Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2001

Корреспонденция

Учебные достижения и дух товарищества

И.А. ЛЕВ,
учитель географии гимназии № 446
г. Санкт-Петербург

В № 22/2001 были подведены некоторые географические итоги за 10 лет проведения Всероссийских олимпиад. Мне посчастливилось девять раз принимать участие в олимпиадах в качестве руководителя Санкт-Петербургской команды школьников. Уровень организации олимпиад в разных регионах действительно неодинаков: оценка варьирует от «здорово!» (Смоленск, Пенза, Орел) до «хуже некуда» (Тверь, Туапсе).

Любого руководителя волнуют в первую очередь несколько вопросов: условия проведения теоретического и практического туров, проживание, свободное время участников. Удачное сочетание всех этих компонентов гарантирует успешное проведение. На целый год в памяти у детей и руководителей остается недельный период захватывающей интеллектуальной борьбы. Чаще всего можно услышать разговоры, начинающиеся со слов: «А помнишь?» Олимпиада — это впечатления, переживания, ожидания. Что же было за эти 10 лет? Выше всяких похвал была организована Смоленская олимпиада. Во-первых: проживание (удобно, комфортно); во-вторых: все самые важные структуры, необходимые для проведения олимпиады, находились рядом друг с другом. Школа-гимназия (причем не какая-нибудь, а имени Пржевальского), где проводились практический и теоретический туры, филармония (открытие и закрытие), гостиница. Это важный момент в наше время, когда большую часть средств съедают транспортные расходы.

Свободное время участников олимпиады не должно пониматься так, что дети предоставлены сами себе. Участники приехали посмотреть и узнать достопримечательности этого региона. Удачно была организована экскурсионная программа в Смоленске, Пензе, Владимире. Как положительный опыт можно рассматривать привлечение к работе с ребятами на олимпиаде студентов географического факультета Тамбовского педагогического института. Но чаще все вечерние дискотеки, призванные познакомить ребят из разных регионов друг с другом, сводятся к вялому времяпрепровождению, в котором участвует, как правило, незначительная часть участников олимпиады.

К сожалению, в последние годы олимпиада потеряла самое главное — дух дружбы, товарищества. Все больше она превращается в спортивное соревнование с девизом: «Быстрее, выше, сильнее!» Здесь вина лежит на организаторах, они должны подумать, как объединить ребят (это могут быть КВН-экспромт, бассейн, спортивные соревнования).

На первых олимпиадах число участников не превышало 100, а на десятой было уже почти 170 (из почти 70 регионов). Нам бы радоваться, но, наверное, со мной согласятся многие руководители команд, что переход количества в качество здесь не состоялся. Во всяком случае, это не относится к уровню подготовки некоторой части школьников, направленных своими регионами на Всероссийскую. Например, на практическом туре Х олимпиады на точке «Этнография» четыре участника из семнадцати не смогли за 10 минут определить масштаб карты. И это уровень участника Всероссийской олимпиады? Обычно на любой олимпиаде формируется костяк из 10—12 ребят, между которыми идет настоящая борьба. В некоторых регионах проводится планомерная подготовка команд (Москва, Нижний Новгород, Смоленск, Ставропольский и Краснодарский края), и результаты не заставляют себя ждать.

Олимпиада в разные годы открыла много «звездочек»: Роман Захаров (Санкт-Петербург), Артем Столповский (Сыктывкар), Роман Фомин (Воронеж), Елена Громова (Нижний Новгород), Сергей Рассказов (Тобольск), которые неоднократно становились победителями и призерами олимпиад.

Возможно, назрела и структурная перестройка олимпиады. В этом году наконец-то прошел по-настоящему практический тур на местности, который показал, что наши дети не всегда могли применить теоретические знания на практике (например, пользование приборами). Были, конечно, и просчеты в организации этого тура, но это пока первый опыт. Создание команд по 10 человек во время практического тура позволило ребятам лучше подружиться. На каждом этапе («точке») одному члену команды приходилось отвечать за весь коллектив. Это показало, что участник Всероссийской олимпиады должен быть готовым отвечать на любые поставленные вопросы. Я думаю, на практическом туре в этом году было слишком много этапов, лучше сократить их число с 10 до 5. И на каждом этапе должен быть предложен не один вопрос одному «дежурному» члену команды, а каждому участнику — комплект из трех вопросов разного уровня сложности (и нужно дать больше времени на ответ: не 10, а 25 минут; максимум баллов за этап — 6). После прохождения пяти этапов участник сможет набрать до 30 баллов. При такой организации сводится до минимума вероятность необъективной оценки.

В кулуарах Х олимпиады можно было услышать предложения от некоторых руководителей команд об организации практического тура на местности в форме спортивного ориентирования. Этого нельзя делать ни в коем случае! Ведь на олимпиаду приезжают ребята разного уровня физической подготовки. Надо помнить: олимпиада для детей, а не дети для олимпиады.

Теперь о вопросах теоретического тура Х олимпиады в Туапсе. Были очень симпатичные (их большинство), были и спорные. Мне кажется, вопрос 6 (об атласе Семена Ремезова)* не может объективно проверить способности и знания участников. Этот вопрос — лакомый кусочек для некоторых регионов Сибири, где сюжет о Ремезове вынесен в региональный компонент. Возможно, стоит отойти от столь конкретных «лобовых» вопросов. Но не стоит, на мой взгляд, бросаться в фантастические крайности (вопрос 1 о планете Ялмез).

Может быть, следует поменять местами практический и теоретический туры. Это никак не повлияет на распределение итоговых мест, но положительно скажется на атмосфере олимпиады.

Часто задаются вопросы, кто должен сопровождать команды? Ответ не однозначен, но примем во внимание следующее: с каждым годом все больше начинает играть тактика (выбор вопросов для ответа**, методика ответов) — с ней знакомы, как правило, те команды, руководители которых уже не один раз были на олимпиаде.

Хотелось бы выразить благодарность создателям олимпиады, членам жюри (А.С. Наумову, А.И. Даньшину и др.), а также тем, кто в наше сложное время находит возможность финансировать поездки. Олимпиада дает нам возможность общения.

До новых встреч!


* Вопросы теоретического тура были напечатаны в № 20/2001, с. 3—6. — Здесь и далее прим. ред.
** По условиям теоретического тура каждый участник выбирает из шести пять вопросов, на которые он отвечает. В зачет идут результаты только по пяти ответам, даже если дан ответ на все шесть.