Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2001

ГОРОД

ТОЛЬЯТТИ —

феноменальная точка роста России

Г.М.ЛАППО, С.И.ЛЫСОВА

Тольятти — феноменальное явление. Поражает быстрота его развития и роста. К концу первого двадцатилетия своего существования он набрал свыше 500 тысяч жителей. Вместе с Самарой образовал единственный в нашей стране тандем столь сближенных (расстояние менее 100 км) крупнейших центров. Не менее поразительно то, что рожденный крупной промышленностью, как бы предназначенный быть «общежитием при заводе», он практически с первых лет жизни взял курс на концентрацию разнообразной деятельности.
Тольятти — типичен и индивидуален. Типичный представитель большой категории российских городов, рожденных индустриализацией, он сходен по особенностям биографии с другими центрами, выросшими у крупных гидроузлов. Их характерные черты — наследие стройки в виде мощной строительной организации и большая притягательность для ведущих отраслей индустрии благодаря ГЭС, плотине, водохранилищу, речному порту.
Индивидуальность же города проявляется уже в его масштабах. Это самый крупный город-новостройка в России. Самый большой среди городов, не наделенных функциями административного центра областного уровня (на 01.01.2000 г. — 727,7 тыс. жит.). За ним следуют также новостройки — Новокузнецк (563,8 тыс.) и Набережные Челны (519,5 тыс.). Яркий индивидуализирующий момент — положение в районе, который считается сердцевиной Среднего Поволжья и в течение десятилетий выступает ареалом приоритетного развития. Выделяется Тольятти и траекторией своего пути, формированием частей, образующих своеобразный город-агломерацию.

 

Удачный выбор места рождения

 ЭГП — главный ресурс развития и роста крупных городов. Его качества во многом определяют: а) функциональный тип города; б) масштабы и широту спектра развития; в) темпы роста. Для Тольятти фактор ЭГП был решающим. Особую роль сыграло то, что город располагается:

— на Волге — «главной улице России»;
— у главного экономического диаметра страны;
— в ареале Самарской Луки, где Волга на небольшом протяжении как бы специально заложила подряд три излучины, удобные для возникновения центров-фокусов с
разветвленными связями;
— у перехода через Волгу по плотине ГЭС и вблизи другого, первого по времени сооружения перехода — Сызранского моста;
— неподалеку от Самары — столицы Поволжья и в окружении значительного числа крупных центров различной специализации;
— в районе, богатом природными ресурсами — минеральными, водными, территориальными, почвенными, рекреационными.

Качества ЭГП Тольятти — это в основном «наведенные» на него преимущества положения уникального ареала в территориальной структуре России — Самарской Луки. ЭГП будущего города-гиганта изменилось к лучшему уже в ходе сооружения Куйбышевской ГЭС. С двух сторон к месту стройки подошли железные дороги: от Самары по левому берегу и от Сызрани — по правому. Затем их соединила плотина. После завершения строительства ГЭС привлекательность площадок, способных разместить крупные предприятия, значительно возросла.

