Швейцарцы гордятся высокой
производительностью труда
А зря
С.В. РОГАЧЕВ
Швейцарцы, даром что в их Женеве размещена Международная организация труда, призванная заботиться об охране трудящихся, неумеренно много работают. Средний рабочий год швейцарца составляет 1921 час, тогда как, например, в Германии — лишь 1322 часа. Однако средняя производительность труда в Швейцарии по официальным данным — самая высокая в мире: 41,7 долл. в час (в Японии — 37,6 долл., в Германии — 33,4 долл., в США — 28 долл. в час).
Разумеется, это связано не столько с действительной производительностью, сколько со спекулятивным завышением стоимости своего труда швейцарцами, избалованными международным вниманием. Возможно, что какой-нибудь средний тайванец «вкалывает» намного больше, но ему намного меньше платят, и поэтому стоимость производимого им изделия существенно ниже, а значит, и производительность труда, выраженная в долларах, сравнительно невысока.
Миф о высокой швейцарской производительности искусно подогревается индустрией моды и рекламы. За счет созданной отчасти заслуженно, а во многом и искусственно престижности швейцарских товаров поддерживается высокая цена на них. Швейцария — страна, льстящая богатому человеку. Швейцарские вещи он покупает по ценам, изрядно подогревающим уважение к себе.
И хотя швейцарские Rolex, может быть, лишь в полтора раза лучше, чем часы аналогичного класса 2-го московского часового завода, стоит он в десяток, а то и в десятки раз больше. Ясное дело, что швейцарец произведет в час куда больше долларов, чем сборщица на московском конвейере, хотя часов-то она, может быть, соберет и намного больше. Швейцарцу же незачем гнать план, он может позволить себе работать не спеша, в удовольствие, зная, что даже за небольшой труд ему хорошо заплатят. А если так, то почему и не потрудиться 1921 час в год.
В сущности, швейцарский трудящийся получает не только заработную плату, но и ренту от географического положения страны. Лежащая в центре европейского внимания, меж крупнейшими державами континентальной Европы, страна в области ценообразования усвоила стиль поведения избалованной куртизанки.