Урок идет ко мне |
Урок в личном музее учителя географии
Н.Ф. ЕФИМОВ,
учитель географии Войновской сш № 9,
четырежды лауреат Всеобщей заочной олимпиады по
географии
Хутор Войнов
Егорлыкского района,
Ростовская обл.
|
Я побывал в двадцати странах мира, объездил почти всю нашу огромную страну (Советский Союз, Россию), и где бы я ни бывал, никогда не забывал и не забываю о приобретении сувениров, рассказывающих об иностранных государствах, республиках, краях, областях, городах, интересных географических объектах. Мои постоянные спутники — фотоаппараты и записная книжка. В моем домашнем музее находятся: — около десяти тысяч томов
энциклопедической, словарной, географической,
исторической, художественной литературы;
Нетрадиционное проведение урока по теме «Индия»Из Индии я привез для домашнего музея: статуэтки богов индийской мифологии — Шивы, Будды, Ганеши, Ганга, Вишны, а также два «Тадж-Махала», 15 минералов-самоцветов, браслет из слоновой кости, статуэтки слонов, несколько сумочек и сумок, пачки чая разных сортов, монеты и банкноты, веер из перьев павлина, 140 слайдов, маски, мумиё (храню как экспонат), бусы и другие украшения, щепки сандалового дерева, несколько журналов, газет, открыток, других сувениров на память о городах Дели, Калькутте, Бомбее, Агре, Джайпуре. Чтобы провести интересные уроки по Индии для десятиклассников, я оборудовал свою библиотеку под класс, где старался показать максимум экспонатов об Индии. Помимо перечисленных выше, в музее были герб и флаг Индии, политическая карта, выставка книг, газет, журналов, огромное количество фотографий об этой чудесной стране. Национальные: животное — тигр, птица — павлин, цветок — лотос, дерево — баньян (будучи в Индии, я сделал фото самого большого баньяна Индии), фрукт — манго. Изложение темы начал с общей характеристики Индии. Потом — показ экспонатов с необходимыми географическими комментариями. По ходу рассказа я использовал многочисленные наблюдения, сделанные в городах Индии, показывал изображения удавов, кобр, обезьян, священных животных — коров, блуждающих по улицам, площадям городов, бои мангуст с кобрами (управляемые). Вместе рассматривали фотографии, на которых — разнообразные цирковые представления на улицах городов, индийские обряды сжигания умерших людей («башни молчания»), йоги, ботанический сад в Калькутте, животные, нашедшие себе пристанище в кустарниковых зарослях посреди Бомбея... Приведенная мной в рассказе индийская лучшая похвала для женщин «Идет как корова» была встречена с иронической улыбкой (в 10-м классе одни девушки). Я не даю подробного описания хода урока, только хочу подчеркнуть, что учителям географии нужно по возможности собирать свои собственные домашние музеи, которые так необходимы детям. Работа в наших домашних музеях оживляет уроки, заражает детей страстью к страноведческому коллекционированию, приучает к умению систематизировать собранные экспонаты, делать их подробый анализ, пробуждает желание узнать больше. К этому я и стараюсь приучить своих школьников. В нашей школе сейчас более трети учащихся занимаются познавательным коллекционированием. Почти на каждый урок географии я приношу свои коллекции и в специальном шкафу устраиваю выставку или просто по ходу изложения материала показываю несколько экспонатов по какой-либо теме, стране, республике, области (на перемене учащиеся более детально рассматривают экспонаты выставки). Если по каким-либо причинам я не показывал учащимся свои экспонаты по два-три дня, они мне тут же напоминают: «Николай Филиппович, а почему вы нам не показываете свои коллекции?» Приходится подчиняться детям! Схожие материалы (экспонаты) у меня есть по Италии, Франции, Испании, Греции, Болгарии и другим странам. Как правило, урок в домашнем музее проходит более непринужденно, раскованно, чем традиционный урок. Дети могут внимательно рассмотреть каждый экспонат, подержать его в руках, задать вопросы. Беру обычно последние уроки, чтобы продлить общение с учащимися. После таких уроков стараюсь выпустить фотогазету, которую потом вывешиваю в школе, как бы продлевая жизнь урока. На урок в домашний музей я обычно приглашаю гостей. На «индийском» уроке, например, присутствовала директор Войновской средней школы № 9 В.Е. Дежа. В подготовке урока принимала участие моя дочь, учитель географии Егорлыкской средней школы № 1, дважды лауреат Всеобщей заочной олимпиады по географии Г.Н. Ступак.
От автораКо Дню Победы у нас намечено открытие исторического музея при Войновской сш № 9. Музей расположен в четырех комнатах: «История колхоза “Рассвет”»; «История Войновской средней школы № 9»; «Великая Отечественная война» (на местном материале); «Уголок природы» и «Реликвии колхоза “Рассвет”». Все свое свободное время я сейчас отдаю музею школы. |