Три этапа развития 

 Куйбышевская ГЭС «прописана» в Жигулевске. Однако именно ее сооружение дало старт развитию Тольятти. Постановлением СМ СССР от 21 августа 1950 г. была создана строительная организация «Куйбышевгидрострой». Строительство крупнейшей ГЭС Волжского каскада велось одновременно в левобережье и правобережье. И там и там возникли поселки строителей (до 1953 г. ими были заключенные). В 1957 г. все сооружения гидроузла вступили в строй, ГЭС дала ток. «Куйбышевгидрострой» готов был осуществить сооружение новых объектов.
Стройиндустрия, как фактор размещения производительных сил, выразительно себя проявила во всех местах строительства крупных ГЭС. Созданные для сооружения гидроузлов мощные строительные организации возвели такие крупные объекты, как КАМАЗ в Набережных Челнах, химические заводы в Нижнекамске и Новочебоксарске, алюминиевые — в Братске и Саяногорске, целлюлозно-бумажные комбинаты в Братске и Усть-Илимске, комплексы предприятий в Волжском и Волгодонске.
Одним из градостроительных результатов сооружения Куйбышевского гидроузла явилось создание пгт Комсомольск-на-Волге, включившего в себя разрозненные поселки левобережья и впоследствии ставшего одним из административных районов Тольятти. В 1952 г. получил городские права Жигулевск, возникший у месторождения нефти, разрабатывавшегося с 1937 г. Теперь он стал и городом-энергетиком.
Воды Жигулевского моря затопили место, где в 1737 г. Василий Никитич Татищев, русский государственный деятель, известный также как историк, основал укрепленный город Ставрополь — город Креста. В нем предусматривалось поселить крещеных калмыков, перешедших к оседлому образу жизни. В 1897 г. небольшой
уездный Ставрополь насчитывал 5974 жителей. Вследствие экономической незначительности в 1924 г. был преобразован в сельское поселение, но в 1946 г. восстановлен в городских правах. К началу 50-х годов город имел 12 тысяч жителей, на десяти предприятиях районного масштаба работали 750 человек. Место для створа плотины на основе геологических и гидрологических изысканий было выбрано так, что Ставрополю была уготована судьба оказаться на дне морском. От «Волжской Атлантиды», как поэтически назвали затопленный город журналисты, осталось одно название. Все более или менее примечательные сооружения, определявшие его лицо, сейчас можно увидеть только на фотографиях в краеведческом музее Тольятти, они ушли под воду. «Перенесение» города выразилось в том, что для его жителей в левобережье были построены кварталы домов. Они стали частью нового города, возводимого для работников завода синтетического каучука. Город взял прежнее имя Ставрополь (с добавлением «-на-Волге»), а в 1964 г. был переименован в Тольятти.
Второй этап — строительство группы химических предприятий, в том числе энергоемких, что и предопределило их размещение вблизи ГЭС, а также города при них — пришелся на 1950—1960-е годы. Вступили в строй заводы — синтетического каучука, «Куйбышевфосфор», Азотно-туковый, «Куйбышевазот», затем в 1960 г. на отдельной площадке «Тольяттиазот». Рядом с химическими заводами вырос «Волгоцемтяжмаш» — головное предприятие цементного машиностроения — и электротехнический завод.
Наступило время третьего этапа. В первой половине 60-х годов возникла задача создания в стране завода малолитражных автомобилей. После тщательной экспертизы, в ходе которой оценивались 39 площадок в десяти городах страны, предпочтение было отдано площадке на берегу Волги вблизи Куйбышевской ГЭС. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20.07.1966 г. предусматривалось размещение здесь автомобильного завода, рассчитанного на выпуск 600 тысяч автомобилей в год. В 1971 г. с конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые «жигули», а рядом с ВАЗом вырос Автоград — еще один новый город, нынешний Автозаводский район Тольятти.
В этой кратко изложенной истории поэтапного развития нынешнего Тольятти отразились особенности формирования городов-новостроек. Но одновременно проявилось и своеобразие этого развития. На каждом из трех этапов возникало достаточно обособленное образование, свой город, который создавался под патронажем влиятельного министерства. То есть появились ведомственные промышленные города, каждый из которых имел свой отраслевой профиль. Сложившийся в три этапа Тольятти — это три города, охваченные общей городской чертой.
Промышленная основа Тольятти отличается мощью, обладает огромным потенциалом развития. Но город — промышленный гигант очень рано стал разворачивать свою функциональную структуру, проявил и желание и способность жить не только производством. Как и при выборе места для размещения индустриальных гигантов, огромную роль в трансформации функциональной структуры сыграло положение Тольятти в ареале Самарской Луки. Промышленность надолго останется основой существования Тольятти. А на ее фундаменте уже формируется многообразное сочетание функций.

