Урок толерантности |
«Все нации должны уважать друг друга»
|
Петр Алексеевич Кропоткин — князь, общественный и революционный деятель, мыслитель, один из идеологов анархизма, географ, естествоиспытатель, путешественник, мемуарист. Кропоткин блестяще окончил Пажеский корпус. Отказываясь от карьеры в одном из гвардейских полков, он избирает Амурское казачье войско. Сказалась в выборе и жажда новых впечатлений, и тяга к путешествиям, и стремление к независимости. В его решении слились желание продолжить образование и мечта об общественном служении. Кропоткин серьезно занялся географическими и геологическими исследованиями горных систем Восточной Сибири. В Сибири Кропоткин много путешествовал, более 70 тысяч километров сделал он на перекладных, на пароходах и плотах, в лодке, верхом и пешим. Его заметки и корреспонденции разрушали сложившийся стереотип представлений о Сибири как крае вечных снегов, пригодном лишь для ссылки, говорили о неиспользованных богатствах ее, предсказывая ей великую будущность. Исследования Кропоткина привели к пересмотру взглядов на орографию и геологическое строение Сибири, ранее предложенных А. Гумбольдтом и К. Риттером. Его работы были высоко оценены Русским географическим обществом. Отчет об Олекминско-Витимской экспедиции отмечен малой золотой медалью РГО. По возвращении в Петербург П.А. Кропоткин продолжал географические исследования, теоретически обосновал возможность существования суши между архипелагами Шпицберген и Северная Земля. Расчеты Кропоткина подтвердились в ходе экспедиции, открывшей архипелаг Земля Франца-Иосифа. Он участвовал в экспедиции в Швецию и Финляндию, на основании результатов которой разработал собственную теорию материкового оледенения и пришел к выводу о широком распространении мощного ледникового покрова на территории Евразии и Северной Америки в четвертичный период. Выводы, изложенные в работе «Исследования о ледниковом периоде», получили всеобщее признание и были подтверждены исследованиями XX в. В конце 60-х — начале 70-х годов ученый пережил своеобразный идейный кризис, в результате которого отказался от занятий «чистой наукой», решив посвятить себя служению делу переустройства общества на справедливых началах. Он выехал в Швейцарию с целью знакомства с рабочим движением и новейшими течениями западноевропейской общественной (прежде всего социалистической) мысли. Кропоткин изучал социалистическую литературу, посещал собрания русских революционных эмигрантов; переехав в Женеву, знакомился с деятельностью Русской секции 1-го Интернационала. Позднее сблизился с последователями М.А. Бакунина и другими лидерами, отчасти под их влиянием стал последователем анархизма. В это время он занялся революционной деятельностью, вступив в кружок «чайковцев». В 1874 г. его арестовали, но он совершил дерзкий побег из тюремного госпиталя, а затем эмигрировал в Европу. Кропоткин жил и работал за границей более тридцати лет. Он совмещал научную и революционную деятельность, читал лекции о революционном движении в России, написал ряд статей по географии России для Британской энциклопедии. Сотрудничал с известными журналами и газетами во Франции, Великобритании, Швейцарии, основал анархическую газету «Freedom», написал на французском и английском языках ряд сочинений по социальным вопросам. П.А. Кропоткина интересовали и проблемы школьного образования и воспитания, он хотел привлечь внимание публики к географии в школе. В журнале «The Nineteenth Century» он опубликовал статью на английском языке «Чем должна быть география»1, которая не потеряла своей актуальности и поныне. П.А. Кропоткин пишет: «География должна воспитывать с самых ранних лет, что мы все братья, к какой бы нации ни принадлежали. В наше время войн, национального самомнения, самоутверждения и шовинизма, которые умело подогреваются людьми, преследующими собственные эгоистические или классовые цели, география должна стать — насколько может это сделать школа в противовес враждебным влияниям — средством опровержения подобных предрассудков и создания иных представлений, больше отвечающих человечности. Она должна показать, что каждая нация закладывает в фундамент общего благосостояния свой собственный камень и что только очень малая часть каждой нации заинтересована в поддержании чувства национальной ненависти и шовинизма. Следует учитывать, что одна из причин, питающих шовинизм, — народы плохо знают друг друга. Мы замечаем даже различия в обычаях и традициях разных наций, в их характерах, и это мешает нам разглядеть коренное сходство между трудящимися классами всех наций, сходство, которое оказывается поразительным при более близком знакомстве. И задача географии — нести эту истину людям. География должна внушить детям, что все нации должны уважать друг друга. Она призвана также показать, что развитие