Я иду на урок |
Работа с хрестоматией
В.Г. ГЛОТОВА,
учитель географии СШ № 1
Свердловская обл., г. Североуральск
За 13 лет работы в школе я впервые использовала хрестоматийные материалы не при объяснении нового материала, а при проверке домашнего задания.
Ребятам предлагаю прослушать отрывок «Грозные силы природы» из хрестоматии «По материалам и океанам». Вызываю учащегося и объясняю ему, что в данный момент он сейсмолог и ему предстоит прокомментировать данный отрывок.
«27 марта 1964 г. население Анкориджа, на берегу залива Кука, отдыхало. Учреждения, школы, предприятия были пусты. Ребятишки носились на коньках по льду лагун, скатывались на лыжах с гор, устраивались хоккейные бои.
В этом районе часто бывают небольшие подземные толчки, и жители к ним уже привыкли; сильных землетрясений здесь давно не было».
Учащийся отмечает, что толчки, о которых говорится в данном отрывке, соответствуют 3—4 баллам. Землетрясения силой в 1—2 балла человеком не ощущаются, 5—6 баллов приводят к легким повреждениям зданий, появлению небольших трещин в грунте, в домах падают с полок посуда, книги, мебель сдвигается с места. Катание на коньках по льду лагуны, хоккейные бои, катание с гор указывают на то, что трясение земли не вызывает тревогу у жителей города. Очагом землетрясения называют место на глубине, где образуются разрыв и смещение пород. Эпицентром землетрясения называют место, находящееся над очагом. Землетрясения ощутимые, но слабые: либо невелика их энергия, либо очаг расположен глубоко, либо эпицентр далеко от города.
Один ученик назвал силу землетрясения 1—2 балла, и ребята сразу исправили его ошибку.
После разбора первого сюжета я вызываю другого ученика и предлагаю ему также прокомментировать другой сюжет.
«Но вот в 5 часов вечера земля вдруг содрогнулась, затем еще и еще раз...
Казалось, что она, живая, вздохнула и ее огромный пульс застучал над городом. Еще минута, и мерзлая почва треснула и зазмеились дымящиеся провалы. Раскололся толстый лед в заливе и на озерах. Здания, улицы, мостовые, асфальт и бетон площадей съежились, сморщились, встали на дыбу, затем рухнули в бездну. Оставшиеся на поверхности дома были сильно смяты, приняли поистине фантастические очертания. Машины и автобусы, как в гигантской автомобильной катастрофе, громоздились друг на друга, повисали над бездонными трещинами, ожидая очередного толчка, чтобы рухнуть вниз.
Из некоторых трещин слышались крики, туда спешили на помощь. А земля дышала, старые трещины смыкались, появлялись новые. Двести человек погибли и пропали без вести».
Ответ ученика. Данное землетрясение было силой 11—12 баллов. Почему? Потому что уже при землетрясениях в 9 баллов появляются трещины на поверхности шириной до 1 метра, рушатся здания. Но в отрывке говорится о том, что трещины были бездонными и в них проваливались дома. Расколовшийся толстый лед в заливе и на озерах тоже свидетельствует об очень большой силе землетрясения. Очаг этого землетрясения находился очень близко к поверхности земли. В отрывке об этом говорится. Город оказался в эпицентре землетрясения, поэтому оно было катастрофическим.
Сморщившиеся, вставшие на дыбы мостовые, здания, улицы, смыкание старых трещин и появление новых свидетельствуют о горизонтальном движении земной коры.
Второй ученик дает определение понятиям «очаг» и «эпицентр» землетрясения. Он также называет виды движений земной коры.