Из новой книги |
«Каспий — Европа»*
В.П. МАКСАКОВСКИЙ
|
Нефтегазовые ресурсы Каспия известны давно. В Азербайджане на Апшеронском полуострове добыча их началась в XIX в., а на морском шельфе в 1924 г. Давно разрабатываются нефтяные и газовые месторождения Казахстана — в бассейне р. Эмбы и на п-ове Мангышлак, а также в прикаспийской части Туркменистана. Однако настоящий нефтяной бум на Каспии связан не с ними, а с теми новыми открытиями, которые были сделаны в последнее время. И хотя при оценке общих нефтяных ресурсов Каспийского региона можно встретить огромные расхождения (от 3 до 25 и даже до 40 млрд т), все чаще говорят о едва ли не новом нефтяном Эльдорадо, нефтяном Клондайке, сопоставимом по размерам и значению уже не столько с Северным морем, сколько с зоной Персидского залива. Если же принять в расчет и перспективные геологические структуры, то до конца 90-х годов только морских месторождений на Каспии было разведано более 50. Но к ним нужно добавить и целый ряд внешельфовых, причем очень крупных, месторождений, также входящих в зону Каспия. Только в Азербайджане на шельфе Каспия открыто около 30 месторождений, из которых примерно половина уже эксплуатируется или готовится к эксплуатации. Запасы нефти в стране оцениваются от 2 до 6 млрд т, причем нефтегазоносные структуры отличаются благоприятными горно-геологическими условиями, а нефть — высоким качеством. В первую очередь в разработку были введены морские месторождения Азери, Чираг, Гюнешли, а затем Карабах, Ашрафи и некоторые другие. Запасы природного газа в Азербайджане геологи оценивают в 4—6 трлн м3. В основном они сосредоточены в морских месторождениях Шах-Дениз и Апшерон. Общие нефтяные запасы Казахстана составляют, по-видимому, около 6 млрд т. Они концентрируются главным образом в трех крупнейших месторождениях, расположенных в западной части страны, — Тенгиз, Карачаганак и Узень. Это не просто нефтяные, а нефтегазоконденсатные месторождения, с ними связаны и довольно большие запасы природного газа (2,5 трлн м3). В конце 90-х годов были пробурены первые разведочные скважины на морской структуре Кашаган — в ближайшей перспективе крупнейшем добывающем проекте Казахстана. Затем началось бурение на морских нефтегазоносных структурах Кайран, Актата и других. По предварительным оценкам специалистов, первая нефть с этих месторождений может поступить в конце 2004—начале 2005 г. В Туркменистане уже открыто более 50 месторождений нефти и природного газа с общими запасами соответственно 12 млрд т и 23 трлн м3. В том числе запасы туркменской части каспийского шельфа оценивают в 6,5 млрд т и 5,2 трлн м3. Разведка и освоение первых морских структур (Сердар, Гоплан) начались в 1998 г. В российской части Каспийской акватории запасы нефти предположительно составляют 1,5 млрд т. До недавнего времени Россия воздерживалась от проведения здесь поисково-разведочных работ на нефть и газ, поскольку эта акватория считается заповедной для воспроизводства рыбных ресурсов. Но вблизи от побережья активно разрабатывается Астраханское нефтегазоконденсатное месторождение. В последние годы интерес к изучению морских структур значительно возрос. Всего перспективных структур такого рода в российской части моря насчитывается 20, но разведана из них пока лишь одна структура, расположенная у побережья Дагестана. А вот в южной, иранской части Каспия пока ни нефтяные, ни газовые месторождения не обнаружены. И Азербайджан, и Казахстан, и Туркменистан уже заключили многочисленные соглашения о разработке нефтяных и газовых месторождений Каспия с крупными нефтяными компаниями США, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Италии, Японии, Саудовской Аравии, Омана, а также России. Только в Азербайджане над реализацией 17 крупных морских нефтегазовых проектов работают 33 нефтяные компании из 14 стран мира, включая российский «Лукойл». В составе акционеров Казахстанской международной шельфовой операционной компании девять крупных западных акционеров, среди которых «Экссон — Мобил», «Шелл», «Аджип», «Амоко» и др. Несколько международных нефтяных и газовых консорциумов создано и в Туркменистане. В 1990 г. