Я ИДУ НА УРОК
ГЕОГРАФИЯ, ПОЗНАННАЯ СЕМЬЕЙ:
ЛИЧНЫЙ И ФАМИЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
Прием обучения в 9-м классе
Т.М.МЕЛЬНИКОВА,
учитель географии Октябрьской СШ г. Лисакавска
Костанайская* обл., Казахстан
Одна из
моих любимых тем — «Население Казахстана» и, в
частности, «Население Костанайской области».
Наша страна многонациональна. Почему так
получилось? Какие причины привели людей разных
национальностей в наш поселок Октябрьский?**
Спрашиваю у учеников: «Как и почему конкретно
ваша семья оказалась в Октябрьском?» На вопрос
девятиклассники отвечают на практическом
занятии «Мои корни». Результат превосходит все
ожидания. Чтобы найти ответ для урока, ребята
расспрашивают своих родителей, дедушек и
бабушек. Еще раз пересматривают свои семейные
фотоальбомы. Для некоторых причина приезда деда
или бабушки в Казахстан оказывается просто
историческим открытием. Бабушки с радостью
рассказывали внукам свои биографии, перечисляя
жизненные события, вспоминая тяготы нелегкой
молодости.
Когда ребята читают свои рассказы на уроке, перед
глазами встает вся история нашей страны.
Некоторые сюжеты — готовый сценарий для фильмов
вроде «Вечный зов»: ведь очень многие оказались в
Казахстане не по своей воле. Современные дети не
боятся уже открыто произносить слово
«сосланный» (а в рассказах встречаются сосланные
немцы, поляки, корейцы, бендеровцы, «враги
народа»). Значительная часть предков моих
учеников — переселенцы, оставившие родные места
в ходе столыпинской аграрной реформы начала ХХ в.
Они прибыли из Европейской России и с Украины.
Внуки первоцелинников, горняков и
первостроителей (городов Рудного и Лисаковска,
поселка Октябрьского) обычно могут установить
даже полный адрес места, откуда прибыли их деды.
Однако на современных картах уже нет некоторых
названий их родных деревень.
Среди учеников есть и правнуки дворян и баев. Вот,
например, работа Индиры Саденовой: «Род моей
матери называется Мойнак. Он принадлежит
младшему Жузу, он кочевал около Кызыл-Орды***, но
постепенно откочевал на север, где и остался.
Основателем рода был прапрадедушка Баймагамбет
(Баяке). Отсюда пошла фамилия Баяковы (девичья
фамилия моей мамы). Моя прабабушка прожила очень
тяжелую жизнь. Первый раз ее выдали замуж совсем
еще девочкой за старого и очень богатого бая. Во
время революции моего прадедушку раскулачили, но
прабабушка говорила, что он где-то зарыл клад».
Сейчас отец Индиры работает экскаваторщиком в
Краснооктябрьском бокситовом рудоуправлении.
После «семейно-географического» урока ребята
становятся добрее, ближе к своим родителям,
дедушкам и бабушкам, а главное — через историю
своей семьи, своего рода они лучше понимают
процессы народонаселения и пространственной
организации человечества, ближе знакомятся с
демографией и этнографией, узнают происхождение
и смысл своей фамилии и, конечно, лучше начинают
понимать историю страны.
* Написание, принятое в Казахстане.
Российские официальные атласы сохраняют ставшее
уже традиционным русское написание: Кустанай,
Кустанайская. — Здесь и далее прим. ред.
** Часть города Лисаковска.
*** Принятое в русской географии написание —
Кзыл-Орда.