 Разворачивание функциональной структуры

 

Потенциал Тольятти в силу его последовательно улучшавшегося географического положения был в конечном счете востребован не только промышленностью, но и другими, самыми разными видами деятельности. Тольятти быстро достиг того количественного порога, когда активизируются процессы самоорганизации и саморазвития. Развитие его на каждом из трех этапов являлось ответом на определенные потребности страны. И осуществлялось под руководством соответствующих ведомств. Но чем дальше, тем сильнее действовали механизмы саморазвития, проявлялось стремление города к более сбалансированному развитию, лучше использующему народнохозяйственный потенциал и более полно учитывающему интересы населения.
Разворачивание многофункциональной структуры происходило «под крылышком» промышленности и в значительной степени стимулировалось ею. Формирование функциональной структуры прошло три последовательные стадии.
Первая стадия — возникновение ведущих отраслей. Ими явились строительная индустрия (с промышленностью строительных материалов), химия и автомобилестроение.
Вторая стадия — складывание вокруг отраслей-доминант функциональных сочетаний. Их составными частями служили наука, подготовка кадров, проектирование, социальная инфраструктура. Эти сочетания, используя выражение Ю.Г. Саушкина, можно назвать «специализированными комплексами», поскольку все их звенья ориентировались на отрасль-доминанту, обслуживали ее потребности или ей сопутствовали.
Строительный комплекс возник путем «обрастания» строительства добычей нерудных ископаемых, производством цемента, железобетонных изделий, металлических строительных конструкций, кирпича, а также ремонтно-механическими и машиностроительными предприятиями. Науку представил НИИнеруд и НИИцеммаш, работающий «в связке» с головным предприятием цементного машиностроения — заводом «Волгоцемтяжмаш». В комплекс вошли филиал Куйбышевского политехнического института и техникум по подготовке гидротехников.
Комплекс химической индустрии вместе с заводами составили научные и проектные учреждения — филиалы Государственного института азотной промышленности и Гипрокаучука, научно-исследовательский и проектный сектор Ленинградского института основной химической промышленности. Был создан химико-технологический техникум.
Наиболее мощным и разветвленным стал автомобилестроительный комплекс. Финальная автосборка дополнилась производством запчастей, конструкторско-проектной и научно-исследовательской деятельностью, подготовкой кадров разных уровней. В 1987 г. был создан Научно-технический центр, что определило ведущую роль Тольятти в разработке проблем отечественного автомобилестроения.
Формирование специализированных комплексов не замыкалось в рамках того или иного этапа, а происходило на протяжении всего времени существования города. Та или иная отрасль-доминанта входила в народнохозяйственный комплекс Тольятти не в одиночку, а в сопровождении спутников. Сходным путем формировались специализированные комплексы в Новокузнецке, Дзержинске, Ангарске, Новоуральске, Альметьевске, Октябрьском и др.
Третья стадия, качественно отличающаяся от первых двух, началась после того, как город набрал определенную «критическую массу» и накопил соответствующие предпосылки для перехода в новое качество. Она знаменуется возникновением звеньев, технологически или организационно не обязательно связанных с профилирующими отраслями. В результате складывается третичный сектор экономики и блок культуры. Тольятти из чисто промышленного центра начинает превращаться во многофункциональный город, готовится перейти в другую типологическую категорию.
Доля непромышленных функций в функциональной структуре города вроде бы и незначительна. Однако их абсолютные показатели солидны, и сопоставление Тольятти с другими городами по масштабам развития третичного сектора и культуры выявляет его превосходство над многими областными центрами.
Тольятти в последние годы становится крупным центром высшего образования. В городе 6 высших учебных заведений. В том числе 4 государственных (политехнический, Поволжский технологический, педагогический институты и Высший военно-командный инженерно-строительный университет) и два негосударственных (Международная академия бизнеса и банковского дела и Волжский университет им. В.Н. Татищева).
Система высшего образования имеет явную тенденцию к развитию. С недавних пор в Тольятти обосновались филиалы ряда самарских вузов: Аэрокосмического университета им. С.П. Королева, государственного университета, Академии культуры и искусства, Поволжской академии государственной службы. Имеют филиалы и представительства некоторые московские и санкт-петербургские вузы. Характерно повышение доли учебных заведений гуманитарного профиля в области экономики, экологии, права, культуры и др.
Наука в современном Тольятти большей частью привязана к ведущим промышленным отраслям. Но и здесь есть совершенно новые направления, о чем говорит возникновение Института экологии Волжского бассейна. Важная сторона деятельности Тольятти как научного центра — регулярно проводимые научные конференции, например по проблемам городов, охраны окружающей среды, развития автомобилестроения, инвестиционной политики и др.
Тольятти притягателен для объектов рыночной инфраструктуры. Из пяти крупнейших банков Самарской области три — тольяттинские: Автовазбанк, Росэстбанк, «Солидарность». Как культурный центр Тольятти уже приобрел всероссийскую известность. С 1967 г. проводится чрезвычайно популярный фестиваль авторской песни имени В. Грушина. Традиционным стал фестиваль «Тольяттинская музыкальная осень». Есть идея проведения регулярных Татищевских чтений. Работают издательства, радио- и телекомпании, выпускается несколько газет. Действуют театры — драматический (с характерным названием «Колесо»), кукол, юного зрителя, филармония и многое другое, что нужно иметь большому городу, который живет отнюдь не как общежитие при заводе.