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан добыли 43 млн т нефти (в том числе Казахстан — 26 млн) и 104 млрд м3 природного газа (в том числе Туркменистан — 79 млрд). Пик добычи придется на первые десятилетия XXI в. Так, Казахстан намечает к 2010 г. увеличить добычу нефти до 50—60 млн т, а к 2020 — до 100—120 млн т, причем около 2/3 этих объемов придется на морские месторождения. Азербайджан к 2005 г. предполагает поднять добычу нефти до уровня 55 млн т, а к 2010 г. — до 100 млн т. Однако при этом возникают по крайней мере две сложные проблемы. Первая из них связана с разделом акватории Каспийского моря на сферы влияния между прибрежными странами, а вторая — с выбором оптимальных путей транспортировки углеводородов из Каспийского региона. Проблема юридического статуса Каспия довольно сложна. Когда к этому морю выходили только две страны — Советский Союз и Иран, его статус определялся двусторонними соглашениями от 1921 и 1940 г. Но теперь таких государств пять, и они долго не могли выработать общую позицию по данному вопросу. Если относиться к Каспию как к морю, то его акватория (по аналогии с Северным морем) должна быть разделена между прибрежными государствами на сектора. Если же рассматривать Каспий как замкнутый озерный водоем, то пользование всей его акваторией должно быть общим, без всяких разграничений. Лишь постепенно, после долгих споров, сошлись на компромиссном принципе: «вода общая, а дно делим». Это означает, что водная поверхность Каспийского моря должна оставаться в общем владении — как единая и неделимая акватория. А его дно нужно разделить на пять участков линиями, проходящими на равноудаленном расстоянии от берегов пяти стран. При таком раскладе России может достаться 16% акватории моря, Казахстану — 29, Туркменистану — 21, Азербайджану — 20 и Ирану — 14%. Наиболее активно против этого принципа выступает Иран, считающий, что и водная поверхность, и дно Каспия никакому разделу подлежать не должны. Еще более сложной оказалась проблема транспортировки нефти и газа, основная часть добычи которых предназначается для снабжения зарубежной Европы. Это объясняется в первую очередь двумя основными факторами: геополитическим и экономическим. Сущность геополитического фактора прежде всего — в особенностях политико-географического положения Каспийского региона, находящегося в границах так называемой дуги нестабильности Евразии. Понятно, что это увеличивает степень риска при доставке нефти и газа на мировые рынки. Важно то, что и транзит их должен осуществляться через территории стран, для которых характерны периодические вспышки межгосударственных и межэтнических конфликтов (чеченский, абхазский, курдский сепаратизм и т. п.). Сущность экономического фактора — в особенностях транспортно-географического положения Каспийского региона, который на многие тысячи километров удален от основных рынков сбыта нефти и газа. Это означает, что система экспортных нефте- и газопроводов должна обеспечивать одновременно и максимальную пропускную способность, и минимальные капиталовложения, и приемлемые для нефтяных компаний тарифы на транзит нефти и газа. Причем каждая из пяти прикаспийских стран стремится в первую очередь отстоять свои собственные интересы. Для транспортировки азербайджанской нефти до конца 90-х годов существовал только один (северный) маршрут: она перекачивалась по нефтепроводу Баку—Новороссийск длиной 1410 км, который имеет пропускную способность всего 5 млн т в год. Для ранней, то есть первичной нефти с новых азербайджанских месторождений этого было достаточно. Что же касается поздней (или большой) нефти, которая должна пойти в начале XXI в., то Россия предложила быстро и намного (до 30 млн т) увеличить мощность действующего