Зона конфликта
Международные реки
С.Н. РАКОВСКИЙ
В. Браунер. Композиция
Реки, как и озера и другие акватории внутри материков, играют важную роль во многих главных природных процессах на нашей планете. Значение же их в жизни человечества на протяжении всей его истории колоссально. Примеры Нила, Волги, Хуанхэ, Янцзы, Дуная, Рейна, Днепра, Ганга, Инда, Тигра, Евфрата и многих других рек широко известны. Во многих странах главные реки с давних пор стали символами народной любви, уважения, прославлены в литературе и фольклоре, получили меткие исторические оценки. Так, например, древний Египет считают (и считал еще Геродот) ценнейшим даром Нила. Известна роль Хуанхэ и Янцзы в формировании китайской (ханьской) цивилизации, Инда и Ганга — индийской, Тигра и Евфрата — ассиро-вавилонской цивилизации. Волгу называют «рекой-матушкой», русской рекой (но и другие народы Поволжья ее признают своей рекой); вместе с тем бытует, так сказать, деловое выражение: «Волга — главная улица России». Столь же уважительны названия: «Отец Дунай», «Амур-батюшка», «Дядюшка Рейн», «Священный Ганг»1и др.
Большинство рек целиком протекают в пределах одной страны, внутри ее государственных границ. В других случаях реки составляют границу или часть границы между двумя или более государствами (странами). Река Рио-Гранде (Рио-Браво-дель-Норте), начинаясь в США, далее на протяжении 2000 км служит границей между США и Мексикой и одновременно принимается географами и историками как северная граница крупного культурного региона — Латинской Америки. В мире немало и других пограничных рек: участки Дуная служат границей между Австрией и Словакией, Румынией и Болгарией, Прута — между Румынией и Молдавией, Одера и Нейсе — между Германией и Польшей, Пянджа — между Таджикистаном и Афганистаном, Ялуцзяна — между Китаем и КНДР, Конго — между Конго и Демократической Республикой Конго и т. д. Наиболее длинная среди них — Амур (называемая в Китае Хэйлунцзяном) — граница между Россией и Китаем на протяжении 3469 км. Множество рек принадлежат своими участками двум странам (государствам), а то и нескольким. Эти реки, как все пограничные, принято считать, причем и официально, международными реками. Из многих тысяч рек в Европе, Азии, Африке и Америке таковых примерно 160—200, не считая тех, которые лишь весьма короткими участками заходят в другие страны или касаются их. /h5>
Число международных рек не остается постоянным: оно, как правило, изменяется в связи с изменениями государственных границ. Так, в последнее десятилетие, после распада СССР, СФРЮ, ЧССР, многие внутренние реки на этих территориях приобрели статус международных.
Международные реки нередко создают различные сложные проблемы взаимоотношений соседних государств. Иногда в результате медленно происходящих (десятилетиями, столетиями и т. п.) или, напротив, бурных стихийных природных процессов, явлений река сама ставит злободневные вопросы перед своими берегами, решая их на пользу или в ущерб той или другой стране. Такое случается во время наводнений, изменения русла реки, ее обмеления, увеличения или уменьшения объема стока воды, смыва островов, подмыва берегов, намыва новых островов и т. д. Например, намыв Амуром более двух десятков песчаных островов по обе стороны стрежня (главного фарватера) реки привел к спорам о принадлежности этих островов (Даманского и др.), к острому пограничному конфликту между СССР и КНР в 60-х годах, более того — к серьезному военному столкновению между ними.
В подавляющем большинстве случаев межгосударственные взаимоотношения на реках (озерах, водохранилищах и др.) — добрососедские или спорные — складываются и закрепляются юридическими актами в ходе хозяйственного (реже — иного, например, военно-стратегического) использования самих рек. Прежде всего это вопросы регулирования (распределения) ресурсов речных вод для орошения сельскохозяйственных земель, особенно остроактуальные в странах с аридным климатом, а также для промышленности, водоснабжения городов и т. д. Столь же важны вопросы судоходства, рыболовства, строительства и работы речных портов, гидроэлектростанций, каналов и других сооружений. Наконец, мир на международных реках (нередко и в соседних районах, а то и во всей стране) зависит от урегулирования пограничной охраны, взаимодействия всех других служб соседних государств.