Город в демографическом зеркале

 В отличие от большинства российских городов, в постсоветское время теряющих население, Тольятти — город с растущим населением. Исключительно быстрый рост людности стал возможным благодаря высокому механическому приросту. Город собрал свое население со всей страны. Примерно пятая его часть — выходцы из Самарской области. Среди крупных экономических районов на первом месте — Поволжье. Из других республик бывшего СССР больше всего людей приехало из Украины и Казахстана.
Механический прирост превышает естественный, несмотря на более высокие, чем в других городах, показатели рождаемости. В 1959 г. естественный прирост был равен 20,2‰, а механический 89,9‰, в 1970 г. соответственно — 16,4‰ и 117,4‰. В 90-е годы показатели заметно изменились: в 1999 г. естественный прирост стал отрицательным (–1,4‰), но сильно упавший механический прирост (5,4‰) все же позволяет городу расти.
Миграционный приток определил благоприятную возрастную структуру населения (положительная черта молодых городов). Вот как распределялись жители Тольятти по основным возрастным группам в 1979 г. и двадцать лет спустя, %:

Возрастные группы

1979

1999

В детском и юном возрасте
Трудоспособном
Старше трудоспособного

28,8
64,8
6,9

20,4
65,5
14,3

 Доля юных и доля стариков изменились в противоположных направлениях, доля жителей трудоспособного возраста остается стабильно высокой.
Много выходцев из села. Среди прибывших из Самарской области она составляет 26%. В отдельные годы на долю селян приходилось более половины мигрантов, например в 1972 г. — 57%. Однако и доля приехавших из больших городов также значительна. Заводы — лидеры своих отраслей требовали большого количества специалистов, вследствие чего в Тольятти прибыли из крупных центров выпускники многих десятков вузов. Это предопределило существование двух основных групп нынешнего населения: с одной стороны, вчерашние селяне, с другой — выходцы из больших городов. Они очень сильно отличаются друг от друга по воззрениям, оценкам событий, поведению, по участию в культурной жизни города. У жителей Тольятти достаточно высокий уровень образования.
В 1989 г. среди занятого населения на 1000 человек приходилось лиц с высшим, незаконченным высшим и специальным средним образованием среди мужчин — 366, среди женщин — 483. По данным опроса, проводимого Центром социальных технологий при мэрии, восприятие города, отношение к нему сильно зависят от уровня образования, сферы деятельности и места рождения. Готовность к конкретным действиям по разработке Стратегического плана развития города высказала учащаяся молодежь (41% опрошенных этой категории). Среди выходцев из крупных городов таких оказалось 32%. А вот 72% сельских уроженцев не выразили заинтересованности в этой работе, мотивируя отказ недостатком знаний и информации, а также неверием в возможность реализации этого плана.
Недостаточная укорененность части населения, отсутствие у нее приобщенности к городскому образу жизни проявляются в том, что для каждого пятого респондента слово «Тольятти» мало что говорит, это — пустой звук. В сознании таких людей доминирует представление о городе как о придатке к крупным промышленным предприятиям. У них попросту нет «потребления города» в полном виде. Они действительно пользуются им как общежитием предприятия, на котором работают. Поэтому таковым город и воспринимают. Но молодые уроженцы Тольятти в целом положительно оценивают свой город, считают его городом для молодых.
