Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2001

Рецензия

Добротный учебник по общеземлеведческому курсу нуждается в уточнениях

Л.Л. РОЗАНОВ,
доктор географических наук,
старший научный сотрудник
Института географии РАН

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География: начальный курс: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. 9-е изд., дораб. и доп. — М.: Дрофа, 2000. 208 с. Тираж 100 000
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География: начальный курс: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. 9-е изд., дораб. и доп. — М.: Дрофа, 2000. 208 с. Тираж 100 000

Основополагающее значение в формировании географической образованности (компетентности) выпускника школы имеет начальный курс географии. Это обстоятельство, а также предстоящее совершенствование структуры и содержания общего образования в связи с переходом на 12-летнее обучение побудили рассмотреть давно действующий учебник по начальному курсу географии в общеобразовательной школе.

Учебник производит в целом благоприятное впечатление, как своим содержанием, так и качественным полиграфическим исполнением. Емки по содержанию оба форзаца. Текст написан достаточно ясно, интересно и, подчеркнем, доступно для возрастного уровня учащихся. Весьма географичны иллюстрации, все рисунки, схемы, таблицы увязаны с текстом, что способствует более эффективному усвоению сложного географического материала. Составленные вопросы и задания отвечают изложенному в параграфах. Это помогает как учителю в организации и проведении плодотворного учебного процесса на уроке, так и учащимся в приобретении знаний и умений в выполнении практических работ. Параграфы (их 55) сбалансированы по объему, имеют внутренние тематические рубрики, цветные выделения терминов, сформулированных определений, что позволяет учащимся успешнее разобраться в изложенном материале.

Весьма существенна методическая направленность учебника на активное усвоение знаний, на формирование начальных навыков географической исследовательской деятельности, на увязку рассматриваемых процессов, объектов, явлений с местностью проживания учащихся. Постоянно подчеркивая необходимость сопряженной работы над текстом вместе с географической картой, авторы, однако, в обращении к учащимся не указали, по атласу какого издательства возможно выполнить предложенные в учебнике задания, хотя для некоторых из них указаны конкретные страницы (с. 82, 88). Кстати, не все сельские школы имеют географические атласы, поэтому особенную ценность приобретают карты, помещенные в самом учебнике.

В данном учебнике отсутствует упоминание о литосфере — одной из оболочек Земли, традиционно рассматриваемой в школьных географических курсах (6—7-й кл.). Авторы сосредоточили внимание учащихся только на земной коре, входящей в состав географической оболочки. Но ведь земная кора — это часть литосферы, и поэтому формирование представлений учащихся о строении Земли (§§ 16—19) без важного геолого-географического понятия считаем неполным.

Рецензируемый учебник насыщен географическими терминами, только в указателе (с. 203—205) их насчитывается около 200. Понятийное содержание ряда терминов (окружающая среда, водная среда, микроорганизмы, бактерии и др.) не раскрыто, что снижает информативность книги. Особенно часто употребляются термины «земная поверхность» и «поверхность Земли», но авторы не дали их определений. Оба термина используются преимущественно в значении поверхность суши, морей и океанов (с. 35, 38, 39, 41, 42, 46, 47, 84, 154, 159, 163—166). Наряду с этим, термином «поверхность Земли» обозначается поверхность лишь суши (с. 27, 128, 129). И под термином «земная поверхность» также нередко подразумевается только поверхность суши (с. 22, 24, 26, 34, 56, 71, 77, 119, 133, 180). При этом нередко оба термина присутствуют на одной странице учебника (см. с. 6, 7, 14, 36, 129, 130, 159, 163, 166). Неоднозначное толкование терминов «земная поверхность» и «поверхность Земли», на наш взгляд, недопустимо в школьном учебнике.

В свете отмеченного обратим внимание на опубликованный по рекомендации Минобразования РФ проект государственного общеобразовательного стандарта (см. «Учебные стандарты школ России». Кн. 2. — М.: ТЦ «Сфера», Прометей, 1998)*, в котором термин «поверхность Земли» применяется к поверхности суши и Мирового океана (с. 172), а термин «земная поверхность» употребляется в связи с рельефообразованием (с. 173), с образованием крупных форм рельефа — материков, океанических впадин, гор, равнин (с. 178), то есть в значении поверхность суши, дна морей и океанов. Такая трактовка этих терминов, на наш взгляд, методически корректна и, подчеркнем, соответствует теории и методологии геоморфологии — науки о рельефе земной поверхности.

Встречаются в учебнике неточности и редакционные погрешности. Так, к шкале морских глубин неправомерно применять термин «горизонтали» (с. 49), поскольку линии, соединяющие точки с одинаковой глубиной дна водоемов, именуются изобатами. «Мертвое море» (бессточное озеро) находится не на Аравийском полуострове, как утверждается (с. 119), а за его северной границей, которую проводят по 30° с. ш. В Северном полушарии 21 марта не осеннее (табл. 10, с. 161), а весеннее равноденствие, а в Южном полушарии в эту дату не весеннее (с. 161), а осеннее равноденствие**. На рис. 103 (с. 181) показано распространение природных комплексов (ПК), а в пояснительном тексте к этому рисунку выделены уже ПТК русла, ПТК поймы и два ПТК склонов долины (с. 182).

Вкралась ошибка в высотное положение истока р. Терек. В учебнике (с. 112) читаем: «Он берет начало в горах Кавказа на высоте более 6000 м и впадает в Каспийское море (покажите Терек на карте)». Посмотрев в «Атлас для 6-го класса» (М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2001, с. 16), учащиеся непременно обнаружат, что Терек начинается южнее и ниже г. Казбек (5033 м), да и самая высокая кавказская вершина — г. Эльбрус имеет высоту всего 5642 м.

