Мнение читателя |
№ 24: «прочла и советую другим»
М.В. СМИРНОВА,
методист по географии
Северного административного округа г. Москвы,
заслуженный учитель РФ
|
Титульный лист можно оценить, конечно, со знаком «плюс». Жаль, что он не цветной. Коробки, заполненные глобусами, россыпь и стройные шеренги «шариков земных» так и манят куда-то... Может, открыть для себя новый уголок планеты? Номер включает небольшое количество содержательных блоков, поэтому оглавлению оставлен «юго-западный» уголок титула. Каждый пункт оглавления сопровождается четкой аннотацией, выполняющей роль изящной, ненавязчивой рекламы. Вопрос «Разминки» на той же странице однозначно прост для тех, кому приходилось бывать в «аймачных» краях (я сразу вспомнила монгольские аймаки, которые на каком-то жизненном этапе пришлось изъездить вдоль и поперек). Ответы к «Разминке» на с. 30, несомненно, расширили кругозор и подтвердили мое желание назвать титульный лист «Глобальной разминкой». С. 2 посвящена составу Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Материал актуальный, обновленный, исправлены ошибки. Пожелание газете — пожалуйста, продолжите в таком же виде системное знакомство читателей с другими международными организациями, экономическими, в том числе отраслевыми и региональными, политическими, военными и др. Обязательно, на мой взгляд, надо называть цели и задачи создания организаций, суммы ежегодных взносов (сразу ясно, какой стране это по средствам); интересна и информация о размещении штаб-квартир... Но, «опекая» читателей, лучше не говорить, что «врут» такие-то источники, повторяя для убедительности этот глагол шесть раз в абзаце из девяти строк. Можно было предложить синоним — слово «ложь», вышло бы изящнее. С. 3—10 и 23—30 полностью отданы тестовым заданиям олимпиады геофака МГУ им. Ломоносова за 2000 г. Два варианта из 50 заданий включают физгеографический и экономгеографический разделы, соответствуют по уровню сложности заданиям вступительного экзамена. Для учителя тестов никогда не бывает много. Над составлением данных тестов трудились 13 ведущих географов МГУ — группа лучших специалистов в отдельных областях, направлениях необъятных географических знаний. Тесты не дифференцированы по уровням школьных географических ступеней познания. Многие тесты только для «заумников», особенно астрономические. Выполнить их могут лишь те, кто занимается в школе юных географов при геофаке МГУ, а потом на подготовительных курсах МГУ. Учителю придется разложить все 100 тестов на программно-возрастные, опережающие, творческие и будоражить мысли и чувства учеников на уроках пока еще не исчезнувшей из учебного плана школьной географии. Словом, материал нужный, полезный. На с. 10 — ответ газеты на вопрос: «Кто может решить любые тесты, и даже такие сложные, как эти?» Конечно, только тот, кто выписывает «Географию». Всей душой, умом и сердцем постоянно пропагандирую эту мысль среди учителей и учащихся. С. 11—22 занимает объемная статья А.А. Агирречу «Наукограды России». В ней говорится о фактически состоявшейся отрасли, представленной 65 специализированными городами науки России, а не только Обнинском и Королевом. Это современный, познавательный материал с приложением в виде двух четырехстраничных картосхем (с. 14, 16, 17, 19), насыщенных содержательно и дополненных гербами пятнадцати городов. На с. 22 приведены выдержки из нормативных актов, определяющих официальный статус наукоградов, о чем мы, не имея информации, фактически не вспоминаем в школьной географии. Данный материал, на мой взгляд, может стать хорошим наглядным пособием — образцом для учащихся по подготовке настоящих рефератов, проектно-исследовательских работ под руководством учителя... Остается только один вопрос: есть ли, с точки зрения автора, на территории России «наукоградская» территория, которую можно было бы сравнить, например, с Силиконовой долиной США? С. 31. Д.В. Заяц представляет смоленское издание М.М. Голубчика «Политическая карта мира» (справочное пособие для географа и историка). В традициях газеты знакомить своих читателей со всеми географическими новинками. Мне кажется, ценность этой информации определена самим автором публикации в названии «Книжный формат политической карты». Д.В. Заяц детально перечисляет имеющиеся в рецензируемом пособии неточности и опечатки, которыми, к сожалению, полны географические издания, хотя часто не по вине авторов. С. 32 знакомит с мнением читателей о № 19 нашей «Географии». Здесь же в рубрике «Географические новости» есть сообщение «Корсика получает ограниченную автономию». Факт положительный, но я бы очень желала редакции расширить панораму «Географических новостей» в объеме и во времени. Может быть, следует подводить итоги новостной рубрики каждый месяц. По-моему, без свежих цифр, фактов, описаний природных и техногенных катастроф, стихийных явлений и их последствий не обойтись. Без такой информации предмет теряет реальную физико- и социально-экономическую связь с миром, в котором мы живем сегодня. «География» должна оперативно реагировать на все происходящее на географическом пространстве планеты — это необходимо учителям и учащимся. |