Я иду на урок |
Схема для лучшего запоминания
Л.В. Злобина, учитель географии
г. Инта, Республика Коми
Успехи в учебе невозможны без понимания предмета. И перед учителем стоит очень сложная задача: доступным для детей языком объяснить материал. Иногда сама удивляюсь разнице в нашем восприятии: готовлюсь к уроку, считая, что все должно быть понятно, а наталкиваюсь на стену непонимания, а иногда думаю, что материал для них трудный, а оказывается, они легко усваивают услышанное. Поэтому на конкурс предлагаю опробованное и испытанное уже в течение нескольких лет.
Схема очень проста, применяю ее при изучении темы «Климатические пояса», но вывешиваю и на уроках по темам, касающимся климата материков, а также по теме «Внутренние воды», цитируя при этом высказывание А.И. Воейкова: «Реки — продукт климата». И уже который год дети легко отвечают на вопросы:
«Когда разливаются реки?, Когда они мелеют?»
Сам механизм перемещения термического экватора «вслед за солнцем» очень сложен для семиклассников. Учитель с помощью этой схемы наглядно поясняет, что в июле—августе все пояса перемещаются к северу, а в декабре—феврале к югу, то есть в каждом переходном поясе летом господствует воздушная масса пояса, который расположен ближе к экватору, а зимой — того, который дальше от него. Конечно, эту схему, сообразуясь с масштабом карт школьного атласа, можно разнообразить, добавляя данные о температуре января и июля и т. д.
При изучении климата и рек любого из материков эту схему может сделать каждый ученик. На прозрачном листке бумаги наносятся маркером конфигурация материка, границы климатических поясов, облака разного размера и стрелки. Наложив такой лист на карту, даже самый слабый ученик ответит на вопросы, касающиеся режима питания реки, перемещения воздушных масс.
В 8-м классе при изучении климата и рек России этот вопрос уже не вызывает трудностей.