Карта |
Картографы каменного века
Карта северной части Гудзонова залива и западного берега острова Саутгемптон, сделанная эскимосом во второй половине XIX в.
«География есть наука изобразительная, зрительных представлений, зрительной памяти. Географом может быть только тот, кто, зажмурив глаза, способен более или менее ясно представить себе размещение предметов в пространстве — направо, налево, вверх, вниз, и притом с соблюдением относительной величины расстояний между ними — представить более или менее ярко себе их природные сочетания в линиях, формах, красках, то есть, в сущности, проделать в голове ту же самую работу, которую производит на полотне или бумаге художник».
Это извлечение из работы В.П. Семенова-Тян-Шанского «Район и страна». Еще совсем недавно (в историческом плане), до широких контактов с европейцами, до периода ружей, огненной воды и паровых двигателей, перечисленными качествами в полной мере обладали малочисленные народы, живущие в тайге и по берегам Северного Ледовитого океана. Для аборигена понятие «дом» означает не только конкретный чум или ярангу, не только стойбище, куда он придет после охоты или рыбной ловли, не только место предстоящей зимовки. Для него дом — вся дикая природа, мать-кормилица, все те местности, где он бывал от рождения, которые он освоил, знает так же хорошо, как горожанин свою квартиру.
В 1927 г. В.К. Арсеньев пересек хребет Сихотэ-Алинь, двигаясь из Советской Гавани в Хабаровск. В этой экспедиции его сопровождали орочи*. О них Арсеньев пишет следующее: «Только обитатели лесов способны в темную безлунную ночь ходить по тайге, заваленной колодником, взбираться на кручи и карабкаться по карнизам, где и днем-то идешь все время с опаской. Я всегда удивлялся их способности держать в темноте верное направление. Потому ли, что они ночью видят лучше, чем европейцы, или потому, что обладают особым чувством ориентировки, но во всяком случае ни ночная тьма, ни дождь, ни пересеченная местность препятствиями им не служат».
Любопытно, что никому из орочей — спутников Арсеньева не приходилось раньше бывать в верховьях реки Тутто, через которую проходил маршрут экспедиции.
Здесь уместно вспомнить о книге И.И. Мечникова «Этюды оптимизма», где сказано о том, что иногда слепые, особенно рано потерявшие зрение, обладают шестым чувством — чувством препятствия. Это чувство существует не у одних слепых. Зрячие тоже могут обладать им и развивать его путем упражнений.
«Действительность существования чувства препятствия основана на точных фактах и не подлежит сомнению», — заключает Мечников.
Не одни орочи обладают удивительной способностью ориентирования «с завязанными глазами». По свидетельству шведского полярного исследователя А. Норденшельда (1832—1854), чукчи прекрасно ориентируются даже в сплошном тумане, а исследователь Сибири академик А.Ф. Миддендорф (1815—1894) признал: умение ненцев ориентироваться «пристыдило меня со всеми моими сведениями и приборами».
Старик-якут, побывавший в китайской Даурии всего один раз, описал Миддендорфу не только все реки, речки и ручейки, но снабдил свое сообщение числом дней, необходимых для пути. Притом все объекты имели названия. Вывод, который сделал академик, таков: «Стоит якутам побывать где-нибудь хоть раз, и они запомнят место навсегда».
Точно таким же качеством обладают эскимосы Гренландии. Польские полярники Алина и Чеслав Центкевичи дали им завидную характеристику: «Эскимосы никак не могут понять, как можно забыть что-либо раз увиденное или услышанное».
Итальянский художник Гвидо Боджиани назвал североамериканских индейцев племени шамукоко «живыми компасами». Они уверенно ориентируются в самой густой лесной чаще.
Многие путешественники-европейцы с восторгом писали о том, как необычайно обострены все пять органов чувств малочисленных аборигенов разных стран. Наш соотечественник академик Л.С. Берг (1876—1950) и исследователь Восточной Африки англичанин Генри Стэнли (1841—1904), не сговариваясь, пишут, что острота зрения аборигенов юга Западной Сибири и Восточной Африки не уступает хорошему биноклю. Высокая острота зрения может сочетаться с богатством цветовой гаммы. Язык австралийских аборигенов Квинсленда насчитывает 70 наименований цветов и цветовых оттенков.
Слух у малочисленных народов-следопытов тоже отменный. Этнограф В.Г. Богораз, автор большой работы о чукчах, сообщает, что слабые звуки улавливаются ими на расстоянии в несколько верст.
