ПОЗДРАВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЮ
"МОСКОВСКИЙ МЕРИДИАН"
прошел через кабинет географии московской школы N 1126
Людмила Яковлевна Шанцева, учитель
географии московской школы № 1126* (Северный
административный округ), стала победителем
городского конкурса «Учитель года Москвы-2001» в
номинации «Московский меридиан».
Как приходит такой успех к учителю?
Людмила Яковлевна — творческий учитель, хорошо
владеющий научно-теоретическим содержанием всех
базовых курсов школьной географии, федеральных и
альтернативных учебников, знающий смежные
дисциплины. У нее широкий кругозор, эрудиция,
неиссякаемая жажда знаний, то есть качества,
очень важные для учителя географии, а этому
предмету Людмила Яковлевна посвятила более
двадцати лет. Это интеллигентный человек и
педагог с тонким эмоционально-психологическим
настроем и умением найти особый подход к
ученикам разного склада.
Людмила Яковлевна — учитель-личность,
влюбленный в свой предмет, в страну и весь мир и
передающий любовь к географии своим учащимся. В
этом ей помогает владение современными
педагогическими технологиями, активное и мудрое
внедрение их в воспитательно-образовательный
процесс. В работе Людмила Яковлевна постоянно
применяет личностно-ориентированный подход,
технологии педагогического сотрудничества
(«учитель <——> ученик <——>
учитель»), проблемные, поисковые, творческие,
проектно-исследовательские методы. Ей близки
тенденции гуманизации и демократизации
отношений в школе на основе активизации
деятельности учащихся, включая развитие
мыслительно-аналитической деятельности.
Большая работа ведется по направлению
«Геоинформационные системы, технологии и
интерактивные методы». Под руководством учителя
(к радости родителей учащихся) активно включены в
воспитательно-образовательный процесс семейные
информационно-технические возможности. Дети от
6-го до 11-го класса, знакомясь с мировым
географическим пространством, с увлечением
выполняют индивидуальные и групповые
проекты-исследования (Интернет, аудиовизуальные
средства).
Владение различными современными
педагогическими технологиями позволяет учителю
создать свою «технологию мастерства», своего
рода «мозаику творчества».
Л.Я. Шанцева с радостью делится своим опытом с
коллегами округа, города. Она активно участвует в
научно-практических конференциях, творческих
семинарах, мастер-классах, «круглых столах».
Кабинет географии — это второй любимый дом
учителя. В нем все в системе, полный
учебно-методический комплект к каждому
тематическому блоку программы. Кабинет
эстетичен, прекрасен, уютен; в нем хочется быть,
думать, учиться. В округе кабинет — базовый по
проблемам: «Роль кабинета географии в
формировании общеучебных и специфических
географических знаний, умений и навыков» и «Роль
кабинета в развитии непрерывного
познавательного интереса на уроках географии».
За шесть лет работы в школе № 1126 Л.Я. Шанцева
подготовила и опубликовала в различных изданиях
10 статей**.
Посещая уроки Людмилы Яковлевны вместе с
коллегами, я ненавязчиво брала «интервью» у ее
учеников: «За что вы любите своего учителя
географии?» Вот некоторые ответы:
— Настоящий современный учитель (живая,
эмоциональная, страстная, любит и знает свой
предмет; у нас в кабинете богатая библиотека).
— Фанатичная преданность делу.
— География у Людмилы (ой! Яковлевны) — это та
красота, которую надо постигнуть каждому, чтобы
спасти мир...
— Она справедливая, добрая, любит нас.
Наверное, потому, что у нее своих трое детей,
притом очень хороших: сын уже взрослый, Ксюша
заканчивает 11-й класс, отличница, а Таня — в
восьмом. Словом, она — наша мама в школе.
— Наша прекрасная леди... У нее отменный вкус...
— Чем увлекается?.. Книги, музыка, природа,
цветы (ну просто цветовод).
Детские мысли соответствуют педагогическому
кредо учителя: «Дарить детям радость».
Каждый урок завершается просто:
— Спасибо, ребята!
— Спасибо, Людмила Яковлевна!..
М.В. СМИРНОВА,
методист по географии
Северного административного округа,
заслуженный учитель РФ
г. Москва
* Недавно Московский комитет образования принял решение о присвоении школе № 1126 статуса столичной гимназии (№ 1576).
** См. в частности: Л.Я. Шанцева. Индивидуальные исследовательские проекты учащихся старших классов//География, № 28/2000, с. 5—6. — (Материалы научно-практической конференции «Новые технологии в преподавании географии»).