Я иду на урок |
Урок-аукцион
З.А. ХУСАИНОВ,
учитель татарской гимназии № 4
г. Казань
Цель:
при изучении темы использовать знания татарского народа о природе, обобщить и углубить пройденный материал;
определить отношение татарского народа к водоемам и на основе народных знаний о природе формировать экологическую культуру учащихся.
Оборудование:
физическая карта России, Татарстана, таблицы, фрагменты видеофильма «Идел» («Волга»), видеозапись песни «Идель» народной артистки Республики Татарстан Гульзады Сафиуллиной (фрагмент), бутылка Ижевской минеральной воды «Шифылы су», гонг и молоточек.
Учитель начинает урок с сообщения о том, что данный урок необычный, это урок-аукцион. Слово «аукцион» произошло от греческого «ауктио» — продажа с публичного торга, способ продажи некоторых товаров, при котором товар предварительно выставляют для осмотра. В форме аукциона производится продажа имущества неплатежеспособных должников.
У нас сегодня продаваемый товар пока оставляется в тайне до конца урока. Для приобретения этого товара вы все должны показать свои знания. Ваши знания будут оцениваться жетонами разной стоимости.
Учитель будет раздавать жетоны ученикам в течение урока, по мере правильности их ответов. У учеников накопится определенная сумма, и они смогут приобрести данный товар на свои деньги.
Для проведения аукциона с каждого ряда выбирается один ученик. Они в конце урока собирают жетоны и суммируют.
Учитель предлагает учащимся решить кроссворд:
1. Безне чолгап алган терек hм терек булмаган днья — Окружающий нас живой мир (табигать).
2. Иделнен, сул кушылдыгы — Левый приток Волги (Кама).
3. Вятка елгасынынн, борынгы татарча атамасы — Древнетатарское название Вятки (Нократ).
4. Каманынн, сул кушылдыгы — Левый приток Камы (Агыйдел).
5. Казаннынн, Киров районындагы куле — Озеро в Кировском районе Казани (Тирн).
6. Казан каласы аркылы агучы елга — Река, протекающая через Казань (Казансу).
7. Кама алдынынн, тп елгаларыннан берсе — Одна из основных рек Предкамья (Тойма).
8. Кама елгасынынн, борынгы татарча атамасы — Древнетатарское название реки Камы (Чулман).
9. Агыйделненн, сул кушылдыгы — Левый приток реки Белой (Сн).
Учащиеся решают данный кроссворд, используя знания из пройденного материала, в течение 10 минут. За каждый ответ ученик получает жетон.
Для актуализации урока и введения дополнительного материала учитель ставит перед учащимися вопрос: «Какие вы знаете народные пословицы и поговорки о Волге?»
Ответы учащихся:
«Идел суы буйлары — брктле жир» — «Приволжские берега — земля благодатная».
«Идел кичми — ил булмас» — «Не переплывешь Волгу — Родину не увидишь».
«Илг таянган — Идел кичр» — «Волгу переплывет тот, кто опирается на народ».
«Идел суын бер эчкн, ян бер эчми калмас» — «Попробовавший однажды воду из Волги, не забудет ее никогда».
Учащиеся раскрывают содержание и идейное значение этих пословиц.
Ответы учащихся оцениваются жетонами.
Учащимся показывается фрагмент видеофильма «Идел» («Волга»). Любуясь волжским пейзажем, красотой и величием реки, они слушают татарскую народную песню о Волге. Пейзаж и песня оставляют у них неизгладимое впечатление о красоте родной природы.
Отдельным учащимся было задано на дом выявить источники загрязнения и экологические проблемы Волги, используя материалы периодической печати. Ответы учащихся были такими:
«Сегодня одной из актуальных проблем является охрана вод Волги. По нашей республике она протекает на протяжении 180 км и загрязняется из 314 мест. Если так будет продолжаться, по подсчетам ученых, на территории региона Волги возникнет угроза экологической катастрофы.
Сегодня на каждого жителя Казани
расходуется 315 литров воды в сутки.
А как мы знаем, для питья и еды человеку в сутки
требуется 2—3 литра воды. Каждый житель, учитывая
это, должен бережно относиться к водам
республики».
Далее учащиеся рассказывают о своем участии в «экологическом десанте», очистке берегов Волги и Казанки в районе Кировской дамбы и Ленинского моста.
Теоретический материал учащиеся связывают с практической деятельностью по облагораживанию родной природы.
За свои ответы они получают жетоны.
Учитель, продолжая урок, задает учащимся следующий вопрос: «Как вы думаете, какая вода в Татарстане самая ценная?»
После рассуждений учащиеся приходят к ответу:
Ижевская минеральная вода «Шифалы су».
Товар на виду. Однако учитель не спешит реализовать его. Он задает учащимся следующий вопрос: «Какие знания татарского народа о воде отражены в пословицах, поговорках, потехах, легендах?»
Учащиеся приводят известные им примеры, раскрывают значение воды для жизни человека.
Счетная комиссия подводит итоги, выясняя, какой ряд набрал больше жетонов.
Учитель молоточком ударяет в гонг и начинает счет.
Последний удар гонга решает судьбу товара — минеральной воды «Шифалы су».