Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №29/2001

Я ИДУ НА УРОК

ИСКЛЮЧИТЬ ПУТАНИЦУ ПОНЯТИЙ

А.Л.МИЛЛЕР,
учитель географии гимназии N 107
г.Санкт-Петербург

 

Это задание я предлагаю учащимся в ходе изучения темы «Народное хозяйство и его отраслевой состав», после того как разобраны и записаны в тетрадь понятия «народное хозяйство» и «отрасль народного хозяйства». Как показывает практика, учащиеся неверно употребляют такие понятия, как «отрасль», «предприятие (учреждение)» и «продукция» этого предприятия или учреждения. Вышеперечисленные слова фигурируют в определении понятия «народное хозяйство» (совокупность отраслей) и «отрасль» (предприятия или учреждения, производящие однородную продукцию).
Задание, разработанное мною, позволяет ликвидировать эту путаницу и в дальнейшем грамотно эти слова употреблять. На доске или кодопленке заранее пишутся в столбик следующие слова и словосочетания:

вагоностроительный завод
электростанция
мясная промышленность
мебель
кирпич
электроэнергетика
вагон
керамическая промышленность
вагоностроение
мясо
мебельная фабрика
электроэнергия
кирпичный завод
мебельная промышленность
мясокомбинат

Учащимся предлагается распределить их по трем столбикам и пяти строкам (выстроить пять «цепочек»):

отрасль

предприятие

продукция

1.

2.

3.

4.

5.

Прежде чем дать это задание учащимся, лучше будет вспомнить ближайшее к школе промышленное предприятие, что оно выпускает, а отрасль, к которой оно относится, найти на схеме отраслевого состава народного хозяйства в учебнике. В зависимости от уровня подготовки класса учитель может увеличить или уменьшить число таких «триад» в предлагаемом списке. Суть задания состоит в том, чтобы ученики сами додумались, что является отраслью, что — предприятием, которое может его составлять, а что — продукцией, которое это предприятие может выпускать. На уроке (в среднем) на выполнение приведенного варианта задания уходит 4 минуты. Ошибки крайне редки.
В профильных классах (географических, экономических, политехнических) возможны аналогичные задания при изучении отдельных отраслей. Их же можно предлагать в случаях, когда ученики продолжают путать эти понятия.
Вот одно из них по теме «Лесная промышленность». Здесь нужно выстроить четыре «цепочки»:

лесозаготовительная промышленность
мебельная фабрика
целлюлозно-бумажная промышленность
круглый лес
доски, бруски, горбыль, шпон
лесопильная промышленность
леспромхоз
бумага
мебель
ЦБК
пилорама
мебельная промышленность

Результаты выполнения заданий

1.

отрасль

предприятие

продукция

1.вагоностроение*

вагоностроительный завод

вагон

2.электроэнергетика

электростанция

электроэнергия

3.мясная промышленность

мясокомбинат

мясо

4.мебельная промышленность

мебельная фабрика

мебель

5.керамическая промышленность

кирпичный завод

кирпич

 

2.

отрасль

предприятие

продукция

1.лесозаготовительная

леспромхоз

круглый лес

2.лесопильная

пилорама

доски, бруски, горбыль, шпон

3.мебельная

мебельная фабрика

мебель

4.целлюлозно-бумажная

ЦБК

бумага

* Курсивом напечатано то, что должны написать ученики сами, или то, что воспроизводит учитель с их помощью.

Простейшая схематичная пространственная модель

Такой рисунок я делаю на доске при изучении темы «Животноводство». Он четко показывает влияние природных условий на размещение сельскохозяйственного производства, на размещение различных направлений разведения крупного рогатого скота. Территория (к примеру, Восточно-Европейская равнина) условно показана прямоугольником. При составлении схемы, после того как появились буквы С и Ю, я задаю ученикам вопросы:

— Где более влажно? Более сухо? (вспоминайте тему «Климат».)
— Где будут травы более сочные? Более грубые?
— Следовательно, какое направление будет на севере? На юге?
— А на параллели 50° с. ш.?

Правильные ответы последовательно наносятся на доску. Так на глазах у учеников появляется схема-модель размещения, одновременно отражающая причинно-следственные связи. Затем проверяется правильность составления схемы по карте животноводства в атласе. Понятия о разных направлениях разведения крупного рогатого скота можно разобрать при необходимости по табл. 47 в учебнике В.Я. Рома и В.П. Дронова.