нефтепровода с последующей транспортировкой ее танкерами через черноморские проливы. В 2000 г. была построена ветка длиной 220 км в обход неспокойной Чечни. Однако Турция и западные нефтяные компании усиленно склоняли Азербайджан к принятию иного, южного маршрута транспортировки большой нефти, в соответствии с которым она пойдет на экспорт, минуя территорию России. При этом в качестве доводов в пользу другого варианта приводят сложные погодные условия в акватории новороссийского порта, и в особенности — перегруженность черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Через эти проливы ежегодно проходят 4,5 тыс. танкеров, а объем перевозимой ими нефти достигает 60 млн т. Это не соответствует ни требованиям безопасности судоходства, ни экологическим нормам. В конце 90-х годов проекты, конкурирующие с выгодным для России северным вариантом, уже начали осуществляться. Сначала был сооружен нефтепровод Баку—Тбилиси—Супса (южнее Поти) длиной 920 км и пропускной способностью 6,5 млн т в год, а также внебереговой терминал в Супсе для беспричальной погрузки нефти. По нему также пошла ранняя азербайджанская нефть. А для перекачки большой азербайджанской нефти был предложен проект сооружения нефтепровода от Баку до турецкого порта Джейхан на Средиземном море, который фактически исключил бы и Россию, и Иран из транзита этой нефти. Соглашение о его строительстве было подписано в 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Нефтепровод Баку—Джейхан должен иметь протяженность 1730 км (в том числе по территории Азербайджана — 468 км, Грузии — 225, Турции — 1037 км), а объем перекачиваемой по нему нефти может составить 65 млн т в год. Преимущество порта Джейхан заключается в том, что его терминалы (специально оборудованные для приема иракской нефти, поступавшей сюда до введения эмбарго в 1991 г.) могут принимать ежегодно до 120 млн т нефти и работать в течение всего года. С другой стороны, реализация этого проекта потребует как минимум 3,5 млрд долл. Высокая стоимость и нерешенность некоторых других вопросов привели к тому, что строительство нефтяной магистрали сильно задержалось. Вначале предполагалось ввести ее в строй в 2004 г., затем появились сообщения о том, что в этом году, возможно, только начнется ее сооружение. Для транспортировки нефти из Казахстана в Европу в 1992 г. правительствами Казахстана, России и султаната Оман, к которым затем присоединились некоторые западные нефтяные компании, был создан Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Он разработал проект транспортировки нефти из Тенгиза в Новороссийск. Это едва ли не самый крупный проект в Каспийском регионе как по стоимости (4,5 млрд долл.), так и по объему перекачиваемой нефти (на первом этапе — 28 млн т, а после завершения — 67 млн т в год). Особая выгода этого нефтепровода для России заключается в том, что он проходит в основном по ее территории и к тому же не пересекает северную часть Каспийского моря, что важно в экологическом отношении. По расчетам, этот нефтепровод за 35 лет эксплуатации может обеспечить России дополнительные доходы — в виде прибылей и налоговых поступлений — в объеме 23 млрд долл. Трасса нефтепровода Тенгиз—Новороссийск имеет протяженность 1580 км и состоит из двух отрезков. Первый из них — от Тенгиза через Атырау (Гурьев) и Астрахань до пос. Комсомольский — был проложен еще до распада СССР. В 90-е годы он был полностью реконструирован, включая совершенно новый переход трубы (ее диаметр 1,1 м) через Волгу на глубине 70 м. Второй, новый отрезок от Комсомольского через Кропоткин на Новороссийск построили в 1999—2001 гг., летом 2001 г. тенгизская нефть начала поступать в Новороссийск. А в 2002 г. пропускная способность нефтепровода должна достигнуть запланированных для первой очереди 28 млн т. Консорциум реконструирует и нефтяной порт Новороссийска, самый большой в стране. Его снабжают тремя вынесенными причальными устройствами, то есть