Особенно важное значение имеет экономико- и политико-географическое положение приустьевых частей международных рек, где во многих случаях находятся города и порты, в том числе главные в странах, иногда одни из крупнейших в мире. Иногда интересы соседних стран сталкиваются именно в этих районах, у выхода к морю. Бывает, дело доходит до прямых межгосударственных вооруженных конфликтов. Так, восемь лет (1980—1988 гг.) продолжалась война между Ираком и Ираном, то есть больше, чем Вторая мировая война. Она унесла миллионы человеческих жизней и оставила огромный ущерб той и другой стране. Главные причины войны — длительное острое политическое, религиозное и экономическое соперничество Ирана и Ирака в регионе. Конкретным же поводом послужил спор между ними о прохождении границы по тальвегу реки Шатт-эль-Араб2, выводящему ее устье в Персидский залив, к Фао — главному нефтяному порту Ирака. Государства оспаривали участок площадью всего 508 км2. Ирак все же получил его в 1990 г., после заключения мирного договора, но непомерно высокой ценой.
Менее известна недавняя тяжба за выход к морю между Молдовой и приморской (дунайской) Украиной. Молдова вцепилась в свой единственный, так сказать, выход к морю — мизерный участок берега (длиной около 500 м) в устье Дуная, у селения Джурджулешты3. В конце 1996 г. она приступила к строительству там торгового порта, способного обслуживать ее экспортно-импортные операции. Однако для порта необходимо как минимум еще 4500—5000 м береговой линии на Дунае. Молдова более 6 лет безуспешно просила Украину уступить ей (на приемлемых условиях) такой участок берега. Под разными предлогами Украина отклоняла эти просьбы и лишь в начале нового века согласилась выделить Молдове (небескорыстно, судя по всему) 600 м своей береговой линии на Дунае.
В странах Среднего и Ближнего Востока, жарких и сухих, водноресурсных международных противоречий больше, чем где-либо еще. Издавна, например, постоянно портит взаимоотношения Египта и Судана, африканских соседей-гигантов, баланс регулирования стока в верхнем течении Нила (Белого Нила и Голубого Нила), то есть в Судане: от этого зависит жизнь всего Египта. Более полустолетия неизменно сохраняется остроконфликтная зависимость водоснабжения Израиля от настроения соседних арабских государств4. Известны и другие подобные примеры в Азии, Африке, Латинской Америке.
После распада Советского Союза и самороспуска СЭВ, разрушения плановой системы хозяйства на территории бывшего СССР и в Восточной Европе возникло множество новых межгосударственных проблем, в том числе связанных с использованием рек: трансграничного (в обе стороны) загрязнения речного стока (Россия—Украина, Россия—Казахстан и др.), регулирования водного стока, работы ГЭС и т. д.