Подобная погрешность авторов (ведь уже 9-е издание) и редактора учебника снижает доверие учащихся к изложенной информации, не способствует формированию серьезного отношения к школьному предмету «География». Кстати, как во 2-м издании учебника (М.: Просвещение, 1990, с. 101), так и в рецензируемом его 9-м издании (с. 112) ошибочно утверждается, что «на протяжении 600 км река спускается более чем на 5 тыс. м». Поясним, что р. Терек берет начало в Главном Кавказском хребте из ледника Зильга-Хох, расположенного на склоне одноименной горы, вершина которой имеет абсолютную высоту 3853 м.

Редакторы и 2-го издания этого учебника (М.: Просвещение, 1990, с. 21), и 9-го издания согласились с неточной формулировкой термина «абсолютная высота». Так, в рецензируемой книге читаем: «Абсолютной высотой называют превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря» (см. с. 24). В неточности такого определения можно убедиться, обратившись к справочным изданиям (например, А.И. Соловьев, Г.В. Карпов. Словарь-справочник по физической географии: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1983, с. 5; К.С. Лазаревич, Ю.Н. Лазаревич. Справочник школьника. География. 6—10 классы. — М.: Дрофа, 1997, с. 14). В Географическом энциклопедическом словаре (М.: Сов. энциклопедия, 1988, с. 7) написано: «Абсолютная высота, абсолютная отметка, расстояние по вертикали от среднего уровня поверхности океана до данной точки (на суше, на дне океана и т. п.); определяется нивелированием. А.в. точек, лежащих выше уровня океана, считается положительной, лежащих ниже, — отрицательной».

Неудачно толкование термина «впадина» в качестве равнины (с. 79), что подтверждается заданием для учащихся на с. 26 по плану местности (форзац 1). Говоря о каналах, авторы пишут, что «специально вырытое русло заполняется речной или озерной водой» (с. 123). По атласу учащиеся установят, что Суэцкий канал заполняется морской водой, а Панамский канал — океанской водой. В свете этого, очевидно, и учащиеся не примут утверждение: «Каналы — искусственные реки» (с. 123). Кстати, название «канал» происходит от лат. canalis — труба, желоб.

Как показывает практика, при формировании представления о выветривании учащиеся испытывают затруднения. В учебнике термин «выветривание» употреблен однобоко, причем так, будто ветер играет в этом процессе главную роль (с. 81). А ведь интенсивны процессы физического, механического выветривания — изменения горных пород в пустынях, морозного выветривания — в приполярных странах и в высокогорье, химического выветривания — во влажных тропиках и субтропиках. Выделяют также биологическое выветривание. Кстати, о выветривании интересно и достаточно полно рассказано для учителя в газете «География» (№ 26/2001, с. 21).

Ввиду исчерпания многих полезных ископаемых в ближайшие десятилетия ХI в., угрозы экологического, ресурсного и других кризисов, обусловленных техногенной деятельностью человечества на различных иерархических уровнях, полагаем, что неоправданно по сути и мировоззренчески говорить о «богатствах природы» (с. 6, 183), «богатствах океана» (с. 104), «природных богатствах» (с. 191). Трудно ожидать от школьников-граждан «бережного отношения к природе, разумного ее использования» (с. 196) в свете так называемых «богатств природы». Применительно к нашей действительности необоснованное представление о природных богатствах не ведет ли к истощительному ресурсопользованию, экологической вседозволенности, к оправданию браконьерства.

Не попавший в географический указатель (с. 203—204) важный термин «подстилающая поверхность» рассматривается авторами учебника (с. 134, 139) применительно к системе суша—море. Но для городского учащегося (а таких в России большинство) вполне осязаемо влияние неодинакового нагревания естественных и искусственных поверхностей в системе пригород—город, способствующего образованию «городских бризов». Причем школьнику полезно знать, что подстилающая поверхность большого города, состоящая преимущественно из стен и крыш зданий, различных сооружений, асфальтовых покрытий улиц и площадей, при значительном разогреве солнечными лучами способствует развитию мощных восходящих потоков воздуха, обусловливая возникновение ветра даже ураганной силы (как это было летом в Москве в 1998 г.).

Можно указать и другие погрешности, но они не снижают общую положительную оценку труда Т.П. Герасимовой и недавно ушедшей из жизни Н.П. Неклюковой. Доступный по форме и содержанию географический материал, изложенный в учебнике, позволяет учащимся найти ответы на вопросы, выполнить предложенные задания (заметим, при использовании атласа издания «Дрофа — ДИК»), приобрести знания и умения, составляющие основу географической культуры, мышления, миропонимания, мировоззрения школьника-гражданина.

Полагаю, что высказанные соображения, не умаляя достоинств рассмотренного учебника, будут способствовать более результативному его использованию учителями, а также помогут в уточнении и совершенствовании важного для формирования географической образованности (компетентности) школьников начального курса по физической географии. В связи с отведением на изучение географии в 6-м классе 1 часа в неделю по экспериментальному Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации согласно приказу Минобразования от 06.03.2001 № 834 (см. «География», № 18/2000, с. 4), очевидно, возникает необходимость обсуждения пересмотра объема, не в ущерб содержанию, начального курса по физической географии. При этом целесообразно опираться, на наш взгляд, на достаточно логичное и методически обоснованное содержание, присущее рецензируемому учебнику.