Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №29/2001

Мнение читателя

№ 24: «прочла и советую другим»

М.В. СМИРНОВА,
методист по географии
Северного административного округа г. Москвы,
заслуженный учитель РФ

М.В. СМИРНОВА
М.В. СМИРНОВА

Титульный лист можно оценить, конечно, со знаком «плюс». Жаль, что он не цветной. Коробки, заполненные глобусами, россыпь и стройные шеренги «шариков земных» так и манят куда-то... Может, открыть для себя новый уголок планеты?

Номер включает небольшое количество содержательных блоков, поэтому оглавлению оставлен «юго-западный» уголок титула. Каждый пункт оглавления сопровождается четкой аннотацией, выполняющей роль изящной, ненавязчивой рекламы.

Вопрос «Разминки» на той же странице однозначно прост для тех, кому приходилось бывать в «аймачных» краях (я сразу вспомнила монгольские аймаки, которые на каком-то жизненном этапе пришлось изъездить вдоль и поперек). Ответы к «Разминке» на с. 30, несомненно, расширили кругозор и подтвердили мое желание назвать титульный лист «Глобальной разминкой».

С. 2 посвящена составу Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Материал актуальный, обновленный, исправлены ошибки. Пожелание газете — пожалуйста, продолжите в таком же виде системное знакомство читателей с другими международными организациями, экономическими, в том числе отраслевыми и региональными, политическими, военными и др. Обязательно, на мой взгляд, надо называть цели и задачи создания организаций, суммы ежегодных взносов (сразу ясно, какой стране это по средствам); интересна и информация о размещении штаб-квартир...

Но, «опекая» читателей, лучше не говорить, что «врут» такие-то источники, повторяя для убедительности этот глагол шесть раз в абзаце из девяти строк. Можно было предложить синоним — слово «ложь», вышло бы изящнее.

С. 3—10 и 23—30 полностью отданы тестовым заданиям олимпиады геофака МГУ им. Ломоносова за 2000 г. Два варианта из 50 заданий включают физгеографический и экономгеографический разделы, соответствуют по уровню сложности заданиям вступительного экзамена. Для учителя тестов никогда не бывает много.

Над составлением данных тестов трудились 13 ведущих географов МГУ — группа лучших специалистов в отдельных областях, направлениях необъятных географических знаний. Тесты не дифференцированы по уровням школьных географических ступеней познания. Многие тесты только для «заумников», особенно астрономические. Выполнить их могут лишь те, кто занимается в школе юных географов при геофаке МГУ, а потом на подготовительных курсах МГУ. Учителю придется разложить все 100 тестов на программно-возрастные, опережающие, творческие и будоражить мысли и чувства учеников на уроках пока еще не исчезнувшей из учебного плана школьной географии. Словом, материал нужный, полезный. На с. 10 — ответ газеты на вопрос: «Кто может решить любые тесты, и даже такие сложные, как эти?» Конечно, только тот, кто выписывает «Географию». Всей душой, умом и сердцем постоянно пропагандирую эту мысль среди учителей и учащихся.

С. 11—22 занимает объемная статья А.А. Агирречу «Наукограды России». В ней говорится о фактически состоявшейся отрасли, представленной 65 специализированными городами науки России, а не только Обнинском и Королевом. Это современный, познавательный материал с приложением в виде двух четырехстраничных картосхем (с. 14, 16, 17, 19), насыщенных содержательно и дополненных гербами пятнадцати городов.

На с. 22 приведены выдержки из нормативных актов, определяющих официальный статус наукоградов, о чем мы, не имея информации, фактически не вспоминаем в школьной географии.

Данный материал, на мой взгляд, может стать хорошим наглядным пособием — образцом для учащихся по подготовке настоящих рефератов, проектно-исследовательских работ под руководством учителя... Остается только один вопрос: есть ли, с точки зрения автора, на территории России «наукоградская» территория, которую можно было бы сравнить, например, с Силиконовой долиной США?

С. 31. Д.В. Заяц представляет смоленское издание М.М. Голубчика «Политическая карта мира» (справочное пособие для географа и историка). В традициях газеты знакомить своих читателей со всеми географическими новинками. Мне кажется, ценность этой информации определена самим автором публикации в названии «Книжный формат политической карты». Д.В. Заяц детально перечисляет имеющиеся в рецензируемом пособии неточности и опечатки, которыми, к сожалению, полны географические издания, хотя часто не по вине авторов.

С. 32 знакомит с мнением читателей о № 19 нашей «Географии». Здесь же в рубрике «Географические новости» есть сообщение «Корсика получает ограниченную автономию». Факт положительный, но я бы очень желала редакции расширить панораму «Географических новостей» в объеме и во времени. Может быть, следует подводить итоги новостной рубрики каждый месяц. По-моему, без свежих цифр, фактов, описаний природных и техногенных катастроф, стихийных явлений и их последствий не обойтись. Без такой информации предмет теряет реальную физико- и социально-экономическую связь с миром, в котором мы живем сегодня. «География» должна оперативно реагировать на все происходящее на географическом пространстве планеты — это необходимо учителям и учащимся.