Особенно обострилась водноресурсная ситуация в Центральной Азии, как теперь себя называют республики Средней Азии и Казахстан5. Известно, что истоки почти всех значительных рек этого региона (Сырдарьи, Нарына, Кызыл-Суу, Таласа, Чаткала) находятся в горах Киргизии. Там в годы советской власти были созданы крупные водохранилища (Токтогульское, Кайраккумское и др.) и ГЭС, работающие на весь регион. Однако все расходы на их содержание (а это сотни миллионов долларов за год) несет одна Киргизия, Узбекистан же и Казахстан, получающие наибольшую долю речного стока, пользуются водой бесплатно. До 1991 г. положение было иным: Узбекистан и Казахстан компенсировали затраты Киргизии в плановом порядке, поставляя ей ежегодно 1 млн т каменного угля, 1 млрд м3 природного газа и 400 тыс. т мазута. Теперь же соседи Киргизии продают ей уголь, нефть и газ по высоким мировым ценам. Парламент Киргизии, считая современную ситуацию несправедливой, еще в 1997 г. высказался за установление хотя бы минимальных ставок на сток речных вод за пределы республики. Это, по расчетам, могло бы покрыть расходы республики на поддержание в рабочем состоянии гидротехнических сооружений в горах, а также на покупку угля и газа. Однако положение остается прежним: соседние государства предпочитают получать речные воды даром. К тому же водные ресурсы в этих странах, особенно в аграрном комплексе Узбекистана, расходуются крайне неэкономно и нерационально (по оценке специалистов из ООН, вдесятеро хуже, чем в развитых государствах!). Воды Сырдарьи и особенно Амударьи все менее и менее доходят до усыхающего Аральского моря.
Меняя «хозяина», река меняет и имя. В верхнем
течении она называется Мацанг, Цангпо (в Тибете).
В месте прорыва через Гималаи река именуется
Диханг. В Бангладеш ее называют Джамуна
Другой пример. В рамках СЭВ в 1977 г. между Венгрией и Чехословакией был заключен договор о строительстве на Дунае и затем совместной эксплуатации комплекса из двух взаимосвязанных ГЭС в чехословацком городке Габчиково (в Словакии) и венгерском — Надьмароше. Однако во второй половине 80-х годов и особенно в начале 90-х годов, сначала при членстве той и другой страны в СЭВ, затем, после самороспуска этой организации, создалась острая конфликтная ситуация. В первую очередь Венгрия, потом и Чехословакия стали выдвигать различные претензии друг к другу: экологического характера, экономические, политические, вплоть до требования изменения пограничной линии (в пользу Чехословакии при... отводе воды из Дуная от Надьмароша). После распада как СЭВ, так и ЧССР Словакия все же перекрыла Дунай и построила частично ГЭС в Габчиково6. Венгрия же по-прежнему конфликтует, превратив двусторонний спор в затяжной международный: еще в 1992 г. она обратилась с жалобами на Словакию в Международный суд в Гааге, в Совет безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), в Совет Безопасности ООН. Однако решение этого сложного вопроса пока не найдено.
Международная река Дунай издавна была в сфере русских геополитических интересов (вспомним, что название реки фигурирует в наших древнейших богатырских былинах). Временно утрачивая контроль над устьем реки, Россия впоследствии его восстанавливает. На картине Верещагина — казачий пикет в устье Дуная в годы последней русско-турецкой войны
Коренные политические перемены в жизни государств Восточной Европы, СССР, России в конце 80-х и в 90-х годах ХХ в., экономические санкции стран Европейского Союза, НАТО, и особенно США, против Югославии из-за конфликта в Боснии и Герцеговине, затем — жестокая агрессия НАТО, прежде всего США, против Югославии серьезно подорвали роль и значение Дуная как международной реки. Огромные убытки при этом понесли фактически все Дунайские страны, но также и другие страны Европы: разумеется, намного больше всех — Югославия, затем Румыния, Болгария, Венгрия, Греция, Македония (обе последние — особенно из-за потери транзита товаров по Дунаю), Австрия, Германия, Украина, Россия, Чехия, Словакия и т. д.
