Я ИДУ НА УРОК
ИСКЛЮЧИТЬ ПУТАНИЦУ ПОНЯТИЙ
А.Л.МИЛЛЕР,
учитель географии гимназии N 107
г.Санкт-Петербург
Это задание я предлагаю учащимся в
ходе изучения темы «Народное хозяйство и его
отраслевой состав», после того как разобраны и
записаны в тетрадь понятия «народное хозяйство»
и «отрасль народного хозяйства». Как показывает
практика, учащиеся неверно употребляют такие
понятия, как «отрасль», «предприятие
(учреждение)» и «продукция» этого предприятия
или учреждения. Вышеперечисленные слова
фигурируют в определении понятия «народное
хозяйство» (совокупность отраслей) и «отрасль»
(предприятия или учреждения, производящие
однородную продукцию).
Задание, разработанное мною, позволяет
ликвидировать эту путаницу и в дальнейшем
грамотно эти слова употреблять. На доске или
кодопленке заранее пишутся в столбик следующие
слова и словосочетания:
вагоностроительный завод
электростанция
мясная промышленность
мебель
кирпич
электроэнергетика
вагон
керамическая промышленность
вагоностроение
мясо
мебельная фабрика
электроэнергия
кирпичный завод
мебельная промышленность
мясокомбинат
Учащимся предлагается распределить их по трем столбикам и пяти строкам (выстроить пять «цепочек»):
отрасль |
предприятие |
продукция |
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |
Прежде чем дать это задание учащимся,
лучше будет вспомнить ближайшее к школе
промышленное предприятие, что оно выпускает, а
отрасль, к которой оно относится, найти на схеме
отраслевого состава народного хозяйства в
учебнике. В зависимости от уровня подготовки
класса учитель может увеличить или уменьшить
число таких «триад» в предлагаемом списке. Суть
задания состоит в том, чтобы ученики сами
додумались, что является отраслью, что —
предприятием, которое может его составлять, а что
— продукцией, которое это предприятие может
выпускать. На уроке (в среднем) на выполнение
приведенного варианта задания уходит 4 минуты.
Ошибки крайне редки.
В профильных классах (географических,
экономических, политехнических) возможны
аналогичные задания при изучении отдельных
отраслей. Их же можно предлагать в случаях, когда
ученики продолжают путать эти понятия.
Вот одно из них по теме «Лесная промышленность».
Здесь нужно выстроить четыре «цепочки»:
лесозаготовительная промышленность
мебельная фабрика
целлюлозно-бумажная промышленность
круглый лес
доски, бруски, горбыль, шпон
лесопильная промышленность
леспромхоз
бумага
мебель
ЦБК
пилорама
мебельная промышленность
Результаты выполнения заданий
1. |
отрасль |
предприятие |
продукция |
1.вагоностроение* |
вагоностроительный завод |
вагон |
|
2.электроэнергетика |
электростанция |
электроэнергия |
|
3.мясная промышленность |
мясокомбинат |
мясо |
|
4.мебельная промышленность |
мебельная фабрика |
мебель |
|
5.керамическая промышленность |
кирпичный завод |
кирпич |
2. | отрасль |
предприятие |
продукция |
1.лесозаготовительная |
леспромхоз |
круглый лес |
|
2.лесопильная |
пилорама |
доски, бруски, горбыль, шпон |
|
3.мебельная |
мебельная фабрика |
мебель |
|
4.целлюлозно-бумажная |
ЦБК |
бумага |
* Курсивом напечатано то, что должны написать ученики сами, или то, что воспроизводит учитель с их помощью.
Простейшая схематичная пространственная модель
Такой рисунок я делаю на доске при изучении темы «Животноводство». Он четко показывает влияние природных условий на размещение сельскохозяйственного производства, на размещение различных направлений разведения крупного рогатого скота. Территория (к примеру, Восточно-Европейская равнина) условно показана прямоугольником. При составлении схемы, после того как появились буквы С и Ю, я задаю ученикам вопросы:
— Где более влажно? Более сухо?
(вспоминайте тему «Климат».)
— Где будут травы более сочные? Более грубые?
— Следовательно, какое направление будет на
севере? На юге?
— А на параллели 50° с. ш.?
Правильные ответы последовательно наносятся на доску. Так на глазах у учеников появляется схема-модель размещения, одновременно отражающая причинно-следственные связи. Затем проверяется правильность составления схемы по карте животноводства в атласе. Понятия о разных направлениях разведения крупного рогатого скота можно разобрать при необходимости по табл. 47 в учебнике В.Я. Рома и В.П. Дронова.