создан международный консорциум «Нострак», объединивший 12 стран: Индию, Пакистан, Японию, Иран, Россию, Казахстан, Украину, Германию, Францию, Оман, Катар, Кувейт. Консорциум будет управлять работой транспортного коридора и связанной с ним инфраструктурой. Интересы российских инвесторов и государственных ведомств представляет в консорциуме специально созданная в РФ компания «Российские трансконтинентальные линии».

Предполагается, что пассажирское, автомобильное и железнодорожное паромное сообщение между портами Наушехр и Лагань станет составной частью железнодорожного транспортного коридора Хельсинки—Москва—Тегеран—Дубай с образованием двух новых трансконтинентальных маршрутов: Лагань—Наушехр—Бендер-Аббас (Иран)—Окха (Индия) и Лагань—Наушехр—Бендер-Аббас—Даммам (Саудовская Аравия).

На сегодняшний день товар поступает в Россию из Юго-Восточной Азии через Дубай, Суэцкий канал, вокруг Европы морем в Москву и Санкт-Петербург. Это занимает до 45 суток. Паром Лагань—Наушехр в семь раз сократит время в пути, соответственно снизив и себестоимость товара.

«Россия — евро-азиатская страна», — заявляет К. Илюмжинов. — Почему мы должны получать азиатский товар с европейскими наценками, обогащая соседей? У нас 70% всего рынка — продукция с Востока. Почему бы весь этот грузопоток не пустить в Россию напрямую? Мы должны участвовать в создании добавочной стоимости. Это сотни миллионов долларов в федеральный бюджет и известная сумма в бюджет Калмыкии. В прошлом году Иран поставил около 8 млн т грузов через Каспий. Через Россию прошло не более 800 тыс. т. Остальное — через Азербайджан. Мы же считаем, что через Каспий легко могли бы пропускать до 50 млн т грузов».

Однако для реализации планов президента Калмыкии на российском терминале маршрута необходимо наличие инфраструктуры портовых сооружений, в том числе базовый порт для ремонта и обслуживания всех плавсредств на Каспийском море. На сегодняшний день в Лагани проживают около шести тысяч человек, в основном калмыки, русские и казахи. Порт находится в зачаточном состоянии и требует колоссальных капиталовложений для развития. К тому же на роль главного каспийского порта в транспортном коридоре «Север—Юг» давно и небезосновательно претендует крупный астраханский порт Оля.