Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №39/2001

Урок толерантности

Вклад Беринга в исследование России

В.И. Беринг
В.И. Беринг
1681—1741

Капитан-командор российского флота Витус Ионассен Беринг родился в 1681 г. в небольшом датском городке Хорсенсе в родовитой, но обедневшей семье. Еще юношей он связал свою жизнь с морем, совершил дальнее плавание в Ост-Индию на голландском корабле, учился в морском корпусе в Амстердаме и закончил его в 1703 г. Годом позже молодой моряк был приглашен на русскую службу сподвижником Петра I вице-адмиралом К. Крюйсом и вскоре был зачислен на флот в чине унтер-лейтенанта. Россия тогда переживала бурную эпоху петровских преобразований и сильно нуждалась в образованных и опытных специалистах. Особенно остро стояла проблема офицерского состава для совсем еще юного русского флота. Беринг был одним из многих сотен иностранцев, приехавших по приглашению Петра I и связавших всю свою дальнейшую судьбу с судьбой России, ставшей для многих второй родиной.

Звезда Беринга взошла поздно. Его час пробил только через двадцать лет, проведенных на русской службе. Решив организовать экспедицию на Камчатку, Петр I приказал подобрать для нее руководителя из опытных морских офицеров, и среди возможных кандидатов было названо имя знакомого ему лично Беринга. В конце 1724 г. Беринг был произведен в капитаны 10-го ранга (повышение в чине получили все офицеры, назначенные в экспедицию) и утвержден руководителем предприятия, впоследствии вошедшего в историю под названием Первой Камчатской экспедиции.

В те годы никто не мог сказать ничего определенного о северо-восточных окраинах Российской империи. Понятие «Камчатка» было скорее не названием географического объекта, а символом чего-то необыкновенно далекого, затерянного в невероятной глуши. Берингу предстояло развеять, насколько возможно, мрак этой неизвестности.

В феврале 1725 г. длинный экспедиционный обоз покинул Петербург и отправился в дальний путь. Везти с собой приходилось практически все: одежду и обувь, муку и крупы, геодезические и навигационные инструменты, порох, пушки и ядра, посуду, топоры и гвозди, парусину, снасти и якоря для будущего корабля, который предстояло построить на далекой Камчатке. Путь был невероятно труден. Тяготы бездорожья усугублялись неприязнью местных властей, для которых новая царская затея была лишней обузой.

О том, что пришлось испытать на пути от Якутска до Охотска, можно представить, прочитав строчки из рапорта Беринга в Адмиралтейств-коллегию: «...Идучи путем, оголодала вся команда и от такого голоду ели лошадиное мертвое мясо, сумы сыромятные и всякие сырые кожи, платья и обувь кожаные, а материалы оставили все на дороге в 4 местах, понеже по оному пути вблизости жителей никаких не имеется». Только через два года, проделав огромный путь в 9000 км, экспедиция прибыла в Охотск.

Летом 1727 г. команда Беринга переправилась через Охотское море на западный берег Камчатки в Большерецкий острог, откуда частью в лодках по рекам, частью на собачьих упряжках к весне следующего года достигла Нижне-Камчатска. Там был построен одномачтовый палубный бот «Св. Гавриил», и на нем 13 июля 1728 г. началось знаменитое плавание. Помощниками Беринга были лейтенанты А.И. Чириков и М.П. Шпанберг и мичман П.А. Чаплин. Всего на борту находилось 44 человека, запасов было взято из расчета на шесть месяцев.

Люди, исполнявшие волю покойного императора Петра I по снаряжению Камчатской экспедиции, предполагали, что к северу от Камчатки азиатское и американское побережья соединяются перешейком. Берингу было приказано исследовать это побережье, следуя вдоль него, дойти до европейских владений в Америке и, составив карту, возвращаться в Петербург. Исполнительный Беринг стремился в точности следовать инструкции. Он вел корабль на север, стараясь не терять из виду берега, тянувшегося по левому борту. Погода стояла пасмурная, туманная, с частыми дождями. При каждом удобном случае вахтенные офицеры определяли координаты судна, вели прокладку курса, брали пеленги приметных вершин, мысов и наносили их на карту. Это была первая карта камчатских и чукотских побережий, составлявшаяся на местности, в тесной корабельной каюте, а не в уютной тиши картографической мастерской. Бот «Св. Гавриил» был первым кораблем российского флота, вышедшим на просторы Тихого океана под Андреевским флагом.

13 августа бот пересек полярный круг, а берег не только не склонялся к востоку, но, напротив, повернул к северо-западу и растворился в туманной дымке. Вопреки предположениям, Азия и Америка не соединялись. Беринг собрал офицеров на совет и предложил решить, что делать дальше. Алексей Чириков настаивал на продолжении плавания к северу, Мартын Шпанберг высказался за возвращение. Сам Беринг, опасаясь осенней штормовой погоды и льдов, более склонялся к мнению последнего. Бот достиг северной широты 67° 24ў на 168-м западном меридиане, когда решено было повернуть обратно. На обратном пути были открыты острова Диомида. 2 сентября «Св. Гавриил» благополучно вернулся к устью реки Камчатки. Исторический рейс завершился.

