Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №35/2001

Из новой книги

Азиатско-Тихоокеанский регион в мировом хозяйстве*

В.П. МАКСАКОВСКИЙ

Аомэнь ночью. В ближайшие десятилетия по объему ВВП Китай выйдет на первое место в мире
Аомэнь ночью. В ближайшие десятилетия по объему ВВП Китай выйдет на первое место в мире

 

В.П. Максаковский

В.П. Максаковский — выпускник географического факультета МГУ (1950) и аспирантуры при нем (1953), ученик И.А. Витвера и И.М. Маергойза. С 1953 г. непрерывно работает в МПГУ, в 1959—1965 гг. был деканом факультета, с 1968 г. заведует кафедрой экономической и социальной географии.

Автор около 600 печатных работ, среди которых монографии, программы, учебники и учебные пособия для средней и высшей школы, научно-популярные книги. Только за последние пять-шесть лет им были написаны: новое, коренным образом переработанное издание учебника «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса, трехтомная «Географическая картина мира», «Историческая география мира», «Географическая культура», «Всемирное культурное наследие». В настоящее время автор работает над новым изданием «Географической картины мира».

Владимир Павлович — дважды удостоен Государственной премии (1977, 1987). Он также лауреат премии Президента РФ в области образования (1997). Почетный член Географических обществ России, Болгарии, Чехии. Участник Великой Отечественной войны.

Полиструктурная пространственная модель мирового хозяйства не только не исключает, но, напротив, в некоторой мере предполагает перемещение главного «центра тяжести» этого хозяйства из одного региона в другой. Уже говорилось о европейском, затем североамериканском «центре тяжести» («центре силы») мирового хозяйства. В последнее же время все больше говорят и пишут о той новой роли, которую начинает играть в нем обширный Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Поэтому все чаще можно встретить такие выражения, как «наступление тихоокеанской эры», «тихоокеанского столетия».

Собственно говоря, подобные прогнозы делали и раньше. Сошлемся хотя бы на К. Маркса, который еще полтора века назад писал о том, что Тихий океан «будет играть такую же роль, какую теперь играет Атлантический океан, а в древности и в средние века Средиземное море — роль великого водного пути для мировых сношений». А.И. Герцен в «Былом и думах» написал о Тихом океане как о Средиземном море будущего. Д.И. Менделеев в «Заветных мыслях» также отметил великое будущее Тихого океана, добавив, что «там началась ярмарка новой мировой жизни, и впереди виден ее разгар». А русский географ А.И. Воейков написал специальную работу под названием «Будет ли Тихий океан главным торговым путем земного шара», причем на этот вопрос он ответил утвердительно.

О будущем Азиатско-Тихоокеанского региона снова заговорили в начале второй половины ХХ в., когда его страны стали развиваться с особым динамизмом. Причин для этого было несколько. Во-первых, наличие огромных по количеству и в то же время достаточно высококачественных трудовых ресурсов. Во-вторых, наличие огромных и разнообразных природных богатств. Если иметь в виду только полезные ископаемые, то по олову запасы стран АТР достигают 90% мировых, по каменному углю, меди, урану — составляют 50—70%, по железной руде — 40% и т. д. В-третьих, это особые выгоды экономико-географического положения — выход к дешевым морским путям, наличие не только прибрежных стран, но и стран-архипелагов и др. В-четвертых, это особое умение некоторых стран региона ориентироваться на новейшие достижения НТР и широко использовать их в своей практике, применяя так называемую диффузию нововведений. Не случайно именно Азиатско-Тихоокеанский регион стал родиной стран новой индустриализации.

В результате умелого использования всех этих предпосылок во второй половине ХХ в. страны АТР вышли на многие ведущие позиции в мировом хозяйстве. Хотя цифровые данные по странам АТР часто бывают противоречивыми, все же большинство подсчетов свидетельствует о том, что в конце 90-х годов на их долю приходилось около 50% мирового населения, около 60% мирового ВВП и 40—45% мировой торговли. Здесь выпускают порядка 70% всех автомобилей, морских судов, синтетических волокон, 60% пластмасс, более 50% алюминия и стали.

Расхождения в цифровых показателях, относящихся к АТР, иногда большие, связаны в том числе и с нечеткостью в пространственном определении самого этого понятия. Хотя в первом приближении к странам АТР следовало бы относить государства, располагающиеся по периметру Тихого океана, в состав региона нередко включают Индию, Шри-Ланку, некоторые другие страны не Тихого, а Индийского океана. Нет ясности и в отношении ряда других стран. Вот почему разные авторы относят к АТР от 12 до 61 страны! В китайской экономической литературе можно встретить указание на 32 страны. Кроме того, возникает вполне естественный вопрос: нужно ли в состав АТР включать всю территорию России или следует ограничиться только Дальним Востоком? Тот же вопрос относится и к США (вся территория страны или только Тихоокеанские штаты), и к Канаде. Все эти подходы настолько различны, что некоторые отечественные авторы в последнее время вообще объявили само существование АТР «мифом».

При такой огромности АТР в его пределах принято выделять подрайоны, или подсистемы. В более укрупненном виде это азиатская, североамериканская, южноамериканская, океанская подсистемы. Чаще выделяют страны Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Океании. Иногда иерархию стран АТР производят на основе их экономической мощи: выделяют государства верхнего эшелона (США, Япония, Китай, Россия), среднего эшелона (Австралия, Новая Зеландия, НИС Азии, большинство стран АСЕАН) и низшего эшелона (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, страны Латинской Америки и Океании).

Такой подход весьма интересен и с историко-географических позиций. Ведь экономическое развитие стран АТР в послевоенную эпоху происходило не синхронно, и это дает право некоторым отечественным авторам выделять в нем по крайней мере четыре последовательные фазы, волны. Первая из этих волн, начавшаяся в 60-х годах ХХ в., была связана главным образом с очень быстрым экономическим ростом Японии, вступившей в полосу своего экономического чуда. Вторая волна, охватившая 70-е годы, отражала стремительный взлет новых индустриальных стран, своего рода прыжок знаменитых азиатских «тигров», пришедшаяся на 80-е годы, охватила прежде всего страны АСЕАН, которые фактически сформировали второй эшелон азиатских новых индустриальных стран. Наконец, четвертая волна, отчетливо обозначившаяся в 90-е годы, проходит под знаком бурного роста Китая.

Согласно прогнозам, такой рост будет продолжаться и в первые десятилетия XXI в. Так, один из прогнозов, составленных в США, исходит из того, что в 2020 г. все крупнейшие экономики мира будут находиться в АТР. При этом на первое место по объему ВВП выйдет Китай (20 трлн долл.).
Второе место займут США (13,5), третье — Япония (5), четвертое — Индия (4,8), пятое — Индонезия (4,2), шестое — Южная Корея (3,4) и седьмое — Таиланд (2,4 трлн).

В торговле с другими странами АТР Россия стабильно имеет положительный торговый баланс. Пока на рынках этих стран она реализует преимущественно топливно-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего Востока, получая взамен различную готовую продукцию, но этот тип внешнеэкономических связей в дальнейшем должен быть пересмотрен. Много внимания должно быть уделено и развитию инфраструктуры, которая ныне сильно отстает от требований времени. Особую роль при этом играет и будет играть Дальневосточный регион России — огромный по площади, богатый ресурсами и, главное, обеспечивающий естественный выход России к «тихоокеанскому кольцу». В 90-х годах уже половина всего товарооборота России со странами АТР приходилась на Дальний Восток.


* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».