Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2001

ПОЗДРАВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЮ

"МОСКОВСКИЙ МЕРИДИАН"

прошел через кабинет географии московской школы N 1126

Л.Я.ШанцеваЛюдмила Яковлевна Шанцева, учитель географии московской школы № 1126* (Северный административный округ), стала победителем городского конкурса «Учитель года Москвы-2001» в номинации «Московский меридиан».
Как приходит такой успех к учителю?
Людмила Яковлевна — творческий учитель, хорошо владеющий научно-теоретическим содержанием всех базовых курсов школьной географии, федеральных и альтернативных учебников, знающий смежные дисциплины. У нее широкий кругозор, эрудиция, неиссякаемая жажда знаний, то есть качества, очень важные для учителя географии, а этому предмету Людмила Яковлевна посвятила более двадцати лет. Это интеллигентный человек и педагог с тонким эмоционально-психологическим настроем и умением найти особый подход к ученикам разного склада.
Людмила Яковлевна — учитель-личность, влюбленный в свой предмет, в страну и весь мир и передающий любовь к географии своим учащимся. В этом ей помогает владение современными педагогическими технологиями, активное и мудрое внедрение их в воспитательно-образовательный процесс. В работе Людмила Яковлевна постоянно применяет  личностно-ориентированный подход,  технологии педагогического сотрудничества («учитель <——> ученик <——> учитель»), проблемные, поисковые, творческие, проектно-исследовательские методы. Ей близки тенденции гуманизации и демократизации отношений в школе на основе активизации деятельности учащихся, включая развитие мыслительно-аналитической деятельности.
Большая работа ведется по направлению «Геоинформационные системы, технологии и интерактивные методы». Под руководством учителя (к радости родителей учащихся) активно включены в воспитательно-образовательный процесс семейные информационно-технические возможности. Дети от 6-го до 11-го класса, знакомясь с мировым географическим пространством, с увлечением выполняют индивидуальные и групповые проекты-исследования (Интернет, аудиовизуальные средства).
Владение различными современными педагогическими технологиями позволяет учителю создать свою «технологию мастерства», своего рода «мозаику творчества».
Л.Я. Шанцева с радостью делится своим опытом с коллегами округа, города. Она активно участвует в научно-практических конференциях, творческих семинарах, мастер-классах, «круглых столах».
Кабинет географии — это второй любимый дом учителя. В нем все в системе, полный учебно-методический комплект к каждому тематическому блоку программы. Кабинет эстетичен, прекрасен, уютен; в нем хочется быть, думать, учиться. В округе кабинет — базовый по проблемам: «Роль кабинета географии в формировании общеучебных и специфических географических знаний, умений и навыков» и «Роль кабинета в развитии непрерывного познавательного интереса на уроках географии».
За шесть лет работы в школе № 1126 Л.Я. Шанцева подготовила и опубликовала в различных изданиях 10 статей**.
Посещая уроки Людмилы Яковлевны вместе с коллегами, я ненавязчиво брала «интервью» у ее учеников: «За что вы любите своего учителя географии?» Вот некоторые ответы:
— Настоящий современный учитель (живая, эмоциональная, страстная, любит и знает свой предмет; у нас в кабинете богатая библиотека).
— Фанатичная преданность делу.
— География у Людмилы (ой! Яковлевны) — это та красота, которую надо постигнуть каждому, чтобы спасти мир...
— Она справедливая, добрая, любит нас. Наверное, потому, что у нее своих трое детей, притом очень хороших: сын уже взрослый, Ксюша заканчивает 11-й класс, отличница, а Таня — в восьмом. Словом, она — наша мама в школе.
— Наша прекрасная леди... У нее отменный вкус...
— Чем увлекается?.. Книги, музыка, природа, цветы (ну просто цветовод).
Детские мысли соответствуют педагогическому кредо учителя: «Дарить детям радость».
Каждый урок завершается просто:
— Спасибо, ребята!
— Спасибо, Людмила Яковлевна!..

М.В. СМИРНОВА,
методист по географии
Северного административного округа,
заслуженный учитель РФ
г. Москва


* Недавно Московский комитет образования принял решение о присвоении школе № 1126 статуса столичной гимназии (№ 1576).

** См. в частности: Л.Я. Шанцева. Индивидуальные исследовательские проекты учащихся старших классов//География, № 28/2000, с. 5—6. — (Материалы научно-практической конференции «Новые технологии в преподавании географии»).