Международная
река Тигр. Верхнее течение, Турция, район городка
Хасанкейф в 50 км от сирийской границы, в сотне
километров — от иракской
Тигр берет начало в Армянском нагорье и течет по
территории Турции, чиркает по крайнему
северо-восточному углу сирийской территории (по
20-километровому участку турецко-сирийской
границы), а затем, пройдя точку, где сходятся
рубежи Турции, Сирии и Ирака, вступает в иракские
пределы. С международными реками связаны древние
международные пути. На снимке видны опоры моста
римских времен
Россия не имеет больше флота на Дунае: весь Дунайский флот СССР, первый по числу судов и тоннажу, будучи приписанным к порту Измаил, присвоен Украиной. Резко уменьшился флот Югославии, второй по величине на реке, а также и других стран. Пострадали порты, энергетическое хозяйство, нефтепереработка; в несколько раз сократилось судоходство по реке — и грузовые, и пассажирские перевозки. Фактически больше нет «сквозного» пути — действуют лишь участки в недавнем прошлом единого дунайского пути. Западногерманский канал Рейн—Майн—Дунай7, открытый для судоходства в 1992 г., после 70 лет строительства с большими расходами, не может быть теперь реализован с очевидной пользой. Дунайская комиссия существует по-прежнему в Будапеште, но ничего не слышно о ее деятельности. Не ведутся работы по расчистке русла реки, по поддержанию условий для нормального судоходства — одна из главных обязанностей Дунайской комиссии.
Существенный урон понесли международные туристические маршруты (поездки) по рекам Европы. Так, нет теперь маршрута по всему Дунаю — от устья реки через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Чехию, Словакию, Австрию, ФРГ. Фактически действует лишь (по крайней мере, для российских туристов) туристический маршрут от Братиславы, столицы Словакии, вверх по Дунаю через Австрию и ФРГ. Упразднены туристские поездки по Днепру между Россией и Украиной (прежде — в пределах CCCP). Есть и другие подобные факты.
Международные реки, таким образом, служат «чувствительным нервом» международных отношений. Они заслуживают, полагаем, большого внимания в политической и экономической географии.
Истоки «великой французской реки» Роны в Швейцарии
1 В России известны также Днiпро Славутич (от славы) и Урал Горыныч (то есть сын горы, вытекающий с Урала). — Здесь и далее, кроме оговоренного случая, прим. ред.
2 Шатт-эль-Араб (в переводе «Река арабов») — общее низовье рек Тигра и Евфрата на протяжении почти 200 км. Река частично служит границей между Ираком и Ираном и играет важную роль в их жизни: судоходна, широко используется для орошения, по ее берегам — ряд городов, густые насаждения финиковых пальм. Финики же — один из важных продуктов питания арабов. — Прим. авт.
3 О формирующемся портовом треугольнике (с планами создания международной свободной экономической зоны) Рени (Украина) — Галац (Румыния) — Джурджулешты (Молдавия) см.: Рени — украинский порт перед Дельтой//География, 2/2000 (спецвыпуск: Дунай), с. 30.
4 Чтобы сохранить объективность, отметим, что есть и другая сторона медали. Арабские соседи обвиняют — и не без оснований — Израиль в том, что тот попросту ворует воду с оккупированных им или временно удерживавшихся территорий. С оккупированных сирийских Голанских высот Израиль не хочет уходить не только по военно-стратегическим и политическим соображениям, но и просто потому, что там он удерживает горные источники, питающие водой реку Иордан. В недавние годы, когда израильская армия стояла в южных районах Ливана (так называемая 40-километровая зона безопасности), ливанцы не раз уличали израильтян в расхищении их водных ресурсов.
5 Название «Центральная Азия» в применении к нашей Средней Азии необоснованно и рождено журналистской неграмотностью (бездумное калькирование англоязычных информационных источников, на которых, к несчастью, базируются «постсоветские» СМИ). В русской языковой и географической традиции Центральная Азия — это природная страна, охватывающая территорию Монголии и обширные внутренние районы Китая. Учителя географии должны разъяснять ученикам путаницу, а территорию Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Узбекистана именовать, как и положено по-русски, Средней Азией.
6 Подробнее см. об этом: С.В. Рогачев. Габчиково//География, № 4/2000 (спецвыпуск: Дунай), с. 14—17.
7 См. также: С.В. Рогачев. Северная точка на южной реке. Регенсбург. Между Венецией и Любеком//География, № 4/2000 (спецвыпуск: Дунай), с. 10.