Неодинаково отношение к празднованию 260-летия города в 1997 г. (считая от времени основания Ставрополя). Некоторые восприняли это как «сознательно пришитый исторический хвост». Действительно, преемственности между Ставрополем, оставшимся на дне водохранилища, и Тольятти, с его заводами, многоэтажными кварталами, институтами, торговыми центрами, нет. Не Ставрополь создал предпосылки для развития Тольятти. И все же обращение к истории места полезно и обоснованно. Ведь благодаря Ставрополю дух истории веет и над кварталами Тольятти. Материализация этого духа в виде памятника В.Н. Татищеву — благое дело, оно способствует обогащению городской среды, что должно быть предметом особой заботы и городских властей, и горожан.
Городская среда Тольятти находится в стадии становления и пока далека от зрелости. Однако те ее элементы, которые уже утвердились, оказывают воздействие на жителей, воспитывают их, формируют горожан — людей, не только живущих в городе, но и ведущих городской образ жизни. Положительно сказываются многофункциональность, возможность выбора места работы. Все более разнообразной становится система образования. Развит в Тольятти туризм разных видов вплоть до альпинизма. Действует городской Клуб туриста, такой же имеется на ВАЗе. Ежегодно устраиваются туристические слеты.
В окружении города благодаря Жигулям и водохранилищу есть широкие возможности для занятий спортом. Популярен хоккей, команда «Лада» играет в высшей лиге. Естественен для Автограда автоспорт, существует клуб «Лада-автоспорт». Разветвленные связи тольяттинских предприятий, особенно ВАЗа, стимулируют международные культурные контакты. В городе созданы общества дружбы — российско-итальянское, российско-немецкое, российско-американское, российско-болгарское. Поездки в Италию, привлечение итальянских специалистов с «Фиата» способствовали популярности итальянских песен и кинофильмов.
Несмотря на спад производства в стране, на системный кризис, Тольятти успешно адаптировался к новым условиям. Уровень безработицы низок. По сведениям, опубликованным в широкой печати, объем производимой в Тольятти продукции достигает 33 млрд рублей в год. Это половина того, что дает вся Самарская область. Уровень дохода и уровень жизни тольяттинцев заметно выше, чем по стране. Но это благополучие имеет и свою обратную сторону. Там, где создаются крупные материальные ценности и текут мощные финансовые потоки, собираются тысячи любителей легкой наживы. Тольятти приобрел сомнительную славу преступной столицы Поволжья.
Недавно (10.04.2001 г.) в «Независимой газете» опубликована занявшая всю страницу статья под выразительным названием «Бандоград на Волге». Она рисует криминальный образ Тольятти, повествует о целой армии бандитов, объединенных в 15 организованных преступных группировок, о теневой экономике, рэкете, разборках, переделах сфер влияния. Все это питает отвратительные явления социальной патологии, которые черной тенью накрывают молодой город.

