Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №34/2001

Место

Чаплыгин — Раненбург

В.И. ЕВДОКИМОВ

Герб Раненбурга, утвержденный в 1781 г.
Герб Раненбурга, утвержденный в 1781 г.
Вверху — часть герба Рязанской губернии (город издавна был в южных рязанских пределах; лишь с превращением в 1954 г. Липецка в областной центр Раненбург поменял свой административный адрес и стал частью новоявленной Липецкой области*). В нижней части щита — «яблонного дерева ветви с плодами, каковыми сей город изобилует»

 

Река Становая Ряса — один из путей, соединявших волжский бассейн с Донским, ведущий фактор географического положения города
Река Становая Ряса — один из путей, соединявших волжский бассейн с Донским, ведущий фактор географического положения города

 

Троицкий собор (1818) с колокольней (1838)
Троицкий собор (1818) с колокольней (1838)

 

Северная окраина Чаплыгина. Павильон на конечной остановке городского автобуса оформлен с претензией на глобальную центральность: «Все дороги ведут в Раненбург»
Северная окраина Чаплыгина. Павильон на конечной остановке городского автобуса оформлен с претензией на глобальную центральность: «Все дороги ведут в Раненбург»

 

Краеведческий музей в здании церкви конца XVIII в.
Краеведческий музей в здании церкви конца XVIII в.

 

Железнодорожная станция сохранила название Раненбург
Железнодорожная станция сохранила название Раненбург, хотя город и переименован в Чаплыгин. Хорошо, что у нас есть разные ведомства и каждое живет со своей топонимикой. Благодаря МПС мы, например, сохраняли в своем лексиконе названия Оренбург и Пермь, когда города были Чкаловом и Молотовом. Благодаря тому же МПС мы храним сегодня память о М.И. Калинине, хотя «его» город опять стал Тверью

 

Клуб «Катюша»
Клуб «Катюша»

 

Мемориальный паровоз возле железнодорожного переезда
Мемориальный паровоз возле железнодорожного переезда

 

Южная окраина города
Южная окраина города, ул. Советская. Вдали — Троицкий собор

Официально считается, что поселение здесь образовалось в царствование Алексея Михайловича, в 1648 г. — в тот самый год, когда произошло восстание посадских людей в Москве. Возникло оно на старинном пути с Оки на Дон, а именно: Ока—Проня—Ранова—Хупта—Рясский волок—Становая Ряса—Воронеж—Дон. Поселение было названо Усть Становых Ряс. Контролировало же Рясский волок село Якимец, расположенное на Хупте (ныне села Нижний и Верхний Якимец — фактически окраина рязанского поселка Александро-Невский). Во времена Золотой Орды здесь ставили на колеса ладьи, струги, челны и перевозили их лошадьми в Становую Рясу, по которой и плыли в низовья Дона, в Чepкaccк (нынe станица Cтapoчepкaccкaя). Возвращались посуху, продав суда. Рясский волок был частью гигантской единой водной системы, соединяющей Волгу, Северную и Западную Двины, Дон.

Усть Становых Ряс — название внешнее, по местности. Всего Ряс здесь пять: Становая (главная) с последовательно впадающими в нее справа — просто Рясой, Ягодной Рясой с ее притоком Гущиной Рясой и, наконец, Раковой Рясой. Позже село стало называться Слободское, что свидетельствует о том, что у жителей, занимавшихся ремеслом, огороды и сады были, а пашни не было.

Петр I очень хотел соединить регулярным водным путем бассейны рек Волги и Дона**, и обновленному, обустроенному Рясскому волоку отводилась в его планах существенная роль. С 1702 г. село Слободское превращается в город Ораниенбург, здесь уже стоит дом фаворита Петpa — князя А.Д. Меншикова, с 1703 г. — еще и крепость***. Однако место оказалось неудобным.

Крепость не сохранилась. В 1834 г. Раненбургом провозили семилетнего Петра Семенова — будущего Тян-Шанского, впоследствии он вспоминал дом Меншикова как «довольно мрачный двухэтажный дом», в котором тогда располагалась тюрьма. Дом тоже не сохранился, но сейчас восстанавливается заново.

Раненбург расположен недалеко от центра, внутри треугольника Рязань—Липецк—Тамбов. Однако интереснее его положение практически в центре окружности, образуемой тремя великими русскими реками — Днепром, Волгой и Доном. Город, таким образом, оказывается равноудаленным от базовых очагов освоения территории, привязанных к этим водным артериям

 

Раненбург расположен недалеко от центра, внутри треугольника Рязань—Липецк—Тамбов. Однако интереснее его положение практически в центре окружности, образуемой тремя великими русскими реками — Днепром, Волгой и Доном. Город, таким образом, оказывается равноудаленным от базовых очагов освоения территории, привязанных к этим водным артериям****
Картосхема из еженедельника «География», № 46/94

Вот так начинался город Ораниенбург*****, название которого трансформировалось в интеллигентное Раненбург, пройдя через простонародные Амбур (Анбур) и Рамбов (Ранбов).

В 1948 г. Раненбург переименовывается в честь великого земляка — Сергея Александровича Чаплыгина (1869—1942) — основоположника современной гидроаэродинамики, одного из создателей знаменитого ЦАГИ******, крупного специалиста в области математики и теоретической механики. Название же железнодорожной станции осталось прежним — Раненбург.

Рясский волок прочно забыт. Раненбург теперь станция на Юго-Восточной железной дороге, а Чаплыгин — районный центр Липецкой области. Агрегатный завод, крахмальный завод, вспомогательные производства.