специальными плавучими сооружениями для загрузки супертанкеров на расстоянии пяти километров от берега. Первые танкеры с нефтью должны уйти отсюда в августе 2001 г. А после полного ввода терминала пропускная способность новороссийского нефтяного порта увеличится в три раза. По этому показателю он фактически сравняется с турецким портом Джейхан. Для обеспечения выхода казахстанской нефти на европейские рынки разработан еще один крупный трубопроводный проект. Речь идет о транскаспийском трубопроводе, который должен пройти по дну Каспия (388 км) от Актау до Баку, соединив Тенгиз и Узень с нефтепроводной системой Азербайджана и соседних стран. По другому варианту трасса этой магистрали будет проложена по территории Туркменистана и далее пересечет Каспийское море уже по линии Туркменбаши—Баку. В отличие от Азербайджана и Казахстана, Туркменистан специализируется в основном на экспорте природного газа. Согласно самым оптимистическим подсчетам туркменских специалистов, страна может довести добычу газа до 45—47 млрд м3 в год, причем преобладающая часть этого объема предназначается для экспорта. Россия уже покупает у Туркменистана 20 млрд м3 — для собственного потребления и реэкспорта, Украина — 10 млрд м3 для собственного потребления*. Но Туркменистан продолжает искать выход для своего газа и на рынки зарубежной Европы. С этой целью был разработан проект строительства транскаспийского газопровода общей протяженностью 2000 км, который должен пройти от месторождения-гиганта Шатлык на востоке Туркменистана через акваторию Каспия, территории Азербайджана и Грузии до турецкого города Эрзурум, с дальнейшим продолжением его в Европу. Пропускная способность газопровода на первом этапе (2002 г.) может достигнуть 10, а на заключительном — 30 млрд м3. По дну Каспийского моря его предполагают проложить двумя нитками. А стоимость всего проекта оценивают в 2,2—3 млрд долл. В известном смысле сооружение этого газопровода, которое намечено завершить в 2002 г., можно рассматривать как альтернативу российскому «Голубому потоку». Отношение России к этому проекту остается отрицательным. Российские специалисты отмечают, что в развернувшейся борьбе за каспийскую нефть главную, роль играют США, которые в данном случае преследуют не столько экономические, сколько геополитические цели. США стремятся укрепить позиции своего главного союзника в регионе — Турции, привязав к ней мусульманские государства, входившие ранее в СССР (Азербайджан, Казахстан, страны Средней Азии). Вот почему США активно поддерживают проект нефтепровода Баку—Джейхан, рассчитывая, что по нему пойдет нефть не только из Азербайджана, но и (после сооружения транскаспийского нефтепровода) из Казахстана. При разработке и осуществлении всех перечисленных проектов необходимо, по мнению специалистов, иметь более строгие расчеты перспективной добычи нефти в бассейне Каспия и создаваемых для ее перекачки транспортных мощностей. По одному из расчетов, в 2005 г. добыча нефти, предназначенной на экспорт, в целом может достигнуть 70 млн т, а пропускная способность экспортных нефтепроводов составить 140 млн т. По другим расчетам, напротив, мощности по добыче намного превзойдут мощности по транспортировке. На этот случай (а также по геополитическим соображениям) проектируются новые трубопроводы уже к южным морям. Примерами такого рода могут служить проекты нефтепроводов для перекачки нефти из Казахстана к побережью Персидского залива через Иран и к побережью Аравийского моря через Туркменистан, Афганистан и Пакистан. Отсюда нефть морским путем могла бы следовать и в Европу, и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Другое дело — сооружение нефтепровода из Казахстана в Китай, который к зарубежной Европе уже не имеет прямого отношения. * В 2001 г. было заключено соглашение о поставках 48—50 млрд м3 газа из Туркмении на Украину в 2002—2006 гг. при годовой украинской импортной потребности 250 млрд м3. |