Чукчи считают, что каждый человек имеет свой запах, который переходит на принадлежащие ему вещи. По запаху вещей можно установить их владельца.
Выработка способности к ориентированию происходит при ежедневном общении с природой. С раннего возраста упражняется память, появляется привычка фиксировать дорогу к дому, запоминать местность, по которой приходится передвигаться.
При запоминании дороги к зрительной памяти присоединяется слуховая — туземец-путешественник поет о том, что видит, создает импровизированную песню-карту.
Американский писатель Э. Сетон-Томпсон пишет, как индейцы тренируют зрительную память. На земле рисуют два квадрата, расчерченных на 25 маленьких квадратиков. Затем на одном из больших квадратов раскладывают пять камешков, и он закрывается. После этого второй игрок должен расставить «фишки», повторив их расположение в пределах закрытого большого квадрата.
Испытание остроты зрения проводится так. На квадрате в разных местах прикалывают шесть черных кружочков по полдюйма* и относят его на сто шагов. Испытуемый берет пустой квадрат и приближается к первому до тех пор, пока он сможет приколоть свои кружочки в тех же самых местах. Если это будет сделано за 75 шагов, испытуемый молодец.
Аборигены ориентируются по небесным светилам, рельефу, ветрам, растительности. В качестве «компасных» растений чаще всего используются кустарники и лишайники, причем не лишайники вообще, а разные виды их. Не всегда бывает достаточно естественных ориентиров; в дописьменный период в дополнение к ним использовались искусственные: кучи камней, воткнутые в землю наклонные шесты, зарубки на деревьях. Эти «дорожные знаки» содержали разную информацию — показывали направление пути, предупреждали об опасностях, сообщали, кто прошел («личные клейма»). Это были своего рода письма дописьменного периода.
Многие путешественники сообщают о способностях туземцев быстро набросать на песке или на снегу с помощью палки или просто пальцем карту. Главными элементами таких карт являются гидросеть (вплоть до мелких ручьев), водоразделы, береговые линии моря и больших озер. Кроме того, показываются стойбища, озера, тропы, броды, заметные горные вершины и т. п. Расстояния измеряются днями пути.
Конечно, с наибольшей подробностью изображаются окрестности жилища автора карты. Особенно детальны произведения эскимосов, которых называют прирожденными картографами.
Особую группу составляют рельефные карты. В 1825 г. свидетелем создания такой карты был американский исследователь Аляски Фредерик Бичи. Вот что он пишет: «Сначала они провели по песку береговую линию, разбили ее на равные участки — дневные переходы. Затем наметили хребты песком, песком и камнями изобразили острова... Когда горы и острова были оконтурены, обозначили деревни и рыболовные стоянки рядом палочек, воткнутых в землю. Таким образом получилось подражание действительности... Со стороны все это напоминало детскую игру с песком, но в результате появился полный топографический план берега».
Такие карты, когда их создатели выступают в роли Гулливера в Стране лилипутов, наиболее ценимы эскимосами. Они, как подражание природе, более верны, чем плоские изображения. Пользователь обозревает местность как бы с высоты птичьего полета.
Наряду с картами «разового пользования» на песке, известны карты на прочных материалах — кости, дереве, коже. Обычно они охватывают большую территорию, содержат значительное количество (десятки) объектов, снабжены рисунками (киты, охотники, плавающие льдины).
Одна из самых древних в мире карт, согласно радиоуглеродному датированию, имеет возраст 14—15 тыс. лет. Она нацарапана на обломке бивня мамонта, найденного в 1965 г. в селе Межирич (Черкасская обл., Украина).
Многие малочисленные племена испытывают необходимость сохранения своих исторических корней, информационного наследия реальных и мифических предков. Например, индейцы сиу в Северной Америке записывали свои хроники на шестах, пользуясь мнемоническими средствами. Неокрашенные зарубки означали годы, а расположенные рядом окрашенные — важные события, случившиеся в том или ином году: засухи, наводнения, землетрясения и т. п. Старики говорят, что такими зарубками записана история сиу за последнее тысячелетие.
Задолго до изобретения письменности путешественники и картографы каменного века побывали в тех неведомых землях, которые еще предстояло открыть в эпоху Великих географических открытий.
* Орочи (самоназвание нани) —
этнографическая группа, живущая в Хабаровском
крае. По языку относятся к тунгусо-маньчжурской
группе. В 1989 г. их численность была около 900 чел.
* 1 дюйм = 2,5 см.