каждой нации есть следствие нескольких великих естественных законов, присущих физическим и этническим особенностям региона ее обитания, что попытки других наций задержать естественный ход ее развития есть ошибка, что политические границы суть реликты варварского прошлого и что отношения между странами, их взаимовлияние суть результаты действия законов, которые также неподвластны воле отдельных людей, как законы движения планет». Кропоткин сотрудничал с французским географом Элизе Реклю в подготовке издания «Земля и люди. Всеобщая география». В 1909 г. вышел в свет его труд «Великая французская революция 1789—1793» (одновременно на французском, английском, немецком и испанском языках, позднее русский перевод), принесший ему всемирную известность. На примере революционных событий во Франции конца XVIII в. Кропоткин предпринял попытку рассмотреть экономические, политические, социальные и юридические аспекты революции, выделить общие закономерности революционного процесса и его особенности, обусловленные спецификой ситуации в стране, показать роль народных масс как основного творца истории, проследить логику развития и спектр интересов различных социальных слоев, выявить реальную суть и подоплеку политических лозунгов и мероприятий. Кропоткин оценивал революцию как закономерное явление исторического процесса, «резкий скачок вверх», конечным результатом которого должно стать полное уничтожение всех государственных институтов и учреждений. По убеждению Кропоткина, анархический коммунизм можно вводить сразу после разрушения в ходе революции старых порядков, «революция может восторжествовать лишь в том случае, если она будет направлена не на установление новых привилегий, не к завоеванию власти, а к разрушению всех форм гнета и к организации общественной жизни на началах свободы и равенства». В 1912 г. анархисты Европы, Америки и Австралии чествовали семидесятилетие своего вождя огромным количеством обращенных к нему адресов, приветственных писем, телеграмм, а также статей в разных журналах и газетах. Жизнь, казалось, была полной: семья, друзья и единомышленники, кипучая общественная деятельность, поездки с лекциями по странам Европы и Америки, уединенные научные занятия в тиши кабинета, работа в своем саду, уход за которым был одной из любимых забот. Но все это было вдали от родины, о которой Петр Алексеевич тосковал с годами все сильнее. Чувство его к России велико и сложно — в нем любовь, и печаль, и тревога, и надежды, и гордость, и боль. Родина и революция для него нераздельны: думая о России, он всегда думал о революции. В Россию П.А. Кропоткин вернулся в мае 1917 г., участвовал в работе Московского государственного совещания, в своем выступлении призвал к единению всех сил, действовавших в революции, и к войне до победного конца, предложил провозгласить Россию федеративной республикой. После октября 1917 г. он высоко оценил роль Советов, полагал, что они «должны объединить всех, кто на деле, своим собственным трудом участвует в производстве национального богатства». В последние годы своей жизни Кропоткин от анархического движения отошел, занимался научно-литературной деятельностью, работал над книгой «Этика». Умер он в Дмитрове, а похоронен в городе своего детства — Москве. Прощание с Кропоткиным стало общественным событием. В честь Кропоткина названы: горный хребет на юге Патомского нагорья и там же поселок (к северо-востоку от Бодайбо); хребет в Восточном Саяне; гора в Олекминском Становике; гора в Антарктиде. Символично, что в 1921 г. селение Романовский Хутор, расположенное на р. Кубань ниже г. Армавира, получившее при основании название по царской фамилии, было переименовано в Кропоткин — в честь ярого антигосударственника. Труды Кропоткина издавали, но главным образом — «Записки революционера». Сразу после революции вышло его собрание сочинений. В начале 90-х годов ХХ в. были опубликованы работы, посвященные философским, социологическим и этическим проблемам, а также избранные естественно-научные труды2. Публикация статьи произведена при поддержке компании «Альянс». Компания «Альянс» предлагает по низкой цене приобрести высококачественные строительные материалы. В широкий ассортимент компании входят такие товары, как пеноблоки д600, и пеноблоки других марок, строительный и облицовочный кирпич, керамзитобетонные блоки, металлопрокат, и многие другие материалы, которые позволят возвести любую конструкцию, начиная с закладки фундамента, и заканчивая отделкой крыши. Подробнее ознакомится с предложением компании «Альянс», и увидеть фотографии готовых проектов, можно по адресу http://aliansbp.ru/ 1 См. текст без сокращений в русском переводе: П.А. Кропоткин. Чем должна быть география//География, № 15—16/93, с. 4—5.2 См. также: В.И. Евдокимов. Феномен П.А. Кропоткина//География, № 5/2001, с. 3—6. |