Тольятинская триада

Тольятти уступает Москве по числу жителей в 11 с лишним раз, а по размерам территории (ок. 300 км2) — всего лишь в 3,3 раза. Чувствуешь, что это город для автомобилистов, а не для пешеходов. Поездка по нему — целое путешествие. Пересекаешь многоэтажные жилые районы, встречаешь поселок с коттеджной застройкой, едешь мимо гигантских промышленных площадок, через леса, которые в пределах городской черты занимают площади, в два раза большие, чем селитебные.
В России нередки крупные города-агломерации, например Брянск, Пермь, Иркутск, наконец, Сочи — целая цепочка приморских курортов, протянувшаяся вдоль черноморского берега на 146 километров. В зарубежных странах агломерация возникает вследствие того, что для деятельности, сосредоточенной в городе, становятся тесными городские рамки. Тогда город «изливается» в свое окружение и формирует плеяду спутников. Агломерация развивается от города и знаменует наступление постгородской стадии в эволюции расселения.
В Тольятти все по-иному. Это город де-юре, по существу же агломерация, которая составилась из трех последовательно возникших отраслевых, на первых порах монофункциональных центров. Создание в 1972 г. трех административных районов — Комсомольского, Центрального и Автозаводского — юридически оформило существование тольяттинской триады. Ее части — очень не похожие друг на друга образования, каждая со своей градообразующей базой, отличающаяся генетически и функционально, по облику, планировке, градостроительным параметрам. Возникнув, можно сказать, в одну эпоху (все три в пределах одного двадцатилетия), они выглядят городами разных поколений.
Все они достаточно обособлены, отделены друг от друга лесами. Лесные массивы — это и экологическое благополучие насыщенного промышленностью города, и место ближнего отдыха жителей, удобно расположенное «на пороге дома», и барьер, не дающий срастись частям агломерации. Положение каждого района относительно Жигулевского моря, их взаиморасположение, чередование застроенных и открытых пространств, лесов и сельхозугодий, место промышленных зон — все это, вместе взятое, также определяет черты своеобразия.
По размерам территории административные районы различаются мало, по числу жителей — значительно. На Автозаводской район приходится 36% городской территории, на Центральный и Комсомольский — по 32%. Но в Автозаводском проживает (на 01.01.2000 г.) 437,2 тыс. чел., или 60,6% общей численности населения Тольятти; в Центральном — 168,4 тыс. (23,3), в Комсомольском — 116,1 тыс. (16,1%).

Комсомольский район одно время существовал как самостоятельное поселение — пгт Комсомольск-на-Волге, побочное дитя строительства гидроузла. Он представляет собой цепочку из шести поселков, вытянувшихся на 12 километров вдоль берегов Волги и водохранилища. Поселки создавались как временные и застраивались бараками (кроме поселка руководящего состава и специалистов). Их размещение ориентировалось на строительство отдельных объектов — плотины, шлюзов, порта, предприятий стройматериалов. Надо сказать, что при строительстве крупных ГЭС использовались и другие варианты. Под Волгоградом не строили барачных поселков, сразу создали благоустроенный город. В нем и жили строители, которые, построив после гидроузла еще ряд крупных предприятий, передали жилье их рабочим. Теперь это город Волжский, спутник Волгограда, расположенный в 16 км от него.
В Комсомольском районе бараков уже нет. Они заменены многоэтажными домами, но раздробленность и недостаточная упорядоченность планировки остались. А место района в городской структуре привлекательно вследствие прибрежного положения. Это выдвигает район на роль фасада Тольятти. Вторая примечательная его черта в том, что он служит воротами города. Сюда подходят транспортные магистрали, связывающие Тольятти с остальным миром — железная дорога и автомагистраль (Москва—Самара—Челябинск). Здесь находятся вокзал (станция Жигулевское море) и речной порт. Чересполосица территорий разного функционального назначения, рассеченность железнодорожными путями — минусы планировочной организации. Резервов для территориального роста нет.

Центральный район создавался как город, построенный для работников завода СК и переселяемых из зоны затопления жителей Ставрополя. После сооружения ВАЗ и Автограда район оказался в центре агломерации. Это предопределило размещение в нем центральных городских учреждений, театров, банков. Однако параметры улиц не были рассчитаны на дополнительную нагрузку, которая появилась с возникновением Автозаводского района. Это создало затруднения в формировании общегородского центра и в организации транспортных сообщений. Район зажат между лесными массивами и Северной промзоной, с которой он в соответствии с проектом составляет единое целое. Резервы территориального роста незначительны — небольшой участок к северу от существующей застройки.

