Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2001

Я ИДУ НА УРОК

ГЕОГРАФИЯ, ПОЗНАННАЯ СЕМЬЕЙ:
ЛИЧНЫЙ И ФАМИЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА

Прием обучения в 9-м классе

Т.М.МЕЛЬНИКОВА,
учитель географии Октябрьской СШ г. Лисакавска
Костанайская* обл., Казахстан

Одна из моих любимых тем — «Население Казахстана» и, в частности, «Население Костанайской области».
Наша страна многонациональна. Почему так получилось? Какие причины привели людей разных национальностей в наш поселок Октябрьский?** Спрашиваю у учеников: «Как и почему конкретно ваша семья оказалась в Октябрьском?» На вопрос девятиклассники отвечают на практическом занятии «Мои корни». Результат превосходит все ожидания. Чтобы найти ответ для урока, ребята расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек. Еще раз пересматривают свои семейные фотоальбомы. Для некоторых причина приезда деда или бабушки в Казахстан оказывается просто историческим открытием. Бабушки с радостью рассказывали внукам свои биографии, перечисляя жизненные события, вспоминая тяготы нелегкой молодости.
Когда ребята читают свои рассказы на уроке, перед глазами встает вся история нашей страны. Некоторые сюжеты — готовый сценарий для фильмов вроде «Вечный зов»: ведь очень многие оказались в Казахстане не по своей воле. Современные дети не боятся уже открыто произносить слово «сосланный» (а в рассказах встречаются сосланные немцы, поляки, корейцы, бендеровцы, «враги народа»). Значительная часть предков моих учеников — переселенцы, оставившие родные места в ходе столыпинской аграрной реформы начала ХХ в. Они прибыли из Европейской России и с Украины. Внуки первоцелинников, горняков и первостроителей (городов Рудного и Лисаковска, поселка Октябрьского) обычно могут установить даже полный адрес места, откуда прибыли их деды. Однако на современных картах уже нет некоторых названий их родных деревень.
Среди учеников есть и правнуки дворян и баев. Вот, например, работа Индиры Саденовой: «Род моей матери называется Мойнак. Он принадлежит младшему Жузу, он кочевал около Кызыл-Орды***, но постепенно откочевал на север, где и остался. Основателем рода был прапрадедушка Баймагамбет (Баяке). Отсюда пошла фамилия Баяковы (девичья фамилия моей мамы). Моя прабабушка прожила очень тяжелую жизнь. Первый раз ее выдали замуж совсем еще девочкой за старого и очень богатого бая. Во время революции моего прадедушку раскулачили, но прабабушка говорила, что он где-то зарыл клад». Сейчас отец Индиры работает экскаваторщиком в Краснооктябрьском бокситовом рудоуправлении.
После «семейно-географического» урока ребята становятся добрее, ближе к своим родителям, дедушкам и бабушкам, а главное — через историю своей семьи, своего рода они лучше понимают процессы народонаселения и пространственной организации человечества, ближе знакомятся с демографией и этнографией, узнают происхождение и смысл своей фамилии и, конечно, лучше начинают понимать историю страны.


* Написание, принятое в Казахстане. Российские официальные атласы сохраняют ставшее уже традиционным русское написание: Кустанай, Кустанайская. — Здесь и далее прим. ред.
** Часть города Лисаковска.
*** Принятое в русской географии написание — Кзыл-Орда.