Если на современную карту нанести самую северную точку, достигнутую «Св. Гавриилом», становится очевидным, что бот прошел проливом между Чукоткой и Аляской и оказался в Чукотском море, доказав тем самым, что Азия и Америка в этом месте не соединяются. Но в первой четверти XVIII в. карты восточной окраины России были очень далеки от совершенства, карт Северо-Западной Америки вообще не существовало, поэтому достижение Беринга многими тогда было принято с осторожностью.

Весной 1730 г. Беринг представил отчет об экспедиции и карту, составленную по результатам плавания «Св. Гавриила».

Из своего беспримерного путешествия Беринг привез не только отчет о сделанных открытиях, но еще и проект новой, гораздо более обширной экспедиции. Впоследствии она осталась в истории как Вторая Камчатская; но так как Камчатка на этот раз была далеко не главным объектом исследований, более известно ее второе название — Великая Северная. Район работ новой экспедиции включал все северное побережье России от Белого моря до Чукотки, исследование внутренних районов Сибири, плавание к берегам Северо-Западной Америки, исследование Курильских островов и поиски морского пути в Японию. Окончательный план этого грандиозного предприятия был утвержден в 1732 г. Фактически главной задачей экспедиции было исследование трассы Северного морского пути от Архангельска до Камчатки и далее до Японии. Начальником был назначен капитан-командор Витус Беринг.

В подготовке прошло более четырех лет. В ноябре 1737 г. в Охотске были заложены корабли для морского отряда Беринга и Чирикова — пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел».

По распоряжению Беринга было произведено описание берегов Камчатки, в ходе которого в Авачинской губе обнаружили очень удобную гавань, названную в честь святых Петра и Павла. Беринг распорядился приступить там к закладке крепости и тем самым положил начало будущему городу Петропавловску-Камчатскому.

Из этой гавани 4 июня 1741 г. вышли в плавание пакетботы «Св. Петр», где командиром был сам Беринг, и «Св. Павел», которым командовал Чириков.

Плавание выдалось трудным.

Штормовая погода, однообразная скудная пища и большая скученность скоро привели к появлению цинги. Люди слабели, у них опухали ноги, кровоточили десны, а средств для лечения не было никаких.

К берегам Северо-Западной Америки корабли Беринга и Чирикова подошли почти одновременно: 15 июля землю увидели с борта «Св. Павла», а сутками позже и несколько севернее приблизился к земле «Св. Петр». Великое свершилось! Сразу два российских корабля открыли берега Североамериканского континента. Первые контуры Северо-Западной Америки легли на русские карты. На обратном пути были открыты и нанесены на карту еще несколько островов из группы Алеутских. «Св. Павел» возвратился в Петропавловскую гавань 10 октября.

А на корабле Беринга обстановка принимала все более трагический оборот. Свирепствовала цинга. Слег и более не вставал сам капитан-командор. Один за другим умирали матросы. Остальные были настолько изнурены, что трудно стало управлять кораблем. «Св. Петр» едва продвигался к западу. Наконец 4 ноября впереди увидели берег, надеясь, что пришло избавление. После разведки оказалось, что высадились не на камчатский берег, а на необитаемый безлесный остров. В довершение всех бед налетевшим шквалом был разбит «Св. Петр», с которого едва успели свезти на берег скудные припасы. Зимовка на неведомом берегу стала неотвратимой.

Смертельно больной капитан-командор лежал в холодной, накрытой парусиной землянке. 8 декабря 1741 г. Витус Беринг скончался.

Следующим летом уцелевшие члены экипажа Беринга (всего 31 человек) из обломков «Св. Петра» соорудили небольшое судно, на котором добрались до Петропавловска.

Вторая Камчатская экспедиция была предприятием совершенно исключительным, выдающимся. Ни до, ни после нее история открытий не знала ничего подобного по широте охвата и значительности полученных результатов.

Беринг умер, честно и до конца исполнив свой долг, на самом дальнем рубеже холодной бескрайней России, на диком берегу новооткрытого необитаемого острова, бесконечно далеко от родной Дании. Его именем названы: пролив, существование которого он доказал, море, в которое он вывел первый российский корабль под Андреевским флагом, Командорские острова и — персонально — тот из них, на котором покоится прах капитан-командора.*


* См.: М.Г. Деев. Камчатские экспедиции Витуса Беринга//География, № 4/99.

Публикация статьи произведена при поддержке программы «ЛовиОтвет». Математический решебник «ЛовиОтвет» - это бесплатная программа, которая позволит производить решение уравнений онлайн. Программа «ЛовиОтвет» выполнит математические расчеты с наглядным отображением всех этапов решения, что позволит проверить правильность решения домашних заданий, и поможет обучить школьника устному и письменному счету без использования калькулятора. Подробнее ознакомиться с программой «ЛовиОтвет» и бесплатно скачать её на свой компьютер, можно с сайта http://www.loviotvet.ru/