Город на диво разнообразный, там ощущаешь себя то где-то на курорте (только Эльбруса на горизонте нe хватает), то вдруг на рабочей окраине Казани или Электростали; то будто в одном из чистеньких прибалтийских городков, хотя быстро спохватываешься, потому что в Чаплыгине хорошо заметно, что здесь живут трудящиеся люди. Да-да, давний слободской дух здесь вполне ощутим уже хотя бы потому, что на улицах чисто и не нарочито, а так — потому что принято.

Естественное знакомство с городом — пешее путешествие с севера на юг. Оно начинается от улицы Лучки, от хвастливой ротондообразной палатки на конечной автобусной остановке — у разворотной площадки городского маршрута. Полусферу этой ротонды хорошо видно из окон поездов железной дороги, и пассажиры вдруг понимают, куда ведут все дороги и откуда вообще пошла русская земля. Дальнейший путь — широкая, застроенная частными домами улица Энгельса — зеленая, с обязательными водоразборными колонками.

Приехавшего в Чаплыгин с севера удивляет какая-то непривычно пышная зелень: кусты, деревья — все будто обычное, но богатое. Чаплыгин — южный город. Пирамидальные тополя, бархотки, каштаны. И сальвии — это окультуренный шалфей. Эти сочные, багряно-красные цветы — безусловная слабость чаплыгинцев. Они везде, где только есть возможность устроить цветник (благо, что рвать их бессмысленно — сорванные, они сразу вянут). Густая зелень и сочные сальвии вдруг напоминают о самых что ни на есть русских цветах — красном и зеленом.

Центр Чаплыгина начинается почтовым отделением, фонтаном с дельфинами и замечательным парком. Он восстанавливается, а восстанавливать есть что: грот, колоннада, дом Меншикова, аллеи, фонтан. Далее — прекрасный мемориал погибшим в Великой Отечественной войне (12 чаплыгинцев стали тогда Героями Советского Союза), великолепный ряд общественных зданий. Это — купеческое и мещанское прошлое, любовно сохраненное и поддерживаемое в образцовом состоянии: сандрики, пилоны, ниши. эти архитектурные излишества придают Чаплыгину оттенок местной столичности. Замыкает центр громадный Троицкий собор — на ярком солнце ослепительно сияют стены и горят кресты. (Такие кресты — «крест в круге» — у нас в прессе почему-то называют «кельтскими», хотя на Руси они известны давно — достаточно посмотреть на старые кладбища или взглянуть на нательный крестик. Крест — символ Христа, а круг — Солнца, зримое всеми подтверждение идеи обязательного Воскресения.)

Напротив собора, как и водится, базар. До обеда, когда торгуют своим (помидоры, огурцы, зелень и т. п.), базар вполне русский. Замечательная выпечка.

Далее на юг — мост через Становую Рясу, реку плавную, с густо заросшими берегами. С утра в ней плавают гуси, а на берегу с хворостинками их караулят юные пастушки’ и пасту’шки.

За мостом — современный город, уставленная пятиэтажками улица Советская. А совсем на окраине — симбиоз города и слободы: пятиэтажные дома с удобствами, проезжая часть, тротуары, палисадники, лавочки, а через тротуар — дубки, за дубками огороды. Земля здесь на зависть — чернозем. Картошка с кулак, укроп (нa семена, конечно) в рост. Помидоры — настоящие, крепкие, сочные, с пасленовым привкусом времен детства. Поодаль — гаражи и сараи.

Город кончается, улица переходит в шоссе. Направо — Дубовое, налево — знаменитый Снежеток. Снежеток — это громадные яблоневые сады, куда осенью приезжают за урожаем по железной дороге любители яблок******* со всей округи, включая Рязанскую область.

...На железнодорожной станции тихо. Поезда на юг идут утром, на север — вечером. Рядом — типичный для российской глубинки деревянный автовокзал. Можно взять билет и уехать совсем далеко в глушь, глядя в окно на кленовые и тополиные лесопосадки, желтые поля горчицы и далекое небо во все стороны.

Междуречье Дона и Оки — нельзя в этих местах сиднем сидеть, хочется за горизонт!


* Cм.: С.А. Тархов. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет//География, № 28/2001, с. 5. — Здесь и далее прим. ред.

** О вариантах око-донского водного пути (и, в частности, о попытке создать канал в районе нынешнего Новомосковска Тульской обл.) см.: В.П. Семенов. Око-Дон//География, № 31/97, с. 1, 3.

*** Напомним: принято считать, что после смерти Петра I Меншиков хотел вывезти в принадлежащую ему Раненбургскую крепость малолетнего Петра II, чтобы подчинить его своему безраздельному влиянию. Так что Раненбург едва не стал местопребыванием монарха и, соответственно, русской столицей. Честолюбивым планам светлейшего не суждено было сбыться, и в 1727 г. он сам оказался в Раненбурге в ссылке (а десятилетие спустя сюда была сослана Анна Леопольдовна).

**** Cм.: С.В. Рогачев. Центр реки. Моделирование развития территории в измененных географических условиях. [Задание заочной олимпиады]//География, № 46/94, с. 8.

***** Ораниенбург буквально означает апельсиновая крепость, апельсиновый город. Некоторые исследователи пытались трактовать название буквально, выводя его от якобы существовавших здесь при Меншикове оранжерей. Однако подтверждений тому нет. Скорее всего название попросту заимствовано — а обезьянничать у Европы среди птенцов гнезда Петрова было очень принято — у одноименного германского города близ Берлина. — Здесь и далее прим. ред.

****** О Центральном аэрогидродинамическом институте в подмосковном городе Жуковском см.: А.А. Агирречу. Наукограды России//География, № 24/2001, с. 13, 15.

******* Старинный «яблочный» герб, как видим, — все еще актуальный символ.