Автозаводский район, Автоград — самый молодой, самый крупный и самый современный. По числу жителей он в полтора раза превосходит оба других района, вместе взятые. Создавался по проекту, разработанному ЦНИИПградостроительства и ЦНИЭПжилища — ведущими научными и проектными организациями бывшего СССР в области градостроительства. Основу планировочной структуры образуют широкие, хорошо озелененные проспекты-бульвары. Преобладают здания повышенной этажности. Проектировщиков можно упрекнуть в некоей гигантомании. Впрочем, может быть, они рассчитывали не столько на пешеходов, сколько на автомобилистов, предусматривали возрастание автомобильных потоков и рост потребности в территории для паркования.
Недостатки планировки и городской среды острее стали ощущаться уже после реализации проекта. Тогда были разработаны архитектурно-планировочные предложения, предусматривающие «очеловечивание» среды путем заполнения чрезмерно больших открытых пространств, внесения разнообразия в застройку, от рождения страдающую чрезмерной монотонностью. Появляются «вставки» между зданиями — небольшие сооружения, в которых размещаются кафе, магазинчики, другие объекты сферы обслуживания. Определенные успехи очевидны, хотя кардинальными перемены назвать нельзя.
В отличие от других районов Автоград имеет весьма значительные возможности территориального роста.

Как быть дальше?

 Тольятти уже тридцать лет живет как агломерация. При отсутствии крупных средств на осуществление кардинальных проектов (в кризисной ситуации нужные средства вряд ли найдутся) остается совершенствовать триаду. Наряду с общегородским центром, сложившимся в Центральном районе, необходимо усиливать центры в двух других районах, то есть формировать и систему центров в виде триады. Безусловно, требуется модернизация транспортного каркаса, повышение эффективности транспортного диаметра, на который нанизаны и жилые, и производственные части городских районов.
Если возникнет необходимость, будут вовлечены в использование территориальные резервы Автограда. Правда, при этом агломерация растянется еще больше, так как рост возможен лишь в западном направлении. При значительном разрастании Автозаводского района в него естественно переместится общегородской центр.
Второй вариант возникает как развитие предложения ЦНИИПграда, сделанного в Генплане 1992 года, о соединении Автозаводского и Центрального районов эспланадой, рассекающей напрямую расположенный между ними лес. Конечно, это нанесет существенный урон экологической обстановке. И если уж создавать эспланаду, то не только для устройства транспортного коридора, а как ось формируемой урбанизированной полосы, в которой разместится новый общегородской центр. Этот экологически уязвимый вариант обеспечивает смыкание двух районов, в которых в совокупности проживает уже сейчас 82% общей численности населения Тольятти.
Еще один вариант — создание вокруг сложившихся образований ожерелья поселков — кардинального решения проблем Тольятти не дает. В основном это в интересах небольшой части населения, поскольку поселки предназначены для застройки элитными коттеджами.
Выбор наиболее подходящего варианта зависит от того, каким будет Стратегический план развития города, составление которого является, по мнению и городских властей, и наиболее активной части населения, актуальной задачей. Тольяттинцы понимают важность прогрессивной трансформации градообразующей базы, отвечающей масштабам Тольятти, его географическому положению и накопленному потенциалу. Выдвинуты в качестве ведущих четыре направления: 1) сохранение преимущественно промышленной специализации; 2) приоритетное развитие научно-образовательной сферы; 3) усиление транспортных функций с более полным использованием мощности речного порта; 4) развитие в качестве рекреационного центра по широкому спектру — отдых, лечение, туризм, спорт.
Все эти направления заслуживают внимания, имеют хорошие предпосылки и заделы. Промышленность породила Тольятти, но дальнейшая концентрация производства нежелательна. Промышленность должна расти своими научно-техническими, проектно-конструкторскими, образовательными звеньями.
В целом необходимо стимулировать развитие всех направлений, определив пропорции, отвечающие и возможностям, и интересам жителей.

***

 Жизни у Тольятти — полвека. Совсем немного для города. Если же считать время, которое он существует в виде триады, — и того меньше, всего 30 лет. И за это время произошли большие изменения, даже в годы всеобщего спада. Тольятти много сделал для России как промышленный центр. Он сделает намного больше как многофункциональный город.